Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



внешнеполитическая деятельность государства в условиях новой геополитической ситуации



Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Приоритетными задачами внешнеполитической концепции Российской Федерации являлись: сохранение территориальной целостности и независимости; обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включение в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления экономического кризиса в стране.

 

Российская Федерация была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В январе 1996 г. РФ вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

 

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР, распад Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

 

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Основу импорта в Россию составляли в основном медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10 %.

Отношение с государствами СНГ. В деятельности правительства РФ проблема взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимала важное место. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. Первоначально центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской модели развития к новой общественно-политической системе, к формированию демократического правового государства.

 

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками, что привело к значительному снижению товарооборота с государствами СНГ. Основу поставок России в эти страны составляли топливно- энергетические ресурсы. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений с Россией являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность ей государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долларов.

 

Правительство РФ стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества. Между шестью государствами был заключен договор о коллективной безопасности (май 1992 г.), разработан и утвержден устав СНГ (январь 1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной по проблемам раздела Черноморского флота, статуса Крымского полуострова и Севастополя. Конфликты с государствами Прибалтики были вызваны дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и территориальными спорами. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдове явились причиной ее участия в нормализации вооруженных конфликтов в этих регионах. В настоящее время имеет большое значение деятельность российской пограничной службы по охране границ Содружества, особенно таджико-афганского участка.

 

Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, а ровно через год оно было преобразовано в Союз Белоруссии и России. 23 мая 1997 г. был одобрен устав Союза. В настоящее время процесс интеграции двух государств развивается более динамично и продуктивно.

 

В целях укрепления интеграционных связей в октябре 1996 г. на очередном заседании лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств – участников Содружества. Укрепились межгосударственные отношения с Украиной. 31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной. Однако на современном этапе развития Содружества имеется много нерешенных проблем. С середины 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан фактически вышли из состава участников Договора о коллективной безопасности и предпочитают решать проблемы своей безопасности путем сотрудничества со странами НАТО.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Страны Европейского Сообщества заявили о признании суверенности России, переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. После распада Организации Варшавского Договора Россия начала вывод своих войск из стран Восточной Европы и государств Прибалтики, этот длительный процесс завершился 31 августа 1994 г. В июне 1994 г. Россия присоединилась к натовской программе партнерства, а в мае 1997 г. был подписан Договор об особом партнерстве России с НАТО.

 

Однако надежды Российской Федерации на сохранение в Европе сложившегося миропорядка не оправдались. Несмотря на возражения России в апреле 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия были приняты в состав государств – участников НАТО. После прихода к власти в Соединенных Штатах Америки Буша – младшего межгосударственные отношения России и США ухудшились. В целях обеспечения собственной безопасности Россия активизировала свою политику на международной арене. Она активно выступила против военной операции стран НАТО в Косово (март-июнь 1999 г.), политики США по созданию однополярного мирового порядка. За последние годы Россия предприняла активные шаги по укреплению межгосударственных отношений с Китаем, Японией, Германией, Монголией, Северной Кореей, Кубой, государствами Скандинавии др.

 

 



Просмотров 790

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!