Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ США И КАНАДЫ



Государственное управление охраной окружающей среды воз­лагалось на многие государственные органы в период до наступле­ния экологического кризиса 60-х гг. XX века, который явился сти­мулом для быстрого развития права окружающей среды в этой стране.

В структуре государственных органов были созданы специ­ализированные подразделения.

Так, управление охраной вод и ат­мосферного воздуха осуществляло министерство здравоохранения.

Центральным законотворческим органом является конгресс США.

В соответствии с принципами разграничения государствен­ной власти в США, конгресс принимает федеральное законодатель­ство, действующее в сфере компетенции федерации, по отношению к федеральной собственности, исполнение которого обеспечивается федеральными министерствами и ведомствами.

Комплексным источником права окружающей среды в США является Закон о национальной политике в сфере окружающей среды (1970).

Источниками права окружающей среды являются Закон США о чистом воздухе (1972), Закон о сбросах в океан (1972), Закон о принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей сре­ды, выплате компенсаций и ответственности, Закон о сохранении и переработке сырьевых ресурсов (1976), Закон о системе нацио­нальных парков (1916).

В конце 1960 — начале 1970-х гг. в США была проведена адми­нистративно-правовая реформа, результатом которой явилось со­здание специальных федеральных органов в сфере охраны окру­жающей среды и использования природных ресурсов — совета по качеству окружающей среды при президенте США и агентства по охране окружающей среды.

Главной задачей совета является информирование правительства о состоянии окружающей среды, составление прогнозов о влиянии на окружающую среду антропогенной деятельности, координация экологически значимой деятельности различных субъектов.

Аген­тство является исполнительно-распорядительным органом, в за­дачи которого входит разработка экологической политики и национальных программ по охране окружающей среды, утвержде­ние стандартов экологической безопасности, контроль за выполнением законодательства окружающей среды 30. См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998.

В структу­ру агентства входит центральный аппарат, 9 управлений, постро­енных по функциональному и программному принципу, 10 регио­нальных отделов.

Президент США выполняет важные функции по подготовке и представлению ежегодного доклада о качестве окружающей среды и тенденциях ее изменения.

Полномочиями в этой сфере обладают также министерство внут­ренних дел, в структуре которого имеется бюро управления земель, служба национальных парков, служба охраны рыб и диких живот­ных, геологический надзор, бюро мелиорации.

Министерство сель­ского хозяйства имеет в своей структуре службу охраны почв и службу леса.

Департамент юстиции США включает управление земель и природных ресурсов, а министерство торговли — нацио­нальную океаническую и атмосферную администрацию.

Наряду с федеральными органами по управлению охраной окру­жающей среды, в каждом штате действуют собственные природо­охранительные органы.

Агентство сотрудничает с этими органами путем заключения соглашений, в которых определяются случаи допустимости его вмешательства в деятельность штатов.

Основным принципом управления в области охраны окружаю­щей среды является сотрудничество органов государства и обще­ственных организаций.

Цели природоохраны достигаются путем переговоров и добровольного выполнения требований.

Властные полномочия применяются как крайнее средство.

К организационно-правовым мерам (инструментам) охраны ок­ружающей среды в США относятся установление стандартов каче­ства окружающей среды и предельно-допустимых выбросов для стационарных и передвижных источников, оценка воздействия пла­нируемой деятельности на состояние окружающей среды, лицензи­рование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружаю­щую среду, планирование природопользования и мер по охране ок­ружающей среды.

Перед всеми федеральными ведомствами поставлена задача обес­печения экологической безопасности и необходимого качества окру­жающей среды и предупреждения негативного воздействия на окру­жающую среду хозяйственной и иной деятельности.

С целью реше­ния этой задачи на все федеральные министерства и ведомства воз­ложена функция проведения оценки воздействия на окружающую среду намеченных мероприятий.

Таким образом, забота об окружаю­щей среде стала органической частью деятельности всех министерств и ведомств.

Для вынесения экологически значимых решений не со­здается специально уполномоченного органа.

В сфере своей компе­тенции государственные органы выносят и решения по экологичес­ким вопросам. Законодательство США не предусматривает жесткую процедуру надведомственной экологической экспертизы, решения вы­носятся в общем административном порядке.

Основанием для вы­несения окончательного решения является проведение ОВОС.

Конгресс обязал все государственные органы в максимально воз­можной мере использовать системный междисциплинарный под­ход, устанавливать и разрабатывать методы и процедуры, консуль­тируясь с советом по качеству окружающей природной среды, для обеспечения адекватного учета при принятии решений (вместе с техническими и экономическими факторами) полезных свойств ок­ружающей среды.

Включать в каждое предложение или отчет детальное заявление ответственного работника касательно: влияния на окружающую сре­ду предлагаемых действий; альтернативных вариантов предлагае­мых действий; взаимосвязи между кратковременным использова­нием природных ресурсов на местном уровне и поддержанием или улучшением продуктивности окружающей среды на долгосрочную перспективу, любом бесповоротном и неисправимом использова­нии ресурсов, связанном с реализацией предлагаемых действий.

Перед разработкой детального заявления ответственный феде­ральный служащий консультируется с федеральным агентством, которое в соответствии с законом имеет на это полномочия или специальную квалификацию в сфере, связанной с влиянием на ок­ружающую среду.

Копии такого заявления, комментарии и заклю­чения соответствующих федеральных агентств должны быть пред­ставлены президенту, совету по качеству окружающей среды и об­щественности.

Процедура ОВОС предусмотрена в Правилах по проведению оцен­ки воздействия на окружающую среду, подготовленных советом по качеству окружающей среды.

Нарушение правил является ос­нованием для признания вынесенного государственного решения по проекту недействительным.

В министерствах и ведомствах име­ются ведомственные правила, отражающие отраслевую специфи­ку. ОВОС следует проводить до вынесения экологически значимо­го решения.

Решение должно включать в себя заключение о воз­можности и условиях осуществления той или иной деятельности.

Для строительства и ввода в эксплуатацию одного объекта, осу­ществляющего водопользование, землепользование, сброс отходов, требуется несколько разрешений от ряда ведомств, каждого в пре­делах своей компетенции.

Поэтому важно определить последова­тельность действий и скоординировать их.

Правила предусматри­вают, что ответственность за проведение ОВОС и подготовку зак­лючительного документа ложится на наиболее значимое для реа­лизации проекта ведомство, которое признается ведущим. Реше­ние о выборе ведущего ведомства выносится путем совместных консультаций участвующих в проекте ведомств и фиксируется в меморандуме.

Принимаются во внимание отраслевая принадлеж­ность, финансовое участие.

После выбора ведущего ведомства ос­тальные признаются «сотрудничающими».

На них возлагаются обя­занности оказывать содействие и предоставлять необходимые до­кументы для проведения ОВОС.

Охрана окружающей среды в соответствии с Конституцией США отнесена к конкурирующей компетенции.

Это означает, что отдель­ные штаты вправе принимать параллельно с федеральными зако­нами свои собственные законы.

Относительно ОВОС многие штаты устанавливают свою собственную процедуру для проектов местно­го уровня.

В том случае, когда для реализации проекта требуется получение федерального разрешения и разрешения штата, в целях преду­преждения административного конфликта и дублирования преду­смотрено проведение скоординированных совместных действий фе­деральных органов и органов штата с признанием «ведущим» феде­рального ведомства.

Проводятся совместные исследования, планиро­вание работ, совместные публичные слушания.

Может быть достиг­нуто соглашение о подготовке единого заключительного документа.

Не допускается участие компаний, реализующих проект, в про­ведении ОВОС в соответствии с принципом независимости долж­ностных лиц, принимающих государственные решения.

Расходы на проведение ОВОС возлагаются не на заинтересован­ные организации, а на государственные органы, которые привлека­ют собственных специалистов либо нанимают их по контракту.

Государственные органы вправе требовать необходимую информа­цию у заинтересованных организаций.

В США проблема финанси­рования ОВОС решается путем регулирования налогообложения.

Реализация хозяйственного проекта приносит прибыль государ­ству и покрывает такого рода расходы. Такой порядок исключает корыстную заинтересованность и злоупотребления.

Результаты ОВОС оформляются в виде заключительного доку­мента, именуемого Заявлением о воздействии на окружающую сре­ду.

Содержание и структура его детально регламентированы.

За­явление должно быть изложено простым, доступным для понима­ния даже неспециалисту языком. Объем не может превышать 150 страниц.

Заявление обязательно включает анализ всех воздей­ствий на окружающую среду, культурные, исторические, эстетичес­кие объекты.

Анализируются непосредственные, косвенные, куму­лятивные воздействия как благоприятные, так и негативные, а так­же отрицательные воздействия, которых избежать невозможно, ука­зываются пути снижения вреда данного объекта на окружающую среду — отказ от его осуществления, уменьшение его размеров, меры по восстановлению окружающей среды.

Приводятся альтернатив­ные варианты планируемого объекта.

Правила предусматривают, что финансовые затраты на реализацию проекта не могут быть основным критерием выбора варианта, однако анализ затрат на охрану окружающей среды и выгод от проекта должен быть прове­ден обязательно.

В ходе ОВОС необходимо собрать и обработать всю необходи­мую информацию.

В случае невозможности ее получения ведущее ведомство обязано доказать, что польза от реализации проекта пре­вышает опасность наступления отрицательных последствий, ана­лиз которых не может быть проведен.

Эта часть заявления называ­ется «анализ наихудшего исхода», который обязателен для объек­та, эксплуатация которого связана с риском аварий.

Предусмотрено обязательное опубликование проекта заявления,

проведение общественных слушаний и обнародование окончатель­ного варианта заявления.

Окончание процедуры ОВОС дает возможность приступить к вы­несению административного решения о выдаче необходимых раз­решительных документов для реализации проекта.

Заявление не обладает обязательной юридической силой.

Но на практике долж­но быть принято во внимание, чему способствует публичный ха­рактер ОВОС. Экологически значимые аспекты хозяйственной де­ятельности вызывают повышенный интерес граждан, и игнориро­вание выводов ОВОС вызывает судебные иски.

Направлением охраны окружающей среды является консерватив­ная охрана, то есть создание особо охраняемых территорий и объек­тов — национальных парков, заповедников, экологических научно-исследовательских парков, рекреационных зон.

В 1872 г. был создан Йеллоустоунский национальный парк, который является первым в мире национальным парком.

Система национальных парков созда­ется для сохранения живописных, естественных и исторических до­стоинств природной среды, охраны животного мира, обеспечения пользования этими благами таким образом, чтобы оставить их в со­хранности будущим поколениям.

В США постановление о создании национальных парков принимается конгрессом, а руководит систе­мой национальных парков служба национальных парков министер­ства внутренних дел.

На территории национального парка произво­дится зонирование (выделяются природные, исторические и рекреа­ционные зоны), запрещается заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, размещение промышленных предприятий, осуществле­ние другой деятельности, несовместимой с задачами природоохраны.

В сфере контроля за обеспечением экологической безопасности в США важные функции выполняют суды.

Суды вправе отменять либо приостанавливать решения по проектам, прошедшим ОВОС.

Агентство по охране окружающей среды США не вправе отме­нить решение министерства или ведомства о выдаче необходимых разрешений частной компании на осуществление проекта.

Однако добиться отмены такого решения можно в судебном порядке 31. См.: Краснова И. О. Оценка воздействия на оружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США // Экологическое право. — 2001. — № 2. — С. 43-47.

В соответствии с Законом о чистом воздухе любое физическое лицо, корпорация, ассоциация, основанное на партнерстве предпри­ятие, любое должностное лицо, департамент, агентство, федераль­ный институт, институт или политическое подразделение штата в праве предъявить иск государству, любому физическому или юри­дическому лицу о превышении стандартов выбросов загрязняю­щих веществ, несоблюдении возложенных на них обязанностей по контролю за качеством атмосферного воздуха, невыполнении ука­заний органов государственного контроля.

Для обеспечения права граждан на безопасную окружающую среду был создан институт «исков граждан».

В его рамках нельзя требовать возмещения ущерба, причиненного гражданину лично.

Институт исков граждан является юридическим средством и фор­мой контроля общественности за состоянием окружающей среды и средством обеспечения выполнения законодательства 32. См.: Захарченко Т. Р. Некоторые вопросы права окружающей среды США.— К., 1992.— С. 59.

Для сти­мулирования активности граждан предусмотрена возможность оп­латы их деятельности из средств государственного бюджета.

В соответствии с Законом «О консервировании и восстановле­нии ресурсов» подача таких исков возможна в случае возникнове­ния угрозы охраняемым объектам независимо от того были ли нарушены хозяйствующим субъектом требования экологического законодательства 33. Тустановська I. Застосування еколопчного права в США // Право України. — 1998. — № 2. — С. 102-104.

Окружные суды вправе вынести решение о прекращении право­нарушения, возложить обязанность выполнить определенные дей­ствия, наложить штраф за экологические правонарушения.

Граж­дане могут требовать возмещения ущерба, причиненного им эко­логическими правонарушениями, в рамках исков о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу.

В обеспечении экологической безопасности важные функции вы­полняет полиция 34. Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных орга­нов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право.—2000. — № 1. — С. 33-39.

Возглавляет федеральную полицейскую систе­му США департамент юстиции.

Полиция штатов подчиняется губернаторам.

В ее функции входит поддержание порядка, в том числе в области охраны окружающей среды, контроль за соблюдением законодательства штата об охране окружающей среды.

Муници­пальная полиция действует на территории городов и графств, под­держивает общественный порядок, ведет борьбу с экологическими правонарушениями.

На местном уровне природоохранительные функции осуществляют органы местного самоуправления, плани­рования, здравоохранения.

Их компетенция включает в себя охра­ну земель, вод, растительного и животного мира, предупреждение загрязнения твердыми отходами, контроль за соблюдением эколо­гических стандартов передвижными источниками загрязнений, под­держание необходимого качества окружающей среды.

В охране окружающей среды принимают участие и вооружен­ные силы.

Руководство такой деятельностью осуществляется по­мощником заместителя министра обороны по вопросам безопас­ности и окружающей среды.

Согласно уставам и наставлениям, армия США поддерживает контакты с гражданскими властями на­селенных пунктов, где дислоцированы воинские части и оказывает им помощь в обеспечении экологической безопасности, ликвида­ции последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.

Кон­гресс разрешает применение воинских подразделений для охраны национальных парков, для борьбы с загрязнением водных источ­ников, незаконной вырубкой лесов, находящихся в федеральной соб­ственности, в случае необходимости исполнения таможенных и ка­рантинных законов 35. Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных орга­нов по обеспечению экологической безопасности. — С. 102-104.

Правовой режим природных объектов и средств природополь­зования обусловлен частной собственностью на них.

Поэтому за­конодательство предполагает, что в случае любых ограничений частной инициативы по причинам экологического порядка дол­жен быть возмещен реальный либо потенциальный ущерб.

Пре­дусмотрены общие ограничения деятельности федерального пра­вительства и правительства штатов в отношении физических и юридических лиц.

Однако пятая поправка к конституции США предоставляет возможность изъятия земель из частного владе­ния для публичных (государственных) целей без «справедливой компенсации».

То есть установлен приоритет публичного благо­состояния природопользования 36. Новикова Е. В. О соотношении публично- правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве // Государство и право. — 2000. — №3. — С. 59-64

За совершение экологических правонарушений предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до 25 тыс. дол. за один день нарушения, либо лишение свободы на срок до одного года.

При повторном нарушении — сумма штрафа увеличивается до 50 тыс. дол. за один день нарушения, а срок лишения свободы предусмотрен до 2 лет.

В Канаде центральным органом обеспечения экологической бе­зопасности является правоохранительный отдел департамента по делам окружающей среды.

В 1988 г. в Канаде был принят Закон об охране окружающей среды, который регулирует вопросы обес­печения качества природной среды, соблюдения экологических норм и стандартов рационального использования и восстановле­ния природных ресурсов, охраны перелетных птиц.

Правоохрани­тельный отдел координирует деятельность департамента по борьбе с загрязнением окружающей среды на национальном и региональ­ном уровне.

Пять его отделений — Атлантическое, Квебек, Онта­рио, Степное-Северное, Тихоокеанское-Юкон занимаются вопроса­ми охраны окружающей среды в этих регионах.

На национальном уровне обобщаются данные региональных отделений, осуществля­ется подготовка инспекторов и следователей отделений, монито­ринг окружающей среды.

 



Просмотров 1031

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!