Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Голованов, Николай Семёнович



Николай Голованов
Основная информация
Дата рождения 9 (21) января 1891
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 28 августа 1953 (62 года)
Место смерти Москва, СССР
Страна Российская империя → СССР
Профессии дирижёр, композитор, пианист,хормейстер, педагог
Награды
     

 

 

Никола́й Семёнович Голова́нов (1891 — 1953) — русский советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1948).[1][2]. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950,1951).

Биография

Н. С. Голованов родился 9 (21 января) 1891 года в Москве. Окончил Московское Синодальное училище церковного пения, где обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского. Впервые выступил как дирижёр в 1909 году.

Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Василенко и Михаила Ипполитова-Иванова. В 1915—1953 годах (с перерывами) работал в Большом театре. В 1928 году в связи со сфабрикованным делом о «головановщине» был уволен, в 1930 восстановлен; в 1936 вновь уволен. В 1948—1953 годах был главным дирижёром театра, в очередной раз уволен[3].

 

«Головановщина»

“Головановщина” есть явление антисоветского порядка. Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не может освободиться от своих ошибок, что его нужно преследовать и травить даже тогда, когда он готов распроститься со своими ошибками, что его надо заставить таким образом уйти за границу.

Во второй половине 1920-х годов против Н. С. Голованова была развязана кампания политической травли, так называемая «головановщина». По мнению группы трудящихся (месткома, профкома, комитета ВЛКСМ) во главе с партийной ячейкой ГАБТа, при непосредственном участии композитора С. Василенко и дирижёра А. Пазовского[5], Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным» (в действительности — противился постановкам советского оперного «новодела»), отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и даже привлекла внимание И. В. Сталина[6]. Статьи в прессе носили агрессивный, «обличительный» характер:

Нужно открыть окна и двери Большого театра, иначе мы задохнемся в атмосфере головановщины. Театр должен стать нашим, рабочим, не на словах, а на деле. Без нашего контроля над производством не бывать театру советским. Нас упрекают в том, что мы ведем кампанию против одного лица. Но мы знаем, что если нужно что-нибудь уничтожить, следует бить по самому чувствительному месту. Руби голову, и только тогда отвратительное явление будет сметено с лица земли. Вождем, идейным руководителем интриганства, подхалимства является одно лицо — Голованов.

— Комсомольская правда № 127 (912), 2 июня 1928 года.

Принятые партией и комсомолом «меры» обеспечили «преодоление головановщины» и имели результатом увольнение артиста.

В 1919 году совместно со К. С. Станиславским организовал Оперную студию Большого театра, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр имени К. С. Станиславского, музыкальным руководителем которого Голованов стал в 1938 г.

В 1926—1929 годах Голованов возглавлял Московский филармонический оркестр. В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижером и этого театра, и московского радиоцентра. В 1937 году был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра и оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета, которым руководил до своей смерти. Под управлением Голованова чаще всего исполнялись эпические масштабные сочинения русских композиторов («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова и др.). Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио. В 1925—1929 и 1943—1948 годах преподавал в Московской консерватории — профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников Голованова дирижёры Л. М. Гинзбург, Г. Н. Рождественский, Б. Э. Хайкин.

Н. С. Голованов умер 28 августа 1953 года. Похоронен в москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Музей-квартира Н.С. Голованова (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки) находится в Брюсовом переулке, д. 7, кв. 10.

Творчество

Звучание оркестра Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под управлением Голованова состоялись первые исполнения Пятой, Шестой, Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Н. Я. Мясковского, Второй симфонии Т. Н. Хренникова, Третьей С. В. Рахманинова (впервые в СССР).

В духе своего времени Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст партитур. По свидетельству К. Зандерлинга,[7] Голованов «как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижёр, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой, — почти преступно. Он все переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он „Картинки с выставки“ играл без интерлюдий. Он играл „Реквием“ Моцарта с бас-трубой!» В собственных версиях Голованов, например, записал оперы М. П. Мусоргского (внёс собственную правку в редакцию оперы «Борис Годунов», осуществлённую Римским-Корсаковым[источник не указан 752 дня]) и Н. А. Римского-Корсакова («Садко» — купюры, изменения в оркестровке).

Будучи хорошим пианистом, он часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей Антониной Неждановой.

Голованов — автор ряда оригинальных сочинений: оперы «Принцесса Юрата», симфонии, двух симфонических поэм, оркестровых сюит, Увертюры на русские темы, более 200 романсов, обработок народных песен, ряд сочинений на духовную тему.

Награды и премии

· Сталинская премия первой степени(1946) — за концертно-исполнительскую деятельность

· Сталинская премия первой степени (1949) —за оперный спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

· Сталинская премия первой степени (1950) — за оперный спектакль «Садко» Н. А. Римского-Корсакова

· Сталинская премия первой степени (1951) — за оперный спектакль «Хованщина» М. П. Мусоргского

· народный артист СССР (1948)

· орден Ленина

· орден Трудового Красного Знамени

· медаль «За оборону Москвы»

медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Альтани, Ипполит Карлович

Альтани Ипполит Карлович
Основная информация
Дата рождения 15 (27) мая 1846
Место рождения юг Украины, Российская империя
Дата смерти 17 февраля 1919(72 года)
Место смерти Москва
Страна Российская империя
Профессии дирижёр, педагог

Ипполи́т Ка́рлович Альта́ни (15 [27] мая 1846, юг Украины — 17 февраля 1919, Москва) — русский дирижёр и хормейстер.

Биография

В 1866 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки (у Г. Венявского) и композиции (у Н. И. Зарембы и A. Г. Рубинштейна).

В 1867—1882 годах работал дирижёром и хормейстером частной русской оперы в Киеве (антреприза Ф. Г. Бергера, с 1872 — И. Я. Сетова). Преподавал гармонию в Музыкальном училище Киевского отделения Русского Музыкального Общества.

В 1882—1906 гг. Альтани — главный дирижёр Большого театра (Москва).

За год до освящения храма Христа Спасителя, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки8 (20) августа 1882 года, под руководством Альтани была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год», написанная П. И. Чайковским в ознаменование победы России в войне с Наполеоном[1].

Впервые осуществил на московской сцене постановки русских опер — «Опричник» (1874), «Мазепа» (1884), «Пиковая дама»(1891), «Иоланта» (1893) Чайковского, «Снегурочка» (1893), «Псковитянка» (1901) Римского-Корсакова, «Борис Годунов»(1888) Мусоргского и др.

Уделял большое внимание технической завершённости исполнения, чистоте строя, ровности звучания оркестра. Выступал также в симфонических концертах. Преподавал в Музыкальном училище Киевского отделения Русского музыкального общества.

Под его управлением в Москве впервые прозвучал «Реквием» Дж. Верди



Просмотров 419

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!