Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ИНФОРМАЦИОННО–ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины - приобретение студентами знаний в области методов проектирования и эксплуатации информационно – поисковых систем на основе современных систем управления базами данных.

Задачи дисциплины - научить студентов:

– работать с многофункциональными программными комплексами для управления предприятием;

– использовать информационно – поисковые системы для поиска информации;

– принципам применения современных информационно поисковых систем в профессиональной деятельности.

Знания, полученные студентами при изучении дисциплины, позволяют применять современные информационные технологии в будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Информационно-поисковые системы» студент должен:

· знать:

– структуры и управление базами данных и знаний;

– основы гипертекстовой технологии;

– особенности эксплуатации информационно – поисковых систем;

– способы защиты информации;

– способы работы с системой Консультант Плюс;


· уметь:

– работать со всеми программными продуктами, предусмотренными рабочей программой изучаемой дисциплины;

– использовать информационно- поисковые системы;

– управлять базами данных;

– осуществлять поиск необходимой информации;

· получить навыки:

– работы с информационно - поисковыми системами;

– в сфере гипертекстовых технологий.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
Лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Виды информационно-поисковых систем - - -
2. Классификационные системы поиска документов - - -
3. Подходы к автоматизации индексирования - -
4. Полнотекстовые информационно-поисковые системы - -
5. Гипертекстовые информационно-поисковые системы - -
6. Пользовательские свойства информационно-поисковых систем - - -
7. Особенности построения правовых информационно-поисковых систем - -
8. Типовые информационно-поисковые системы - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Виды информационно-поисковых систем

Общая характеристика. Особенности реализации хранилища документов и механизмов поиска. Информационное оповещение. Информационно-поисковый язык.

 

Тема 2. Классификационные системы поиска документов

Перечислительная классификация. Иерархическая классификация. Фасетная классификация.

 

Тема 3. Подходы к автоматизации индексирования

Координация понятий в классификационных системах. Информационно-поисковые тезаурусы. Автоматизация индексирования документов. Использование логических условий.

Лабораторное занятие:

Поиск информации в системе. Использование словаря и логических условий.

 

Тема 4. Полнотекстовые информационно-поисковые системы

Информационно-технологическая структура полнотекстовых информационно-поисковых систем. Механизмы поиска документов в полнотекстовых информационно-поисковых системах. Методы количественной оценки релевантности документов. Использование и экспорт папок.

Лабораторное занятие:

Поиск документов и их использование. Занесение документов в папки. Экспорт папок.

 

Тема 5. Гипертекстовые информационно-поисковые системы

Структура, принципы построения и использования, гипертекстовых информационно-поисковых систем. Модель организации данных в гипертекстовых информационно-поисковых систем. Формирование связей документов в гипертекстовых информационно-поисковых системах.

Лабораторное занятие:

Поиск документов с использованием списков. Гипертекст. Работа с разными редакциями документов.

 

Тема 6. Пользовательские свойства информационно-поисковых систем

Предметное индексирование. Стратегия поиска. Интерфейс информационно-поисковых систем. Информационно-поисковые системы глобальных сетей.

 

Тема 7. Особенности построения правовых информационно-поисковых систем

Интеллектуальная обработка запросов. Экспертиза запросов. Информационно-поисковые технологии для электронного делопроизводства.

Лабораторное занятие 1:

Поиск информации по текстам документов. Использование сложных запросов.

Лабораторное занятие 2:

Организация сложных запросов. Прямые и обратные ссылки. Просмотр текста из списка.

 

Тема 8. Типовые информационно-поисковые системы

Справочно-правовая система «Гарант». Основное меню. Поиск документов. Справочно-правовая система «Консультант». Формирование запроса и обработка списка найденных документов. Папки документов и история запросов. Библиотечно-информационная система «Ирбис». Описание системы АРМ Читатель. Поиск. Просмотр.

Лабораторное занятие:

Изучение общей схемы работы с системой. Поиск документов с помощью карточки реквизитов в системе Консультант-Плюс.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельные изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- выполнение расчетов на ПК;

- подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Текущий контроль:

- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

- рубежный контроль.

Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Новые информационные технологии : учеб. пособие / под. ред. В. П. Дьяконова – М. : Солон-Пресс, 2005.

2. Пятибратов, А. П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации : учебник / А. П. Пятибратов. - М. : Финансы и статистика, 2002.

3. Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – М. : Высшая школа, 2003.

Дополнительная:

1. Кренке, Д. Теория и практика построения баз данных / Д. Кренке. – СПб. : Питер, 2005.

2. Малыхина, М. Базы данных : основы, проектирование, использование / М. Малыхина. – СПб. : БХВ – Петербург, 2004.

3. Пестриков, В. М. Тurbo Pascal 7.0. Изучаем на примерах / В. М. Пестриков, А. Н. Маслобоев. – СПб. : Наука и техника, 2004.

4. Пуха, Г. П. Информационно-поисковые системы : учеб. пособие / Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев, Т. Т. Осипова, Н. П. Горбунов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

5. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс : учеб. пособие / С. В. Симонович. – СПб. : Питер, 2005.

6. Якушина, Е. В. Интернет для отдыха и работы : самоучитель / Е. В. Якушина. – СПб. : Питер, 2005.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.

Составители: ассистент О.Ю. Петрова, д.т.н., проф.В.А. Богатырев кафедры «Информационные технологии».

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Информационные технологии» М.Б. Алексеева.


 

 



Просмотров 688

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!