Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Право на юридические действия



§ право требования от другой стороны исполнения обязанности

§ право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность — это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения.

Юридическая обязанность естьмера необходимого поведения обязанного лица. Содержание обязанности устанавливается наоснове норм права. Обязанность устанавливаетсяв интересах управомоченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом. Соблюдение обязанностиобеспечено возможностью государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно- принудительного воздействия.

Различают юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения — этовозможность определенных действий управомоченного, необходимостьопределенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

 


 

55.Субъективное и объективное право.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).

 


 

56.Субъекты правоотношения.

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а такжесубъектами права.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные;

2) коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев;

3) лиц без гражданства;

4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

1) государство;

2) государственные органы и учреждения;

3) общественные объединения;

4) административно-территориальные единицы;

5) субъекты Российской Федерации;

6) религиозные организации;

7) юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

 


 

57.Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Правосубъе́ктность— юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

Характеристика

В каждой отрасли права есть специальные нормы, назначением которых является установление круга лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Это делается посредством перечисления признаков, указания на качества, которыми субъекты должны обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм отрасли. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью.

Правосубъектность представляет собой общественно-юридическое свойство лиц: она имеет две стороны — общественную и юридическую. Общественная сторона правосубъектности выражается в том, что признаки субъектов права законодатель не может избирать произвольно —они диктуются самой жизнью, потребностями и закономерностями общественного развития. Юридическая же ее сторона состоит в том, что признаки субъектов права обязательно должны быть закреплены в юридических нормах..

Структура

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность. Дееспособность в свою очередь делится на деликтоспособность и сделкоспособность.

Правоспосо́бность— установленная законом способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.

Отраслевая правоспособность— юридическая способность лица быть субъектом отношений в той или иной отрасли права.

Специальная правоспособность- способность лица быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей или принадлежность лица к определенным категориям субъектов права.

Дееспосо́бность— возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия.

Дееспособность предполагает осознанность лицом своих действий. Понятие дееспособность состоит из нескольких элементов: способности лица самолично осуществлять свои права, возлагать на себя обязанности и приобретать новые права.

Деликтоспособность- это способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Деликтоспособность— способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием). Является элементом дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно сознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 УК РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).

Деликтоспособность - в Гражданском Праве является элементом правосубъектности, и означает - нести ответственность за совершенные правонарушения.

 


 

58.Юридические факты и их классификация. Юридический состав.

Юридический факт — это жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При наличии норм права без юридического факта правоотношение невозможно..

Функции юридических фактов:

• функция вовлечения субъекта права в правоотношение;

• функция порождения правосубъектности, ее приобретения или возникновения (например, с рождением ребенка возникает гражданство; для создания предприятия необходима регистрация).

Следовательно, юридические факты служат основанием не только для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но и целенаправленное движение последних является главным следствием юридических фактов.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям.

Виды юридических фактов по юридическим последствиям
правообразующие правоизменяющие правопрекращающие
— юридические факты, с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений (напр., приказ ректора о зачислении абитуриента К. в вуз) — юридические факты, с которыми нормы права связывают изменение правоотношений (напр., приказ ректора о переводе студента К. с очной на заочную форму обучения) — юридические факты, с которыми нормы права связывают прекращение правоотношений (напр., приказ ректора о выдаче студенту К. диплома об окончании вуза)

Следует учесть, что один и тот же юридический факт может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим для субъектов, представляющих стороны в правоотношении.

Виды юридических фактов по волевому признаку:
действия события
— волевое поведение субъектов права, с которым связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (напр., сделка, постановление следователя, решение суда) — юридические факты, которые возникают, изменяются и прекращаются помимо воли людей (напр., природное стихийное явление, смерть)
обстоятельства
— сложные юридические факты, которые охватывают своим содержанием действия и события (напр., безвестное отсутствие, местожительство, недееспособность). Их использование объективно необходимо в трудовом, семейном, уголовном праве и др.

 

Действия
правомерные неправомерные
— отвечают требованиям норм права (договор). — не отвечают требованиям норм права (правонарушения).

 

Правомерные действия
юридические акты юридические поступки
— действия, которые связаны со вступлением лица в конкретное правоотношение снамерением достичь определенного юридического последствия (напр., обращение гражданина с заявлением в государственный орган о прописке). — действия, которые не связаны со вступлением лица в конкретные правоотношения и независимо от его намерения влекут юридические последствия (напр., фиктивный брак порождает, в случае рождения детей, все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием детей).

 

Неправомерные действия
преступления проступки
— предусмотренные законом общественно опасные виновные деяния (действия или бездействие), которые влекут по действующему законодательству уголовную ответственность. Преступление отличается от проступка большей степенью общественной опасности. — один из видов правонарушений, состоящий в виновном действии или бездействии, влекущим по действующему законодательству дисциплинарную или административную ответственность. Проступок отличается от преступлений меньшей степенью общественной опасности.

См. главу «Правовое и правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность».

События
абсолютные относительные
(например, смерть человека порождает последствия: имущество переходит жене, детям, т. е. возникают наследственные правоотношения, изменяется состав участников правоотношений, субъектом которых был умерший). (например, смерть застрахованного лица в результате убийства влечет последствия независимо от того, по какой причине произошло лишение жизни — выплачивается страховая премия семье; у наследников убитого возникает правоотношение органом страхования).

 

Виды юридических фактов по составу:
простые сложные (фактические составы)

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а совокупность фактов. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом.

Пример. Для зачисления в высшее учебное учреждение необходимо следующее: общее среднее образование, подкрепленное документом; успешная сдача вступительных экзаменов; документ, свидетельствующий о внесении определенной суммы за обучение (если это коммерческое учебное учреждение); приказ ректора о зачислении в вуз.

Фактические составы
простые сложные
— включают факты, относящиеся к одной и той же отрасли законодательства. Например, для заключения брака необходима совокупность фактов: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста; отсутствие у каждого из них зарегистрированного в органах загса брака; отсутствие между ними родственных отношений, дееспособность лиц, вступающих в брак. Все эти факты предусмотрены одной отраслью законодательства — брачно-семейным законодательством. — включают факты, относящиеся к различным отраслям законодательства. Напр., пенсионное правоотношение может возникнуть только при наличии трех фактов: достижения установленного законом возраста, наличия трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии. Здесь достижение установленного законом возраста и наличие необходимого трудового стажа предусмотрены нормами трудового законодательства, решение органа социального обеспечения — это сфера административного законодательства.

Фактический состав не следует смешивать с событиями — сложными юридическими фактами.

 


 

59.Правотворчество: понятие, виды, субъекты.

Правотворчество – это вид деятельности государства: в результате которой политическая воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования.

Виды правотворчества:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

- правотворчество государственных органов (парламент, правительство)

- правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

- правотворчество органов местного самоуправления

- локальное правотворчество (предприятия)

- правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

- законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

Субъекты правотворчества:

1) гос-во в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме);

2) органы местного самоуправления (которые не являются гос. органами, что закреплено в Конституции);

3) в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Напр. работодатель может утвердить правила внутреннего распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации.

 


 

60.Стадии законотворческого процесса.

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.


 

61.Постановления Пленумов Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в правовой системе РФ.

Пленум верховного суда РФ и пленум высшего арбитражного суда РФ рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения пленумов обязательны соответственно для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Разъяснения пленумов являются не нормативными актами, а актами применения права. Постановления пленумов должны лишь разъяснять и толковать смысл законодательства, но не создавать новые нормы. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Поэтому участники руководствуются постановлениями судебных пленумов и тогда когда дело не доходит до суда, что имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения единообразного понимания и применения гражданского законодательства в РФ.

Вопрос о правовой природе, о руководящих разъяснениях судебных пленумов является спорным в литературе. Некоторые юристы полагают, что руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях судебных пленумов, следует считать источниками права. Основанием для признания руководящих разъяснений судебных пленумов источниками права послужило то обстоятельство, что судебные пленумы, в ряде случаев разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулировали новое правило отличное от того, которое содержалось в нормативном акте.

Не относятся к числу источников права и постановления Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного суда неконституционным акта законодательства или отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ можно отменить ту или иную норму права, но не создать новую. Вместе с тем при решении вопроса о конституционности той или иной нормы, Конституционный суд РФ в своих постановлениях разъясняет смысл действующего законодательства, что позволяет правильно применить его на практике.

 

 



Просмотров 1488

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!