Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Рынки с ассиметричной информацией. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной ассиметрии. Гос.регулирование
Асимметричная информация – это ситуация, при которой одна часть участников сделки обладает инфо, которой не располагает другая часть участников сделки. Продавцы располагают большей инфо о кол-ве товара, чем покупатели. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты(асимметрии) инфо. Впервые проблему о неопределенности кач-ва инфо попытался рассмотреть Дж. Акерлоф(«Рынок лимонов», 1970). На этом рынке продаются подержанные автомобили, машины в хорошем состоянии и плохом(на амер. сленге «лимоны»). Вероятность купить хороший автомобиль 50% на недавно организовавшемся рынке. Покупатель боится купить «лимон». Средняя цена = 2000$. Для владельцев «лимонов» эта цена убыточна. В условиях асимметричной инфо(продавцы>покупатели), рынок значительно деформируется. Продавцы хороших автомобилей будут отказываться от продаж по убыточной цене, а след-но вероятность покупки хорошей машины будет падать, в итоге на рынке останутся одни «лимоны». Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы. Сильным рыночным сигналом являются гарантии для покупателей или поручительство лиц, пользующихся доверием покупателей, а также репутация фирмы. Гос.регулирование:1.регулирование цен,чтобы производители низкокачеств.прод-ции не могли пользоваться преимуществом в издержках+обязательное сертифицирование 2.прямое участие гос-ва в пр-ве 3.гос.контроль за пр-вом и сбытом:лицензирование,стандартизация,сертификация,контроль рекламной активности4.информационная политика против фирм,предлагающих некачеств.прод-цию
59 методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека», методологический индивидуализм. Политика как обмен. Теория общественного выбора (ТОВ), применяя эк методы, изучает процесс принятия полит решений в современном демократическом обществе. ТОВ явл 1 из наиболее ярких проявлений эк империализма. Эк империализм означает применение методологии эк теории для изучения неэк процессов и явлений. На основе эк империализма возникла эк-ка обществ сектора – новая и развивающаяся отрасль эк знаний. Она синтезирует эк-ку и политику, все более опирается на постулаты ТОВ. Эк-ку обществ сектора можно охар-ть и как микроэк теорию гос-ва. Основоположник ТОВ – амер. ученый-экономист Бьюкенен. Также большой вклад внесли амер. ученые-эк-ты Таллок, Олсон, Мюллер и др.Предметом ТОВ является полит процесс, связанный с избранием руководящих институтов общества и выработкой решений по пр-ву, распределению, обмену и потреблению обществ благ. Основными направлениями исследований в ТОВ являются: модель полит конкуренции, общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты, теория фиаско гос-ва.Согласно Бьюкенену, ТОВ строится на 3 основных методолог. постулатах:- общество рассм-тся как сов-ть индивидов, изучение их поведения лежит в основе исследования соц и полит процессов (методологический индивидуализм);- индивид преследует свои собственные интересы (т.е. является «эк человеком»);- полит процесс, с помощью кот индивиды реализуют свои интересы, является разновидностью обмена.По мнению представителей ТОВ, поведение людей (на рынке или в политике) подчиняется 1 и тем же фундаментальным принципам: люди а) max-ют полезность, сравнивая возможные выгоды и издержки, пытаются добиться лучшего результата из всех возможных; б) являются устойчивыми в своих базовых предпочтениях, касающихся их фундаментальных потребностей; в) стремятся к эк равновесию. Т.о., ТОВ опирается на базовую идею о том, что человек в любой области деятельности стремится max-ть результат в собственных интересах.Подход к политике как взаимовыгодному обмену основан на параллели между полит рынком и рынком частных благ. На рынке индивид выражает свои интересы в потреблении мат благ и услуг в качестве покупателя, а индивид-потребитель обществ благ выражает свои интересы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет свои предпочтения посредством платежеспособного спроса, а избиратель реализует свои предпочтения с помощью механизма голосования. Но есть и существенные различия. Покупателю на рынке частных благ не нужно влиять на спрос других покупателей. Пр-во же обществ благ финансируется совместно, поэтому каждый их потребитель заинтересован в поддержке своих предпочтений др избирателями. Рынок тем эф-нее, чем выше уровень конк-ции, т.е. чем больше число его участников. Сделки на рынке частных благ всегда заключаются добровольно и непременно при «единогласии» сторон. Полит рынок становится все менее эф-ным с ростом числа участников. Дело в том, что полит решение может быть Парето-эф-ным, если у него не найдется противников. Это означает, что и полит решение, если оно претендует на Парето-эф-ный исход, должно приниматься единогласно. Бьюкенен считал, для того чтобы полит механизм стал по своей эф-ти подобием рынка совершенной конк-ции, все индивиды должны заключить 1 и тот же контракт, причем – единогласно.
Прямая демократия - это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, квалифицированное или простое большинство и т.д.), зависит его исход. Голосование по принципу большинства не всегда приводит в оптимальным политическим решениям. Возникает парадокс голосования –противоречие ,когда невозможно выявить действительные предпочтения общества относительно экономических благ. В условиях прямой демократии формируется модель медианного избирателя- когда решения принимаются в соответствии с интересами среднего избирателя.
№61Представительная демократия- такая полит. сис-ма, когда нас-ния выбирает только полит. руков-лей гос-ва. При это побеждает, тот политик за кот. голосуют большинство, поэтому общ. Выбор осущ-тся в интересах большинства. Т.о. только одна форма принятия решения соответ-ет оптимальности по Парето, а именно правило единогласия. Тех кого выбирают называют политиками. Тех кого политики назначают на соответ-щую должность наз-ют чиновниками. Поскольку для разработки программ и осущ-ние предвыборной агитации усилия одного чел. не хватает, то возникают партии. В условиях соверш. политич. сис-мы при кот. осущ-тся полная информированность нас-ния, общ. выбор будет осущ-тся политиками всегда строго в интересах большинства. Но в усл. несоверш. полит. сис-мы, когда сущ-ет неполнота инфо находящаяся у власти, политики получают возм-сть злоупотреблять своим положением. Существенным недостатком демократ. голосования явл. зависимость принимаемых решений от процедуры этого процесса, в рез-те чего возникает так называемый парадокс голосования – ситуация, когда голосование основанное на принципе большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общ-ва. Также может возникнуть ситуация лоббизма – влияние групп избирателей с особыми интересами на предст-лей властей с целью принятия выгодного для этой группы решения. В депутатской практике зачастую принимается Лагроллинг – практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосование. Проявление Лагроллинга явл. так называемый «бочонок с салом» - этот закон сопровождаемый пакетом различных предложений.
62Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательствав экономику. Фиаско г.-ситуации, в которых гос-во не способно обеспечить эффективное рапсредление и исп.обществен.ресурсов. Провалам гос-ва способствуют 5 фа-в: 1)несовершенство полит.процесса.2)ограниченность и асимметричность инфы,необходимой для принятия решений.(ассиметричная инфа дает преимущества тем,кто ею владеет)3)неспособность гос-ва полностью контролировать последствия принятых им решений(кроме общ.сектора сущетсвует и частный,кото.реагируют иначе обществ.)4)огранниченность контроля над бюрократией5)отсутствие мотивации принятия эффективных политических решений(сущ-ет несоответствие между общественными выгодами и издержками и индивид.выгодами и издержками. Вывод:Не сущ-ет ни совершенных рынков, ни безупречный политики гос-ва.Вмешательство гос-ва не гарантирует достижения оптимального состояния..
|