Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые Вузом
ЭКОЛОГИЯ И АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов обладающих экологическим мышлением и способных создать и запустить экологические механизмы, стимулирующие приобретение и эксплуатацию экологически чистых транспортных средств, мобилизацию средств на их производство. Задачи дисциплины – научить студентов: - экологической безопасности на автомобильном транспорте; - методам по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины, позволят им в процессе производственной деятельности принимать наиболее рациональные решения представлений о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Изучение дисциплины «Экология и автомобилизация» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин: физика, химия, безопасность жизнедеятельности, экология, социология.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Экология и автомобилизация» студент должен: · знать: - главные задачи экологии; - экологические факторы среды; - экологические системы и виды загрязнений окружающей среды, ресурсы природопользования; - характеристики воздействий автомобильного транспорта на экосистемы; - экологические аспекты аварий на автомобильном транспорте, влияние дорожно-транспортного комплекса на растительный и животный мир. · уметь: - анализировать конструкторско-технические мероприятия по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду; · получить навыки: - реализации организационно-правовых мероприятий по снижению отрицательных воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Экологические системы и виды загрязнений окружающей среды. Основные понятия экологии. Объекты исследования экологии. Главные задачи экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Виды загрязнений. Ресурсное природопользование. Классификация ресурсов. Атмосферные и водные ресурсы. Семинарское занятие: Тематика рефератов: 1. Ресурсы литосферы. 1. Энергетические ресурсы. 2. Ресурсы живой природы. 3. Глобальные экологические проблемы и общество. 4. «Парниковый эффект» и подъем уровня мирового океана. 5. Кислотные осадки.
Тема 2. Воздействие автомобильного транспорта на экосистемы. Виды объекты воздействий. Основные производственные загрязнители на транспорте. Загрязняющие вещества от стационарных и подвижных источников. Шумовое воздействие автомобильного транспорта. Показатели шумового воздействия. Экологические аспекты аварий на автотранспорте. Экологическая опасность при работе автомобиля. Концепция эксплуатационной безопасности автомобильного транспорта. Семинарское занятие: Тематика рефератов: 1. Характеристики автомобильно-дорожного комплекса и его влияние на животный мир. 2. Влияние на экосистемы нефтедобывающих предприятий. 3. Влияние условий и режимов эксплуатации автомобилей на окружающую среду. 4. Влияние конструктивных особенностей автомобиля на окружающую среду. 5. Проблемы парковки и хранения автомобилей. 6. Влияние автосервисных предприятий на окружающую среду.
Тема 3. Организационно-правовые и конструкторско-технические мероприятия по снижению вредного влияния на окружающую среду. Организационно-правовые мероприятия. Требования международных стандартов ИСО. Требования Р 51709-2001. Нейтрализация отработавших газов. Мероприятия по снижению шумности автомобилей. Обеспечение оборотного водоснабжения на автосервисных предприятиях. Очистка воздуха при окраске автомобилей. Семинарское занятие: Тематика рефератов: 1. Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха и почв. 1. Защита поверхностных и подземных вод от загрязнений. 2. Снижения автотранспортного шума и вибраций. 3. Охрана флоры и фауны от воздействия транспортно-дорожного комплекса. 4. Снижение токсичности отработавших газов двигателей с искровым зажиганием. 5. Снижение токсичности и дымности отработавших газов дизелей.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студента по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины, по заданию лектора; - повторение и углубленное изучение лекционного материала; - подготовку к семинарским занятиям; - подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Луканин, В. Н. Промышленно-транспортная экология : учебник / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко. - М. : Высшая школа, 2003. 2. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность : учеб. пособие / Ю. Л. Хотунцев. - М. : Академия, 2004. Дополнительная: 1. Морозов, К. А. Токсичность автомобильных двигателей / К. А. Морозов. – М. : Легион-Автодата, 2001. 2. Павлова, Е. И. Экология транспорта / Е. И. Павлова. – М. : Транспорт, 2000. Периодические издания: 1. Автомобиль и сервис : журнал. 2. Тюнинг автомобилей : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы, видео и аудиоматериалы.
Составитель: к.т.н., доц. Ф.П. Шпак, ассистент Е.Н. Нарбут кафедры «Сервис технических систем жизнеобеспечения». Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Сервис технических систем жизнеобеспечения» Г.М. Левкин.
|