Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Форма государственного устройства современной России



Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержа­нии оптимального соотношения между деятельностью феде­ральной власти по обеспечению территориальной целостно­сти, единства государства и стремлением регионов к боль­шей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Ре­зультатом же безграничной самостоятельности регионов мо­гут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государ­ственности. Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного устройства, при которой естествен­ное стремление регионов к самостоятельности не будет со­здавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федератив­ного договора и Конституции Российской Федерации.

Российское государство — самобытная, уникальная фе­дерация, построенная на договорно-конституционном пра­вовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонаст­ройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъекта­ми Федерации (например, с Республикой Татарстан) о раз­граничении предметов ведения и полномочий. Немало осо­бенностей и проблем порождает противоречивость двух из­начально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административ­но-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Феде­рация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятель­ность регионов уравновешиваются -заложенными в Консти­туции базовыми принципами, которые гарантируют: незыб­лемость территориальной целостности государства; равно­правие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регио­ном таких основополагающих принципов, как народовлас­тие, разделение властей, многопартийность, равные изби­рательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и де­нег по всей территории государства; верховенство федераль­ного законодательства; недопустимость действий, направ­ленных на одностороннее изменение статусов членов Феде­рации.

Конституция разграничила предметы ведения и полно­мочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъек­тов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) пред­меты ведения субъектов Федерации; 3) предметы совмест­ного ведения Федерации и ее субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разра­батывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных кон­фликтов, в основу которой будет положен принцип приори­тетности мирных политических средств разрешения возни­кающих противоречий.

 

30. Политический режим: понятие и классификация.

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим — это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется. соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда власть переходит в ;)уки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

 



Просмотров 518

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!