Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Государственное регулирование природоохранной деятельности



 

Управление - целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, приводящая к намеченным результатам, целям. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задачами. Управление природопользованием - это совокупность мероприятий, практических действий, способных изменить течение процессов, происходящих в окружающей природной среде в желательном для общества направлении.

Управление природопользованием может осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственное управление объектами окружающей природной среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей природной среды. Причем это должно быть сделано на основе познания и использования эколого-экономических закономерностей с тем, чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие.

Государственное управление природопользованием означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования и охране природы. Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они финансируются за счет бюджета и имеют необходимый объём властных полномочий. Объект управления природопользованием - деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правого регулирования. Формами государственного управления являются акты управления (нормативные, директивные, индивидуальные), административные соглашения и материально-технические действия.

Государственное управление в сфере природопользования включает в, себя три вида управления деятельностью: социально-экономический, административно-политический и социально-культурный. Управление природопользованием осуществляется с помощью административных (принудительных), экономических и идеологических (воспитательных) методов решения тех или иных вопросов.

Методы управления позволяют постоянно, непосредственно и оперативно решать вопросы и достигать целей управления. В управлении природопользованием используются методы: запрещения; приостановления; изъятия (прекращения права пользования); согласования и разрешения (выдача лицензий, договор на комплексное природопользование и т.п.).

Государственное управление в сфере природопользования осуществляется на основе закрепленных в законодательстве общих принципов управления. К ним относятся: законность, сочетание территориального и отраслевого управления. Законодательством устанавливаются специфические принципы охраны природы: комплексность, всеобщность, планомерность, использование возможностей НТП и международного сотрудничества.

Конечная цель государственного управления природопользованием - достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Но она не достижима сразу, поэтому определяются промежуточные цели на каждом конкретном этапе (промежутке времени) - конкретные показатели качества окружающей природной среды.

Система органов государственного управления природопользования - это единый организм, состоящий из взаимосвязанных, субординированных элементов. Функции органов государственного управления в сфере экологии подразделяются на три составляющие:

1) управленческая - организация, общее руководство, оперативное распорядительство, издание нормативных актов и их изменение;

2) планирования, прогнозирования и координации;

3) учета, контроля и надзора.

В Российской Федерации многие министерства и ведомства (департаменты) являются непосредственными природопользователями, но специальных функций по государственному контролю и надзору не выполняют, функции органов государственного управления определяются исходя из содержания, задач и компетенции того или иного органа управления. Органы государственного управления могут быть классифицированы по объектам их компетенции. Различаются органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены: Президент РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Специальной компетенцией наделены те органы государства, которые в соответствии с положением о них, утвержденным правительственным актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные, экологические функции. По характеру своей специальной компетенции такие органы подразделяются на два вида: координационные, решающие комплексные задачи в сфере охраны окружающей среды и природопользования, и отраслевые.

Координационные органы выполняют все задачи или блок природоохранных задач, одну или несколько функций в отношении всех природных ресурсов. Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране и использовании отдельных природных объектов. Координационную деятельность в области охраны окружающей среды ранее осуществлял Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) и выполнял следующие функции: координационную, регулирующую, контрольно-инспекционную, разрешительную, информационную, эколого-просветительскую, природно-заповедную и международную.

К отраслевым специально уполномоченным органам относились: Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем); Комитет РФ по водному хозяйству (Росводхоз); Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра); Роскомлес.

С 2000 года в системе государственного управления природопользованием произошли изменения. В настоящее время функции Росводхоза, Роскомлеса, Роскомнедра и Госкомэкологии выполняют соответствующие структурные подразделения (департаменты) Министерства природных ресурсов РФ (МПР России).

Все координационные и отраслевые органы управления природопользованием имеют вертикальную структуру (территориальные органы) - министерства, комитеты, департаменты субъектов Федерации.



Просмотров 627

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!