Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Голованов, Николай Семёнович
Никола́й Семёнович Голова́нов (1891 — 1953) — русский советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1948).[1][2]. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950,1951). Биография Н. С. Голованов родился 9 (21 января) 1891 года в Москве. Окончил Московское Синодальное училище церковного пения, где обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского. Впервые выступил как дирижёр в 1909 году. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Василенко и Михаила Ипполитова-Иванова. В 1915—1953 годах (с перерывами) работал в Большом театре. В 1928 году в связи со сфабрикованным делом о «головановщине» был уволен, в 1930 восстановлен; в 1936 вновь уволен. В 1948—1953 годах был главным дирижёром театра, в очередной раз уволен[3].
«Головановщина» “Головановщина” есть явление антисоветского порядка. Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не может освободиться от своих ошибок, что его нужно преследовать и травить даже тогда, когда он готов распроститься со своими ошибками, что его надо заставить таким образом уйти за границу. Во второй половине 1920-х годов против Н. С. Голованова была развязана кампания политической травли, так называемая «головановщина». По мнению группы трудящихся (месткома, профкома, комитета ВЛКСМ) во главе с партийной ячейкой ГАБТа, при непосредственном участии композитора С. Василенко и дирижёра А. Пазовского[5], Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным» (в действительности — противился постановкам советского оперного «новодела»), отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и даже привлекла внимание И. В. Сталина[6]. Статьи в прессе носили агрессивный, «обличительный» характер: Нужно открыть окна и двери Большого театра, иначе мы задохнемся в атмосфере головановщины. Театр должен стать нашим, рабочим, не на словах, а на деле. Без нашего контроля над производством не бывать театру советским. Нас упрекают в том, что мы ведем кампанию против одного лица. Но мы знаем, что если нужно что-нибудь уничтожить, следует бить по самому чувствительному месту. Руби голову, и только тогда отвратительное явление будет сметено с лица земли. Вождем, идейным руководителем интриганства, подхалимства является одно лицо — Голованов. — Комсомольская правда № 127 (912), 2 июня 1928 года. Принятые партией и комсомолом «меры» обеспечили «преодоление головановщины» и имели результатом увольнение артиста. В 1919 году совместно со К. С. Станиславским организовал Оперную студию Большого театра, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр имени К. С. Станиславского, музыкальным руководителем которого Голованов стал в 1938 г. В 1926—1929 годах Голованов возглавлял Московский филармонический оркестр. В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижером и этого театра, и московского радиоцентра. В 1937 году был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра и оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета, которым руководил до своей смерти. Под управлением Голованова чаще всего исполнялись эпические масштабные сочинения русских композиторов («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова и др.). Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио. В 1925—1929 и 1943—1948 годах преподавал в Московской консерватории — профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников Голованова дирижёры Л. М. Гинзбург, Г. Н. Рождественский, Б. Э. Хайкин. Н. С. Голованов умер 28 августа 1953 года. Похоронен в москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Музей-квартира Н.С. Голованова (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки) находится в Брюсовом переулке, д. 7, кв. 10. Творчество Звучание оркестра Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под управлением Голованова состоялись первые исполнения Пятой, Шестой, Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Н. Я. Мясковского, Второй симфонии Т. Н. Хренникова, Третьей С. В. Рахманинова (впервые в СССР). В духе своего времени Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст партитур. По свидетельству К. Зандерлинга,[7] Голованов «как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижёр, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой, — почти преступно. Он все переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он „Картинки с выставки“ играл без интерлюдий. Он играл „Реквием“ Моцарта с бас-трубой!» В собственных версиях Голованов, например, записал оперы М. П. Мусоргского (внёс собственную правку в редакцию оперы «Борис Годунов», осуществлённую Римским-Корсаковым[источник не указан 752 дня]) и Н. А. Римского-Корсакова («Садко» — купюры, изменения в оркестровке). Будучи хорошим пианистом, он часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей Антониной Неждановой. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений: оперы «Принцесса Юрата», симфонии, двух симфонических поэм, оркестровых сюит, Увертюры на русские темы, более 200 романсов, обработок народных песен, ряд сочинений на духовную тему. Награды и премии · Сталинская премия первой степени(1946) — за концертно-исполнительскую деятельность · Сталинская премия первой степени (1949) —за оперный спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского · Сталинская премия первой степени (1950) — за оперный спектакль «Садко» Н. А. Римского-Корсакова · Сталинская премия первой степени (1951) — за оперный спектакль «Хованщина» М. П. Мусоргского · народный артист СССР (1948) · орден Ленина · орден Трудового Красного Знамени · медаль «За оборону Москвы» медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Альтани, Ипполит Карлович
Ипполи́т Ка́рлович Альта́ни (15 [27] мая 1846, юг Украины — 17 февраля 1919, Москва) — русский дирижёр и хормейстер. Биография В 1866 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки (у Г. Венявского) и композиции (у Н. И. Зарембы и A. Г. Рубинштейна). В 1867—1882 годах работал дирижёром и хормейстером частной русской оперы в Киеве (антреприза Ф. Г. Бергера, с 1872 — И. Я. Сетова). Преподавал гармонию в Музыкальном училище Киевского отделения Русского Музыкального Общества. В 1882—1906 гг. Альтани — главный дирижёр Большого театра (Москва). За год до освящения храма Христа Спасителя, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки8 (20) августа 1882 года, под руководством Альтани была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год», написанная П. И. Чайковским в ознаменование победы России в войне с Наполеоном[1]. Впервые осуществил на московской сцене постановки русских опер — «Опричник» (1874), «Мазепа» (1884), «Пиковая дама»(1891), «Иоланта» (1893) Чайковского, «Снегурочка» (1893), «Псковитянка» (1901) Римского-Корсакова, «Борис Годунов»(1888) Мусоргского и др. Уделял большое внимание технической завершённости исполнения, чистоте строя, ровности звучания оркестра. Выступал также в симфонических концертах. Преподавал в Музыкальном училище Киевского отделения Русского музыкального общества. Под его управлением в Москве впервые прозвучал «Реквием» Дж. Верди
|