Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Организация социологических исследований проблем молодежи
(из книги Лисовского) Проведение конкретно-социологических (эмпирических) исследований требует от социолога знания методологии, процедур и техники подобных исследований. Методологию можно определить как принципы организации исследования, на основе которых отбираются процедура и техника исследования. Сюда относятся как философская позиция исследователя, так и конкретные формы планирования и организации исследования. Под процедурой понимается логическая сеть последовательных операции или действий при проведении исследования. Эмпирическое исследование предполагает использование строгих, четко определенных рабочих приемов, которые можно применить в аналогичных условиях к данной проблеме. Техника исследования — это специальные операции сбора и обработки первичной информации. Существует множество технических приемов и их комбинаций, основные из которых будут рассмотрены ниже. Технические приемы отвечают на вопрос «как?» Разработка программы исследования. Основой для проведения любого эмпирического исследования, в том числе и конкретно-социологического, является разработка программы исследования. Проблема - определение цели и задач исследования - описание объекта исследования - определение предмета исслед. - разработка инструментария (выборка, сбор первичной информации, опрос и т.п.) – теоретические и прикладные выводы – внедрение практических рекомендаций. Определение основной цели и задач исследования. Под целью и задачами исследования понимается общее содержательное определение предмета исследований, общая постановка задачи в рамках данного исследованиям постановка ряда конкретных задач, отражающих специфику исследуемого контингента (школьники, студенты, рабочие, предприниматели, политики и т.д.). На этом же этапе определяются методологические предпосылки, объект и предмет исследования, описываются основные гипотезы и область всевозможного применения конечных результатов. Очень важно точно и полностью определить объект и предмет исследования на основе выбранных методологических принципов и результатов ранее проведенных исследований. Проблемы, отобранные в качестве изучаемых, должны иметь предварительный ответ еще до завершения исследования. Для этого и разрабатываются гипотезы, основанные на изучении существующей принятой теории и полученных ранее другими исследователями практических результатов. Разработка исследовательских гипотез. На основе уже проведенных научных исследований по изучаемой проблеме и собственного опыта исследователь дает предварительное объяснение проблемы и выдвигает гипотезы. Гипотезы теоретически обосновывают исследуемую проблему, а в итоге исследования либо подтверждают их, либо отвергают. Гипотезы носят вероятностный характер. Функции гипотез состоят в получении новых научных высказываний и суждений. Гипотезы могут быть основными и частными, главными и побочными и т. д. Выработанные до проведения эмпирического исследования, гипотезы называются рабочими. Рабочие гипотезы должны быть непосредственно связаны с исследуемой проблемой, научно обоснованы с максимальной степенью вероятности подтверждения и возможностью эмпирической проверки в ходе исследования. Целесообразно выделить центральную гипотезу, придав ей системе образующую функцию для остальных рабочих гипотез. С этапом разработки исследовательских гипотез тесно связана репрезентативность конечных выводов, достичь которой можно лишь при точно и ясно разработанных гипотезах. Методы сбора первичной информации. При разработке форм документов для сбора первичной информации необходимо представлять структуру таблиц с итоговыми данными, которые социолог будет использовать при анализе результатов исследования. Анкетный опрос позволяет охватить большой контингент людей в сравнительно короткие сроки, не требует повторного контакта с респондентами (если исследованием не предусмотрено лонгитюдное наблюдение). Хорошие результаты дает применение метода интервью. Этот метод, основанный на непосредственном контакте исследователя и респондента, позволяет затронуть и осветить самые тонкие детали исследуемой проблемы, выявить скрытые связи и закономерности без привлечения сложного аппарата статистических расчетов. В процессе интервью можно уточнить ответы испытуемого. Применение этого метода позволяет сократить трудовые затраты на подготовку самого инструментария. В то же время у метода интервью имеются определенные недостатки. Так, сам процесс интервьюирования отнимает много времени, поэтому трудно набрать представительную выборку. Пилотажное исследование имеет целью проверку надежности инструментария, предложенного для сбора информации и отработки процедур при организации массового опроса всей выборочной совокупности. Пилотажное исследование позволяет также повысить качество опросных документов, проверитьихрелевантность («адекватность», т.е. это обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку), объективность, доступность, провести хронометраж заполнения. Для проведения пилотажа обычно использовались небольшие группы респондентов (от 30 до 50 человек). Кроме того, пилотажное исследование помогает определить отношение респондентов к подобного рода опросам, отработать перечень вопросов по полноте, адекватности, отношению к открытым и закрытым вопросам и т. п., определить наиболее эффективное время и место.
|