Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ИНФОРМАЦИОННО–ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины - приобретение студентами знаний в области методов проектирования и эксплуатации информационно – поисковых систем на основе современных систем управления базами данных. Задачи дисциплины - научить студентов: – работать с многофункциональными программными комплексами для управления предприятием; – использовать информационно – поисковые системы для поиска информации; – принципам применения современных информационно поисковых систем в профессиональной деятельности. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины, позволяют применять современные информационные технологии в будущей профессиональной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины «Информационно-поисковые системы» студент должен: · знать: – структуры и управление базами данных и знаний; – основы гипертекстовой технологии; – особенности эксплуатации информационно – поисковых систем; – способы защиты информации; – способы работы с системой Консультант Плюс; · уметь: – работать со всеми программными продуктами, предусмотренными рабочей программой изучаемой дисциплины; – использовать информационно- поисковые системы; – управлять базами данных; – осуществлять поиск необходимой информации; · получить навыки: – работы с информационно - поисковыми системами; – в сфере гипертекстовых технологий. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Виды информационно-поисковых систем Общая характеристика. Особенности реализации хранилища документов и механизмов поиска. Информационное оповещение. Информационно-поисковый язык.
Тема 2. Классификационные системы поиска документов Перечислительная классификация. Иерархическая классификация. Фасетная классификация.
Тема 3. Подходы к автоматизации индексирования Координация понятий в классификационных системах. Информационно-поисковые тезаурусы. Автоматизация индексирования документов. Использование логических условий. Лабораторное занятие: Поиск информации в системе. Использование словаря и логических условий.
Тема 4. Полнотекстовые информационно-поисковые системы Информационно-технологическая структура полнотекстовых информационно-поисковых систем. Механизмы поиска документов в полнотекстовых информационно-поисковых системах. Методы количественной оценки релевантности документов. Использование и экспорт папок. Лабораторное занятие: Поиск документов и их использование. Занесение документов в папки. Экспорт папок.
Тема 5. Гипертекстовые информационно-поисковые системы Структура, принципы построения и использования, гипертекстовых информационно-поисковых систем. Модель организации данных в гипертекстовых информационно-поисковых систем. Формирование связей документов в гипертекстовых информационно-поисковых системах. Лабораторное занятие: Поиск документов с использованием списков. Гипертекст. Работа с разными редакциями документов.
Тема 6. Пользовательские свойства информационно-поисковых систем Предметное индексирование. Стратегия поиска. Интерфейс информационно-поисковых систем. Информационно-поисковые системы глобальных сетей.
Тема 7. Особенности построения правовых информационно-поисковых систем Интеллектуальная обработка запросов. Экспертиза запросов. Информационно-поисковые технологии для электронного делопроизводства. Лабораторное занятие 1: Поиск информации по текстам документов. Использование сложных запросов. Лабораторное занятие 2: Организация сложных запросов. Прямые и обратные ссылки. Просмотр текста из списка.
Тема 8. Типовые информационно-поисковые системы Справочно-правовая система «Гарант». Основное меню. Поиск документов. Справочно-правовая система «Консультант». Формирование запроса и обработка списка найденных документов. Папки документов и история запросов. Библиотечно-информационная система «Ирбис». Описание системы АРМ Читатель. Поиск. Просмотр. Лабораторное занятие: Изучение общей схемы работы с системой. Поиск документов с помощью карточки реквизитов в системе Консультант-Плюс.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельные изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала; - выполнение расчетов на ПК; - подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Текущий контроль: - отчет по результатам выполнения лабораторных работ; - рубежный контроль. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Новые информационные технологии : учеб. пособие / под. ред. В. П. Дьяконова – М. : Солон-Пресс, 2005. 2. Пятибратов, А. П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации : учебник / А. П. Пятибратов. - М. : Финансы и статистика, 2002. 3. Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – М. : Высшая школа, 2003. Дополнительная: 1. Кренке, Д. Теория и практика построения баз данных / Д. Кренке. – СПб. : Питер, 2005. 2. Малыхина, М. Базы данных : основы, проектирование, использование / М. Малыхина. – СПб. : БХВ – Петербург, 2004. 3. Пестриков, В. М. Тurbo Pascal 7.0. Изучаем на примерах / В. М. Пестриков, А. Н. Маслобоев. – СПб. : Наука и техника, 2004. 4. Пуха, Г. П. Информационно-поисковые системы : учеб. пособие / Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев, Т. Т. Осипова, Н. П. Горбунов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004. 5. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс : учеб. пособие / С. В. Симонович. – СПб. : Питер, 2005. 6. Якушина, Е. В. Интернет для отдыха и работы : самоучитель / Е. В. Якушина. – СПб. : Питер, 2005. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием. Составители: ассистент О.Ю. Петрова, д.т.н., проф.В.А. Богатырев кафедры «Информационные технологии». Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Информационные технологии» М.Б. Алексеева.
|