Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Методика расчета рейтинга вузов России
Рейтинг (от англ, rate — оценивать, определять) — это индивидуальный показатель оценки какого-либо объекта. Чаще всего рейтинг является условным интегральным показателем и базируется на совокупности отдельных признаков. Можно выделить три принципиально разных подхода при расчете рейтинга [20]: 1. Оценка достигнутых показателей по результатам работы. 2. Оценка показателей, характеризующих фактическое состояние организации. 3. Оценка показателей, характеризующих потенциальные возможности организации. В методике расчета рейтинга вузов, принятой Министерством образования РФ, учитываются элементы всех трех подходов. Часть показателей взяты из первой группы, часть - из второй, часть - из третьей. Для вуза в состав отдельных признаков включены 44 показателя, начиная с качественного состава ППС и заканчивая показателями социальной структуры поддержки студентов. Каждому показателю присвоен порядковый номер (от 1 до 44). Базой расчета рейтинга вуза является условное количество студентов, которое рассчитывается по уравнению: В=15+С1х16+С2х17, где В — условное количество студентов; Cl, C2 — весовые коэффициенты, устанавливаемые экспертным путем. Примеры их значений, принятые Госкомвузом (сейчас - Минобразование РФ) в 1994 г.: Рейтинг потенциала вуза вычисляется через три группы частных показателей: интеллектуальный потенциал, материальная база и социально-культурная база. Интеллектуальный потенциал вуза вычисляется по следующим показателям: 1.1.1. Квалификация 1 +2 + С4х4 +С5 х (10 + 11)/В. 1.1.2. Перспективность (3 + С6 х 5)/В. 1.1.3. Элитарность (6 + С7 х 7 + С5 х (12 + С7 х 13)/В. 1.1.4. Общественное признание (8 + С5 х 14)/В. Материальная база вуза характеризуется следующими показателями: 1.2.1. Здания и сооружения (31 - 32)/В. 1.2.2. Оборудование (32 - С8 х 46)/В. 1.2.3. Уровень информатизации (36 + С9 х (35 - 36) - СЮ х 37/В. 1.2.4. Библиотека 38/В. 1.2.5. Бюджетные сметы 30/В. Социально-культурная база вуза характеризуется следующими показателями: 1.3.1. Общежития 42. 1.3.2. Общепит 43. 1.3.3. Санатории-профилактории 44/В. 1.3.4. Спортивные сооружения 45/В. Рейтинг активности вуза вычисляется через три группы показателей: подготовка кадров, наука и издания, международные связи. Подготовка кадров в вузе характеризуется следующими показателями: 2.1.1. Студенты В. 2.1.2. Аспиранты (18-С 11 х19)/В. 2.1.3. Подготовка докторов наук 23/В. 2.1.4. Подготовка кандидатов наук 24/В. 2.1.5. Подготовка специалистов (40 + S х 41)/В. Объем научных исследований в вузе и изданий характеризуются следующими показателями: 2.2.1. Объем госбюджетной науки 25/В. 2.2.2. Объем хоздоговорной науки 26/В. 2.2.3. Издания за рубежом 27/В. ,2.2.4. Издания в России 28/В. 2.2.5. Коммерция (39 - 40)/В. Международные связи вуза характеризуются следующими показателями: 2.3.2. Подготовка специалистов в России (21 + С14 х (20 - 21))/В. 2.3.3. Подготовка специалистов для России 29/В. 2.3.4. Экономическая оценка 41/В. Все показатели, прежде всего, нормируются. Выбранное правило нормирования предусматривает их деление на максимальное соответствующее значение по выборке однотипных показателей. В результате нормирования все показатели имеют значение в интервале от 0 до 1. Рейтинг активности и потенциала вуза вычисляется как линейная свертка частных показателей с учетом специальных коэффициентов, оценивающих значимость показателей [20]. После вычисления рейтинга потенциала и активности вычисляется оценка эффективности как деление активности на потенциал. Оценка эффективности вводится мультипликативно в значение рейтинга по интеллектуальному потенциалу, после чего выполняется повторное вычисление рейтинга потенциала вуза и общего рейтинга вуза. Расчет рейтинга вузов по методике Госкомвуза РФ базируется на 44 показателях, отражающих практическую деятельность вуза, и достаточно полно показывает потенциал вуза и результаты его деятельности. В методике применяются теория ранговой корреляции и математической статистики для приведения локальных показателей к сопоставимым значениям и расчета интегрального показателя общего рейтинга вуза исходя из потенциала и активности вуза. Расчет интегрального показателя можно упростить, если ввести экспертным методом весовые коэффициенты локальных показателей и рассчитывать интегральный показатель по формуле средней взвешенной величины. Однако в методике отсутствует такая составляющая качества образования, как качество подготовки выпускников, которое определяется по результатам итоговой аттестации студентов и опросам работодателей. Таким образом, она более ориентирована на оценку качества обучения и потенциала вуза. Международные критерии оценки качества образования Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшего внимания заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB), применяемая для общественной аккредитации школ бизнеса университетов. Государственная аккредитация в США отсутствует. В методике предусмотрено 6 групповых критериев оценки качества образования: 1. Миссия и цели. 2. Профессорско-преподавательский состав. 3. Содержание и оценка учебных программ. 4. Учебно-методическое обеспечение и ответственность за него. 5. Студенты и выпускники учебного заведения. 6. Интеллектуальный продукт учебного заведения. Рейтинг университетов Великобритании формируется на основе следующих показателей: - отношение количества студентов к персоналу университета; - объем проводимых научных исследований; - количество докторов наук; - затраты на библиотеку; - обеспеченность общежитием; - доля окончивших по отношению к поступившим; - количество принимаемых на первый курс; - занятость выпускников; - доля зарубежных студентов; - оценка преподавателей. Первые места в этом рейтинге занимают университеты Кембриджа, Оксфорда. Каждый показатель оценивается в баллах при задании максимально возможной оценки. Рейтинговый показатель вычисляется как арифметическая сумма частных показателей. Рейтинговая оценка немецких университетов формируется на базе показателей: - приближенность к практике; - уровень обучения (качества); - коммуникации (связи); - теоретический уровень; - сотрудничество в исследованиях; - исследовательские достижения; - деятельность студентов; - уровень административного управления. По каждому показателю университеты выстраиваются в порядковую очередь, и рейтинговая оценка вычисляется как сумма порядковых номеров по отдельным показателям Основной принцип достижения успеха в любой деятельности - ориентация на потребителя. Выявление же потребителей, в свою очередь, является критическим шагом на пути внедрения системы качества во всех организациях. Однако надо осознать, что высшее образование отличается от других отраслей сферы услуг, так как студенты - не просто и не только «потребители товара». Высшее образование - это долгосрочные инвестиции с множеством лиц, получающих пользу. И хотя студенты - первые, кто получает выгоду, они осознают это позднее - в течение своей дальнейшей производственной деятельности, и их истинное удовлетворение можно будет измерить только тогда. Прежде чем учебное заведение продвинется вперед по пути качества, оно должно принять реалистичную модель сегодняшнего высшего образования, в которой студент - это продукция, а работодатель - это потребитель. Каждый вуз выступает в роли поставщика и имеет пять основных «групп субъектов» - заинтересованных лиц: 1) Потребители продукции и/или услуг данной организации (для вуза - это студенты, организации и государство). 2) Поставщики «сырья» (школы, колледжи и тому подобное). 3) Персонал (как профессорско-преподавательский и научный, так и обслуживающий). 4) Вышестоящие организации (в нашем случае - Министерство образования России). 5) Социальная инфраструктура (район, город, республика, страна). Именно в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп с целью достижения и поддержания равновесия состоит одно из ключевых предназначений системы качества.
|