Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Рынки с ассиметричной информацией. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной ассиметрии. Гос.регулирование



Асимметричная информация – это ситуация, при которой одна часть участников сделки обладает инфо, которой не располагает другая часть участников сделки.

Продавцы располагают большей инфо о кол-ве товара, чем покупатели. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты(асимметрии) инфо.

Впервые проблему о неопределенности кач-ва инфо попытался рассмотреть Дж. Акерлоф(«Рынок лимонов», 1970).

На этом рынке продаются подержанные автомобили, машины в хорошем состоянии и плохом(на амер. сленге «лимоны»). Вероятность купить хороший автомобиль 50% на недавно организовавшемся рынке. Покупатель боится купить «лимон». Средняя цена = 2000$. Для владельцев «лимонов» эта цена убыточна. В условиях асимметричной инфо(продавцы>покупатели), рынок значительно деформируется. Продавцы хороших автомобилей будут отказываться от продаж по убыточной цене, а след-но вероятность покупки хорошей машины будет падать, в итоге на рынке останутся одни «лимоны».

Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы. Сильным рыночным сигналом являются гарантии для покупателей или поручительство лиц, пользующихся доверием покупателей, а также репутация фирмы.

Гос.регулирование:1.регулирование цен,чтобы производители низкокачеств.прод-ции не могли пользоваться преимуществом в издержках+обязательное сертифицирование 2.прямое участие гос-ва в пр-ве 3.гос.контроль за пр-вом и сбытом:лицензирование,стандартизация,сертификация,контроль рекламной активности4.информационная политика против фирм,предлагающих некачеств.прод-цию

 

59 методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека», методологический индивидуализм. Политика как обмен.

Теория общественного выбора (ТОВ), применяя эк методы, изучает процесс принятия полит решений в современном демократическом обществе. ТОВ явл 1 из наиболее ярких проявлений эк им­периализма. Эк империализм означает применение мето­дологии эк теории для изучения неэк процессов и явлений. На основе эк империализма возникла эк-ка обществ сектора – новая и развивающаяся от­расль эк знаний. Она синтезирует эк-ку и по­литику, все более опирается на постулаты ТОВ. Эк-ку общест­в сектора можно охар-ть и как микроэк теорию гос-ва. Основоположник ТОВ – амер. ученый-экономист Бьюкенен. Также большой вклад внесли амер. ученые-эк-ты Таллок, Олсон, Мюл­лер и др.Предметом ТОВ является поли­т процесс, связанный с избранием руководящих инсти­тутов общества и выработкой решений по пр-ву, распре­делению, обмену и потреблению обществ благ. Основны­ми направлениями исследований в ТОВ являются: модель полит конкуренции, обществен­ный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты, теория фиас­ко гос-ва.Согласно Бьюкенену, ТОВ строится на 3 основных методолог. постулатах:- общество рассм-тся как сов-ть индивидов, изучение их поведения лежит в основе исследования соц и полит процессов (методологический индивидуализм);- индивид преследует свои собственные интересы (т.е. яв­ляется «эк человеком»);- полит процесс, с помощью кот индивиды ре­ализуют свои интересы, является разновидностью обмена.По мнению представителей ТОВ, поведение людей (на рынке или в политике) подчиняется 1 и тем же фундаментальным принципам: люди а) max-­ют полезность, сравнивая возможные выгоды и издержки, пы­таются добиться лучшего результата из всех возможных; б) яв­ляются устойчивыми в своих базовых предпочтениях, касаю­щихся их фундаментальных потребностей; в) стремятся к эк равновесию. Т.о., ТОВ опирается на базовую идею о том, что человек в лю­бой области деятельности стремится max-ть результат в собственных интересах.Подход к политике как взаимовыгодному обмену основан на параллели между полит рынком и рынком частных благ. На рынке индивид выражает свои интересы в потребле­нии мат благ и услуг в качестве покупателя, а инди­вид-потребитель обществ благ выражает свои интере­сы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет свои предпочтения посредством платежеспособного спроса, а изби­ратель реализует свои предпочтения с помощью механизма го­лосования. Но есть и существенные различия. Покупате­лю на рынке частных благ не нужно влиять на спрос других по­купателей. Пр-во же обществ благ финансируется совместно, поэтому каждый их потребитель заинтересован в поддержке своих предпочтений др избирателями. Рынок тем эф-нее, чем выше уровень конк-ции, т.е. чем больше число его участников. Сделки на рынке частных благ всегда заключаются добровольно и непременно при «единогла­сии» сторон. Полит рынок становится все менее эф-ным с ростом числа участников. Дело в том, что полит решение может быть Парето-эф-ным, если у него не найдется противников. Это означает, что и полит реше­ние, если оно претендует на Парето-эф-ный исход, долж­но приниматься единогласно. Бьюкенен считал, для того чтобы полит механизм стал по своей эф-ти подобием рынка совершенной конк-ции, все инди­виды должны заключить 1 и тот же контракт, причем – единогласно.

 

Прямая демократия - это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, квалифицированное или простое большинство и т.д.), зависит его исход.

Голосование по принципу большинства не всегда приводит в оптимальным политическим решениям. Возникает парадокс голосования –противоречие ,когда невозможно выявить действительные предпочтения общества относительно экономических благ.

В условиях прямой демократии формируется модель медианного избирателя- когда решения принимаются в соответствии с интересами среднего избирателя.

 

№61Представительная демократия- такая полит. сис-ма, когда нас-ния выбирает только полит. руков-лей гос-ва. При это побеждает, тот политик за кот. голосуют большинство, поэтому общ. Выбор осущ-тся в интересах большинства.

Т.о. только одна форма принятия решения соответ-ет оптимальности по Парето, а именно правило единогласия.

Тех кого выбирают называют политиками.

Тех кого политики назначают на соответ-щую должность наз-ют чиновниками.

Поскольку для разработки программ и осущ-ние предвыборной агитации усилия одного чел. не хватает, то возникают партии.

В условиях соверш. политич. сис-мы при кот. осущ-тся полная информированность нас-ния, общ. выбор будет осущ-тся политиками всегда строго в интересах большинства. Но в усл. несоверш. полит. сис-мы, когда сущ-ет неполнота инфо находящаяся у власти, политики получают возм-сть злоупотреблять своим положением. Существенным недостатком демократ. голосования явл. зависимость принимаемых решений от процедуры этого процесса, в рез-те чего возникает так называемый парадокс голосования – ситуация, когда голосование основанное на принципе большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общ-ва.

Также может возникнуть ситуация лоббизма – влияние групп избирателей с особыми интересами на предст-лей властей с целью принятия выгодного для этой группы решения.

В депутатской практике зачастую принимается Лагроллинг – практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосование. Проявление Лагроллинга явл. так называемый «бочонок с салом» - этот закон сопровождаемый пакетом различных предложений.

 

62Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательствав экономику.

Фиаско г.-ситуации, в которых гос-во не способно обеспечить эффективное рапсредление и исп.обществен.ресурсов. Провалам гос-ва способствуют 5 фа-в: 1)несовершенство полит.процесса.2)ограниченность и асимметричность инфы,необходимой для принятия решений.(ассиметричная инфа дает преимущества тем,кто ею владеет)3)неспособность гос-ва полностью контролировать последствия принятых им решений(кроме общ.сектора сущетсвует и частный,кото.реагируют иначе обществ.)4)огранниченность контроля над бюрократией5)отсутствие мотивации принятия эффективных политических решений(сущ-ет несоответствие между общественными выгодами и издержками и индивид.выгодами и издержками. Вывод:Не сущ-ет ни совершенных рынков, ни безупречный политики гос-ва.Вмешательство гос-ва не гарантирует достижения оптимального состояния..

 

 



Просмотров 968

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!