Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В организации Русской православной церкви в XVI в. было несколько важных новшеств, в основном вводившихся решениями Стоглавого собора 1551 г



Стоглавый собор – совещание в Москве в феврале 1551 г., в котором участвовали царь Иван Грозный, высшие церковные иерархи: митрополит Макарий, новгородский архиепископ Феодосий, ростовский и ярославский архиепископ Никандр, суздальский и старорусский епископ Трифон, смоленский и брянский епископ Гурий, рязанский и муромский епископ Касьян, тверской епископ Акакий, коломенский и каширский епископ Феодосий, сарский и подонский епископ Савва Черный, пермский и вологодский епископ Киприан, а также другие представители духовенства. Собор был посвящен решению важнейших вопросов церковной организации, которые нашли отражение в сборнике постановлений – "Стоглаве". В нем содержалось 37 вопросов, касающихся различных аспектов церковной жизни, а также – в виде ответа на них – 101 глава принятых решений (отсюда и название литературного и исторического памятника). Эта книга являлась главной в организации различных сторон Русской православной церкви вплоть до реформ патриарха Никона во второй половине XVII в.

"Стоглав" утвердил принцип невмешательства церкви в светские дела и неподсудность церкви светскому суду (гл. 60, 64–65). При этом светские (царство) и церковные (священничество) власти должны взаимодействовать для блага подданных (гл. 62). Теперь даже новую церковь мирянин не мог поставить (из соображений благочестия и благотворительности) без согласования с церковными владыками (гл. 84).

"Стоглав" касался в первую очередь вопросов упорядочивания и унификация отправления церковных служб. Для контроля над причтом предполагалось учредить должности специальных церковных старост (вопрос 1, гл. 6). Планировалось провести исправление церковных книг и богослужения по утвержденным образцам, унифицировать кресты на куполах церквей, упорядочить колокольный звон (гл. 7), унифицировать иконопись (гл. 41, вопросы 1, 7; гл. 43, 45). Предполагалось обучать священников грамоте (вопрос 6, гл. 25–26), контролировать строительство новых церквей и обителей (вопрос 19), повысить нравственность среди духовенства. Планировалось повысить нравственность среди мирян, в частности, запретить брить бороды и усы, носить одежду иностранного покроя (вопрос 25, гл. 40), запретить скоморошество.

Отдельно ставился вопрос об упорядочивании жизни в монастырях (вопросы 8, 17, 37, гл. 85). В гл. 82 был воспроизведен запрет собора 1503 г. на совместное проживание в одном монастыре мужчин и женщин, соответственно сохранялось деление монастырей на мужские и женские. Велась борьба с пьянством в обителях (гл. 83). Монастыри должны были заботиться о домах престарелых –богадельнях (вопросы 9, 12, гл. 70–74). Так же как посадское и крестьянское население, монахи прикреплялись только к своим монастырям (гл. 51 вводила запрет на свободный переход из обители в обитель). С помощью решений "Стоглава" предполагалось бороться с чрезмерными поборами, денежными взиманиями и взятками в церкви, в корыстном церковном суде (вопросы 2, 4, 7, гл. 41, 44, 47, 53–54, 66–69, 86–89, 98). Власти пытались регулировать монастырскую собственность (вопрос 15, гл. 75; в гл. 101 содержится запрет на покупку монастырями вотчин без санкции царя), проблемы финансирования церквей и монастырей (вопросы 30 и 31, гл. 30, 61, 63, 97), вводили запрет на церковное ростовщичество (гл. 76).

Большое внимание "Стоглав" уделял борьбе с пережитками язычества (вопрос 11, гл. 41; вопросы 2–3, 22–27, гл. 92–93). Судя по количеству статей, язычество в XVI в. еще продолжало иметь широкое распространение в народной культуре.

Кроме решений Стоглавого собора в середине XVI в. необходимо отметить несколько других крупных преобразований в Русской православной церкви.

Так, целью новгородского архиепископа Макария было собрать воедино все жития святых и дидактические тексты. В 1541 г. был закончен грандиозный 12-томный труд в его первоначальной новгородской редакции (позже в Москве, когда Макарий станет митрополитом, работа будет продолжена). Свод получил название "Великие Минеи Четии". В 1547, 1549 гг. митрополит Макарий проводит церковные соборы, где принимаются важнейшие решения по церковным вопросам, в частности, осуществляется масштабная канонизация святых.

"В 1547 г. состоялся в Москве Собор, на котором под председательством митрополита Макария находилось семь святителей, кроме прочего духовенства: Алексий Ростовский, Иона Суздальский, Иона Рязанский, Акакий Тверской, Феодосий Коломенский, Савва Сарский и Киприан Пермский. На этом Соборе после предварительных исследований и рассуждений, определено было двенадцати святым “петь и праздновать повсюду” в Русской Церкви, а девяти – только местно. Первого рода праздники учреждены: а) святому Иоанну, архиепископу Новгородскому (f 1186), – 7 сентября; б) святому Александру Невскому (t 1263) – 23 ноября; в) преподобному Никону, игумену Радонежскому (f 1426), – 17 ноября; г) преподобному Павлу Обнорскому (f 1429) – 10 января; д) преподобному Савватию Соловецкому (t 1435) – 27 сентября; е) преподобному Дионисию Глушицкому (f 1437) – 1 июня; ж) преподобному Михаилу Клопскому (f 1452) – 11 января; з) святому Ионе, митрополиту Московскому (t 1461), – 30 марта; и) преподобному Пафнутию Боровскому (f 1477) – 1 мая; й) преподобному Зосиме Соловецкому (f 1478) – 17 апреля; к) преподобному Макарию Колязинскому (t 1483) – 17 марта; л) преподобному Александру Свирскому (f 1533) – 1 августа. Местно праздновать положено: а) в Москве – святому Максиму юродивому (f 1433) – 13 августа; б) в Твери – святому Арсению, епископу Тверскому (f 1409), – 2 марта; в) в Муроме – святому князю Константину (t 1129) и чадам его Михаилу и Феодору – 21 мая; г) в Муроме же – святому князю Петру и княгине Февронии Муромским (f 1228) – 25 июня; д) в Устюге – преподобному Прокопию (f 1285) и Иоанну (t 1494) Устюжским – 8 июля".

На соборе 1549 г. была произведена канонизация новых святых (их список реконструирован историком русской церкви E. Е. Голубинским). Из них 12 местночтимых (Стефан Пермский, Михаил Тверской, Авраамий Смоленский и др.) и четверо новопоставлснных (Иона Новгородский, Евфросин Псковский и др.). Начиная с этого времени канонизация святых на Руси становится прерогативой центральной церковной власти.

Благодаря "Стоглаву" и деятельности церковных иерархов во второй половине XVI в. были предприняты масштабные меры по унификации церковной жизни, отлажена система взаимодействия светских и церковных властей, наведен порядок в вопросах финансирования церковных структур. Были достигнуты значительные результаты в деле укрепления духовности, морали, благочестия повседневной жизни. Недаром об эпохе митрополита Макария (1542–1563) иногда говорят как о продолжении или о новом этапе христианизации Руси.



Просмотров 658

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!