Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие науки и техники в раннесредневековой Европе и Византии



Хронологические рамки Средневековья: сер. V – сер. XV вв. Особенность периода: соприкосновение западной и восточной культур, взаимозаимствование научно-технических и культурных достижений. Специфической традицией средневековой культуры была передача технических знаний и умений по наследству. С ростом населения и городов начинается специализация мастеров и объединение их в цехи, что приводит к массовому производству, в то же время уменьшались возможности для внедрения технических новаций, так как право делать изобретения принадлежало мастерам, а они, используя подмастерьев, не нуждались в усовершенствовании производства.

Технические достижения средневековой Европы и Византии. После гибели античной цивилизации Европа затормозилась в своем развитии. Многое из античного наследия было забыто, утрачены навыки и умения. Ремесленные навыки сохранялись в металлургии, в изготовлении орудий труда и оружия, производившихся в ремесленных мастерских, работавших на новых заказчиков в соответствии с их вкусами. Сохранялись местами античные машины для подъема тяжестей, насосы для перекачивания воды, водяные мельницы, иногда дополненные новыми приспособлениями.

При преобладании ручной техники появлялись и некоторые механические приспособления, затем первые машины. Двигателем служила сила человека и животных, вода, ветер. Для нужд строительства, горнорудного производства требовались подъемные, дорожные, землеройные механизмы (подъемные приспособления, ручные и ножные или педальные станки: токарные, точильные, прядильные и ткацкие).

Первыми машинами можно считать мельницу и часы. Римлянам была известна водяная мельница, использование которой возрождается в Европе с VI в. Эта машина была модифицирована, что позволило увеличить ее КПД. Ее использовали для откачивания воды, как двигатель для работы станков и других механизмов. Позднее, с Востока, проникла ветряная мельница, которую стали использовать сначала в арабской Испании, затем во Франции, Англии, Голландии. Переворот в технике связан с механическими часами, которые стали первым автоматом. Сначала появились колесные часы с боем, в XIII в. используется гиревой механизм с подтяжкой груза, храповик как регулятор хода. В 1335 г. были созданы башенные часы на дворце Висконти (Милан), к XV в. появляются карманные часы.

Часть нововведений стала следствием заимствований у других народов, преимущественно у арабов. К таким новациям относится порох, появление которого привело к созданию производства пороха, разработке технологии гранулирования пороха. Немецкий алхимик Бертольд Шварц создал из селитры, серы и древесного угля порох. Появилось первое европейское огнестрельное оружие. Это оружие изменило способы ведения войны и привело к развитию новых технологий в литейном деле.

В период крестовых походов (1096-1261 гг.) в Европу проникли: технология изготовления красок, бумаги, дамасской стали, рис, сахарный тростник и др. Были организованы новые производства, например, заимствование бумаги (XII в.) привело к появлению собственных мастерских по ее изготовлению. С бумагой связано книгопечатание, создавшее новые возможности для обмена информацией массовое изготовление документов и книг, карт. Был создан комплекс средств для книгопечатания (разборный металлический шрифт; формы для стандартной отливки литер; сплав свинца, сурьмы и олова для литер; пресс с системой его обслуживания). В Европе книгопечатание было введено в 40-х годах XV в. в Германии Иоганном Гутенбергом.

К XI в. на Западе возродилась техника изготовления оконного стекла, искусство мозаики и росписи стен. Особенно славилась Венеция, где было налажено производство стеклянных зеркал, которые экспортировались во все страны Европы. На основе стеклоделия возникла шлифовка линз, а с XIV в. — изготовление оптического стекла для очков.

Прогресс в естествознании и технике связан с развитием городов. Появившись в результате роста производительных сил феодального общества, разделения труда, отделения ремесла от сельского хозяйства, город становится средоточием ремесла и торговли. Города быстро растут из-за массового притока крестьянства, порывающего с сельским хозяйством.

Развитие европейских стран требовало совершенствования всех видов сообщения. Отсюда широкое использование лошади, изобретение стремени привело к распространению верховой езды. Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне, вместо быков. Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством сухопутного транспорта. Потребности экономики способствовали оживлению морского судоходства. На Средиземном море стали строить вместительные парусные корабли, а изобретение магнитного компаса (XII-XIII вв.) расширило возможности мореплавания.

Из характерных черт архитектуры можно отметить широкое использование обожженного кирпича, черепицы, цемента. Разрабатывается новый архитектурный стиль. В XI-XII веках распространение получает готика, родиной которой стала Франция. Крупнейшим памятником готики является собор Парижской Богоматери. В готической архитектуре изобретена новая конструкция свода, отличающаяся легкостью, ажурностью и многообразием форм.

Закат античной цивилизации в Европе почти не затронул Восточно-римскую (Византийскую) империю. Во многих технических достижениях, из-за более стабильной обстановки и близости с Востоком, Византия опережала Европу. Подхватив традицию античного изготовления кожи «по-пергамски», византийцы наладили производство писчего материала «пергамента», который с VI века заменил папирусные свитки.

В городах при сооружении крупных зданий продолжали исходить из античных традиций. Знаменитой постройкой является Софийский собор в Константинополе. Планировка, строительный материал, технологии, приспособления, система застройки – все хранило черты античного строительного дела.

Византийцы познакомили Европу с шелком, когда им удалось разрушить монополию китайцев. Переработанный в мастерских Константинополя шелк-сырец экспортировался на Запад. Позднее шелковое дело начнем развиваться в Италии и Франции. Но изготовление более дорогих тканей оставалось византийской прерогативой, например, золототканая парча.

Византия славилась ремесленными изделиями, изготовляемыми по античным рецептам: стекло, керамика, мозаичная смальта, эмали и краски. Сохранив военное искусство предыдущей эпохи, византийская армия располагала первоклассной боевой техникой и вооружением, также Византия смогла сохранить боеспособный военный флот. Особенную славу и могущество давало изобретение смеси, известной как «греческий огонь». В его состав входили сера, льняное масло, каменная соль, смола, нефть, негашеная известь, толченый спекшийся песок, деготь и селитра. Византийцы в VII в. соорудили для выплескивания этой жидкости катапульту с тремя настильными фонтанировавшими трубами. Состав «греческого огня» держался в тайне, а это изобретение надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях.

Средневековая наука Европы.Наука Средних веков отличалась от предыдущего этапа, причиной было распространение христианства. Религия являлась доминирующей формой постижения бытия, поэтому в средние века значительных прорывов в науке не произошло. С другой стороны, церкви и монастыри являлись проводниками грамотности и образования. Именно в монастырских библиотеках сохранялось научное наследие. Но эта монополия на ученость и образование провоцировала научное мышление, ограниченное религиозными догмами и склонное к схоластике. Источником познания для средневекового ученого являлось божественное Слово. Наиболее достойной изучения становится наука о божественном, в то время как все остальные науки, подчиняются ей, т.е. становятся «служанками теологии». Но при всех сложностях развития научного знания шло соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки. Этому способствовало развитие механики, вызванное эволюцией ремесленного производства и зарождением мануфактур.

Едва ли не самыми значительными науками в этот период были алхимия и астрология, хотя они противоречили христианству. Алхимики Западной Европы пытались превратить обычные металлы в драгоценные и получить эликсир молодости. В процессе поиска чудесного средства были открыты или усовершенствованны способы получения стекла, эмали, красок, лекарств. Алхимия положила начало появлению химии как науки. Родиной алхимии был Восток, европейцы познакомились с ней через арабов, захвативших испанские территории. Идеи арабских ученых подхватили исследователи ‑ Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнольд из Виллановы, Раймонд Луллий и др. Они умели химически разделять вещества на составные, осуществлять возгонку, очищение, последовательное соединение исходных реактивов в более сложные вещества. В итоге сложились технологии и навыки получения ряда химических веществ, нашедших применение в быту и производстве: кислоты, спирт, эфирные масла, зажигательные составы, мыло из смеси жиров с моющими ингредиентами, порох и краски.

После крестовых походов с Востока стали проникать научные идеи и воззрения. Труды арабских ученых переводили на латинский язык. Латынью пользовались при написании документов, составлении отчетов, писем и научной литературы, латынь была общеевропейским «научным» языком. Однако применение латыни способствовало тому, что долгие годы эта литература была достоянием привилегированной верхушки феодального общества.

В конце XII – нач. XIII в. популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты. В Средние века университеты называли studium, что значило учебное заведение с универсальной программой. В основе образования лежало три основных направления: владение словом (красноречие, искусство убеждения, искусство толкования текста ‑ грамматика, риторика, диалектика); построение связной и достаточно наглядной картины мира в рамках христианского вероучения (теология); обоснование праведной жизни (этика, экономика, право, политика). Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было 4 факультета: общеобразовательный (факультет искусств); медицины; права; теологии. Первые университеты Европы образовались в Болонье, Париже, Оксфорде.

В Византии античная традиция никогда не прерывалась. Рукописи античных авторов собирались, из них делались выдержки, через Византию сочинения греческих авторов распространялись в восточные страны. К образованию, знанию и науке византийцы относились с уважением. Многие императоры хотели считаться просвещенными, поэтому оказывали покровительство ученым и помогали сохранять наследие античной науки. Но церковь вывела на видное место в системе знаний богословие, что ограничивало развитие наук. Но были исключения, например, деятельность византийского ученого Льва Математика привела к закладыванию основ алгебры, появлению передовых идей, в частности светового телеграфа и хитрых механизмов для императорского дворца в Константинополе. В середине IX в. под его началом была открыта высшая школа. Преподаватели этой школы стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги. Знаменитый грамматик Фотий составил сборник с пересказами 280 античных рукописей.

В средние века изменяется сознание человека, возникает идея, что человек – господин мира, и он может этот мир переделывать под свои нужды. Происходит отход от созерцания к эксперименту и практике. Начинается систематизация и классификация знаний, появляются энциклопедии. Тягу к знаниям поощряли средневековые школы и университет, все это привело к высокому уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья.

 

Итого:

При определенной однобокости развития европейского общества и гибели Византийской империи в XV в., достижения цивилизации Средних веков в области техники были велики. Важным рубежом явились X-XI вв., связанные со становлением городов как центров ремесленного производства и торговли. Новый рывок в развитии производительных сил сделан в XIV-XV вв., когда технические достижения распространились по континенту, а прогресс ремесла подталкивал развитие сельского хозяйства.

Средневековая наука уступала античной, но постепенно в ней стали развиваться прогрессивные тенденции. Определенную роль играли открытия, которые находили применение в производстве. Например, книгопечатание сыграло революционизирующую роль, став важным фактором технического, социального и интеллектуального прогресса. Наряду с ткацкими станками, мельницами и оптическими приборами часы образовали технический фундамент, на котором стала зарождаться «систематическая экспериментальная наука». Основными итогами развития науки и техники в средневековье являются: соединение науки с практикой, развитие механики, развитие ремесленного производства и появление мануфактур. Расширяется сфера применения водяных и ветряных мельниц. В военном деле применяют метательные, стенобитные и осадные башни, зажигательные и взрывчатые средства, порох, огнестрельное оружие. Совершенствуется производство бумаги, разрабатывается алфавит, печатаются книги.

Таким образом, в средние века в Европе количество изобретений и открытий увеличивалось в нарастающем темпе, формировались квалифицированные технические кадры. Несомненно, что технические достижения средневековья обусловили развитие научной мысли в эпоху Возрождения.

 

Наука и техника эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)

В XIV-XVI вв. в культуре и технике Италии, а позже и других стран произошли изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени. Важной чертой эпохи Возрождения явился переход к новому мышлению, основным содержанием которого стал гуманизм. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия.

Основная работа по развитию науки в период Ренессанса выпала на долю инженеров и практиков. Официальная наука, которую преподавали в университетах, себя исчерпала и начала тормозить развитие прогресса. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений. По своему значению изобретение книгопечатания сравнимо с изобретением колеса или письменности. Печатание книг не только удешевило их по сравнению с рукописными, но и сделало чтение и знания массовыми и общедоступными. Первым, кто придумал технологию для печатания, был Иоганн Гуттенберг, а первой книгой стала Библия. До конца XV в. типографии появились в Италии, Швеции, Франции.

С появлением пороха и нового оружия изменились способы ведения войны, что повлияло на фортификацию. В XVI в. придумали мушкеты – ружья с курком, снабженным тлеющим фитилем. В то же время изобрели пистолет и колесный замок для поджигания заряда. Так произошло разделение огнестрельного оружия на ручное, стрелковое, и тяжелое, артиллерийское. Спрос на оружие привел к развитию металлургии и увеличению добычи железной, медной и оловянной руд.

Появление пушек и огнестрельного оружия обезопасило путешествия. В XV в. появляется новый тип парусного судна ‑ каравелла. Эти корабли были невелики по размеру, имели небольшой экипаж, но вместительный трюм.

В XV в. активно развивалась картография и география. В 1490 г. М. Бехайм создал первый глобус. В конце XV – нач. XVI вв. поиски европейцев морского пути в Индию и Китай увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом. В 1498 г. Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована экспедицией Магеллана – Эль-Кано, совершившей первое кругосветное путешествие. Эти открытия стимулировали развитие картографии. Карты стали более точными, на них стали наноситься широты, очертания берегов, порты. Для навигации использовались компас и астролябия, качество которых улучшилось к XVI в.

Последствия Великих географических открытий: «продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, ананасов, широким импортом пряностей, какао, чая; распространение иноземных товаров в Европе; научно-технический прогресс. Но были отрицательные моменты: первооткрыватели вывезли из Нового Света много золота и серебра, что привело к снижению цен на драгметаллы, а, следовательно, увеличились цены на остальные товары; расцвет пиратства и работорговли, была уничтожена культура индейцев.

Ученые Возрождения.В эпоху Возрождения получили новый импульс развития многие науки. Самым известным ученым того времени считается Леонардо да Винчи. Насчитываются сотни его изобретений, самыми известными стали приспособления для передачи движения (цепная передача, ременная передача), роликовые опоры, разные станки, ткацкие машины, музыкальные инструменты. Леонардо принимал участие в организации мелиорационных работ, в устройстве гидросооружений, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста. Он сделал ряд наблюдений по теоретической акустике, заметил явление резонанса. Леонардо выдвинул универсальную физическую концепцию волнового движения. По этой концепции свет, звук, запах, магнетизм и даже мысль распространяются волнами. Много размышлял да Винчи над проблемой полета. В 1490 г. он спроектировал, а возможно построил, модель летательного аппарата с крыльями, как у летучей мыши. Аппарат должен был использовать мускульные усилия рук и ног. Да Винчи создал первый проект парашюта. Большинство проектов Леонардо остались невоплощенными.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к сер. XV в., и связаны с именами Г. Пейербаха и И. Мюллера. Мюллером были созданы более совершенные астрономические таблицы – «Эфемериды», которыми пользовались Колумб и др. мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик Л. Пачоли. В XVI в. Н. Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени. Кардано стал основоположником кинематики механизмов и разработал теорию и практику зубчатого зацепления, изобрел карданный механизм, получивший распространение в автомобилях. Испанский математик Франсуа Виет является творцом той алгебры, которую изучают и сейчас. Шотландский математик Джон Непер ввел логарифмы.

Голландский ученый С. Стевин применял математические, чаще геометрические методы к решению физических задач. Значительное внимание уделял гидростатике: получил доказательство закона Архимеда, опытным путем доказал существование гидростатического парадокса. Он построил ветряную повозку, использующую парус, она развивала скорость до 34 км/час.

Вклад в механику внес Джованни Баттиста Бенедетти. Он доказал следующее утверждение: «Два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или не равные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время». Это утверждение было развито Галилеем.

В области оптики примечательны имена Франчески Мавролика и Джована Баттисты Порты. По Мавролику, хрусталик глаза работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда последовало объяснение причин дальнозоркости и близорукости свойствами хрусталика. Мавролика впервые указал на семь цветов в радуге. Порта автор «Натуральной магии» в 20 книгах, по оптике, как приготовить фейерверки, духи, лекарства, как разводить животных, уроки кулинарии, косметики, описаны алхимические опыты, опыты по пневматике. В книге содержатся значимые открытия, например, применение камеры-обскуры для получения и проецирования рисунков. Принцип камеры-обскуры Порта использует для объяснения процесса зрительного восприятия. Он описал опыты по магнетизму, среди них опыт с железными опилками: первая демонстрация действия магнитного поля.

В. Гильберт занимался магнетизмом и описал ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он доказал, что магнит имеет полюсы, а свойства полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюсы притягиваются, одноименные отталкиваются. Гильберт предположил, что Земля – большой магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства он изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, он мог демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара как бы в различных точках земной поверхности. Значение опытов Гильберта с шаровым магнитом выходит за рамки технического эксперимента и приобретает мировоззренческий смысл. В условиях лаборатории впервые исследовалось явление космического масштаба. Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (алмаз, аметист, стекло и др.) и установил, что под воздействием пламени приобретенное свойство притягивать теряется.

Великие географические открытия, развитие астрономии, с одной стороны, и свободный дух эпохи Возрождения – с другой привели к перевороту в воззрении на устройство мира. Геоцентрическая система устройства мира Птолемея с Землей в центре Вселенной рухнула, начало этому крушению положила гелиоцентрическая теория Николая Коперника. В начале Эпохи Возрождения о подвижности Земли утверждал Николай Кузанский, но его обсуждение было философским. Коперник же считал движение планет равномерным и круговым. Он объяснил причины попятных движений планет, вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращений. Объявляя Землю планетой, Коперник устранял разрыв между «надлунным» и «подлунным» мирами из философии Аристотеля. Результаты он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер».

Исследования в астрономии продолжил Иоганн Кеплер. Кеплер пришел к следующим выводам: орбита каждой планеты является плоской кривой, причем плоскости всех орбит пересекались в Солнце. Это означало, что Солнце находится в центре планетной системы. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце (Первый закон Кеплера). Кеплер открыл закон площадей (Второй закон Кеплера): отрезок, соединяющий планету и Солнце, за равные промежутки времени описывает равные площади. Поскольку расстояние планеты от Солнца при этом также менялось (согласно первому закону), отсюда следовала переменность скорости движения планеты по орбите. Установив свои первые два закона, Кеплер отказался от догмы о равномерных круговых движениях планет, с давних времен владевшей умами ученых. Солнце оказалось не только геометрическим, но и динамическим центром планетной системы. Кеплер вывел математический закон (Третий закон Кеплера), который связывал между собой периоды обращений планет и размеры их орбит: квадраты периодов обращений планет относятся как кубы больших полуосей их орбит. Впервые закономерность устройства планетной системы получила математическое оформление. На основании открытых им законов движения планет Кеплер составил таблицы планетных движений. Эти таблицы уточнил английский астроном Дж. Хоррокс.

Одновременно с Кеплером трудился Г. Галилей. С помощью изобретенного им телескопа Галилей сделал ряд открытий: поверхность Луны не гладкая, а имеет горы и впадины. Он объяснил пепельный свет Луны отражением солнечного света Землей. Благодаря этому Земля стала телом, подобным Луне. Были открыты четыре спутника Юпитера (получивших название галилеевых). Галилей установил, что Млечный Путь состоит из множества звезд, неразличимых невооруженным взглядом, открыл солнечные пятна, а наблюдения за ними привели его к выводу о вращении Солнца вокруг своей оси. Галилей показал, что видимые размеры планет в различных конфигурациях меняются точно в том соотношении, как следует из теории Коперника. Вторым направлением деятельности Галилея было установление законов динамики: им была открыта инерция и принцип относительности.

Новые области знания.Нидерландский ученый Андрей Везалий положил начало анатомии. Вскрытием трупов он доказал, что у мужчины и у женщины 24 ребра и опроверг теорию о том, что у мужчин на одно ребро меньше, поскольку Бог из ребра Адама создал Еву. Анатомируя человеческие трупы, Везалий описал скелет человека, мышцы, внутренние органы, клапаны сердца и создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови. Свои наблюдения Везалий изложил в «Анатомических таблицах». Везалий обогатил науку данными, полученными в результате многочисленных опытов; исправил ошибки предшественников и впервые привел все знания в систему, т. е. сделал из анатомии науку.

Рождение физиологии как науки связано с именем английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея, который создал теорию кровообращения. Основываясь на достижениях предшественников, Гарвей рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. После многолетней проверки Гарвей изложил свою теорию в книге «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

Большое влияние на развитие естествознания и физиологии оказала деятельность философа Ф. Бэкона. В своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук» он сформулировал три задачи медицины: «первая состоит в сохранении здоровья, вторая ‑ в излечении болезней, третья ‑ в продолжении жизни». Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной ряд вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении природных факторов и развитии бальнеологии.

Французский ученый Рене Декарт разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Декарт явился типичным представителем ятрофизики ‑ направления в естествознании и медицине, которое рассматривало живую природу с позиций физики.

Другим направлением в естествознании была ятромеханика. Ее основные положения изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога Джованни Альфонсо Борели, основоположника биомеханики. С позиций ятромеханики живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики.

Среди выдающихся достижений эпохи, имевших отношение к физике и к медицине ‑ изобретение термометра (воздушного термоскопа). Его автор ‑ Галилео Галилей. В отличие от современного термометра в нем расширялся воздух, а не ртуть. Одновременно с Галилеем врач-физиолог Санторио создал свой прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела.

Развитие получила и ятрохимия. Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Одним из основоположников ятрохимии и опытного метода в науке является выдающийся врач и химик Парацельс. Во времена Парацельса хирургия не считалась областью медицины и в университетах не преподавалась, Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины. С Парацельса начинается перестройка химии в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота ‑ к приготовлению лекарств. Согласно Парацельсу, здоровье связано с нормальным содержанием в организме человека трех начал: серы, ртути и соли; нарушение их правильных соотношений приводит к болезни. Вот почему врачи и аптекари Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим серу, ртуть и соли.

Развитие медицинской химии привело к расширению аптекарского дела. Аптека возникла во вт. пол. VIII в. на Востоке, в Европе первые аптеки появились в XI в. в Испании, и к XV в. они распространились по континенту.

Согласно цеховой организации, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Врачи представляли официальную медицину, которая следовала слепому заучиванию текстов и была далека от клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в организме. Ремесленники-хирурги, напротив, имели практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лечении переломов и вывихов, помощи раненым на полях сражений.

Переворот в хирургии связан с именем Амбруаза Паре. Он усовершенствовал технику хирургических операций, применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, сконструировал ряд хирургических инструментов и ортопедических приборов, включая искусственные конечности и суставы. Многие из них были созданы после смерти Паре по чертежам и сыграли важную роль в развитии ортопедии. Деятельность Паре определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга во врача-специалиста.

 

Итого:

Название периода, Возрождение или Ренессанс, связано с возрождением интереса европейцев к наследию античной цивилизации. В этот сравнительно короткий промежуток времени жили знаменитые ученые Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей; были сделаны Великие географические открытия.

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, военного дела, то есть развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Перемены в жизни общества сопровождались обновлением культуры – расцветом наук, литературы на национальных языках и изобразительного искусства. Совокупность экономических, политических, социально-психологических факторов повлияла на возникновение гуманизма, главной идеей которого была идея индивидуальности, провозглашающая самоценность личности. Мощь этой идеи проявлялась в двух направлениях ‑ в подрыве основ католицизма и утверждении всемогущества человека. Мыслитель Возрождения остается человеком религиозным, но человек и природа становятся актуальными реальностями, предметом пристального интереса исследователя.

В эпоху Возрождения зарождаются технические науки, наука соединяется с практикой, на первое место выходит эксперимент. Величайшим достижением эпохи стала идея Коперника о гелиоцентрической системе мира, основанная на описательной астрономии. Все это подрывало основы христианского мировосприятия. Церковь защищала свои позиции, сочинение Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» было запрещено. А продолжатель учения Коперника, Д. Бруно был обвинен в ереси и сожжен инквизицией.

В своем отношении к окружающему миру человек не мог опираться только на веру в Бога, и был вынужден рассчитывать на свой разум. Гуманизм Возрождения способствовал утверждению в Европе веротерпимости, свободы научного поиска. Рушились прежние установки, таяла вера во всемогущество церкви. И все эти процессы происходили на фоне перемен социальных, общественных, политических. А так как жить без веры нельзя, возникла новая вера ‑ в науку. Начиналась новая эпоха рационализма и критического отношения к реальности, получившая название Нового времени.

 



Просмотров 1374

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!