Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 1900–1914 гг



Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

РУ.01;1

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________

Направление подготовки_______________________________________________________________

Номер контракта______________________________________________________________________

 

ИСТОРИЯ

(ШКОЛЬНОЕ обучение)

ЮНИТА 4

РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ ХХ В

 

МОСКВА 2004

 

Разработка: доктор исторических наук :Смирнова М.И.

 

 

Научное редактирование: кандидат

педагогических наук Романова С.Н.

 

 

КУРС: ИСТОРИЯ (ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

Юнита 1. Аграрное общество. Древнейшая и древняя история.

Юнита 2. Аграрное общество. История средних веков.

Юнита 3. Индустриальная цивилизация. История нового времени.

Юнита 4. Россия и мир в начале ХХ в.

Юнита 5. Россия и мир между двумя мировыми войнами.

Юнита 6. Россия и мир во второй половине ХХ в.

 

 

ЮНИТА 4

В рабочем учебнике с современных позиций рассмотрены основные направления социально-политического, экономического и культурного развития зарубежных стран и России в начале XX в. При этом выделяются как общемировые тенденции исторического процесса, так и национальные черты и особенности. Большое внимание уделено анализу международных отношений накануне Первой мировой войны, а так же изложению хода и уроков Первой мировой войны.

 

 

Для учащихся средних учебных заведений

 

Юнита соответствует профессиональной образовательной программе № 2

 

____________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2004

Оглавление

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР.. 6

1. ВВЕДЕНИЕ. МИР В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ.. 6

2. МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 1900–1914 гг. 8

2.1. Особенности индустриального развития человечества в начале XX в. 8

2.2. Научно-технический прогресс. 10

2.3. Центры и периферия индустриального мира. 11

2.4. Роль военных факторов в модернизации. 14

2.5. Кризис индустриального общества. 17

2.6. Социальные движения в начале XX в. 17

2.7. Реформы и революции в Европе, Америке, Азии как пути разрешения социальных противоречий. 19

3. РОССИЯ В 1900–1914 гг. 26

3.1. Россия как особый социокультурный феномен. Российский путь к капитализму и задачи модернизации России. 26

3.2. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. 29

3.3. Обострение противоречий в развитии российского общества и попытки предотвращения социального взрыва. 32

3.4. Первая российская революция 1905–1907 гг. 34

3.5. Формирование многопартийности в России. 36

3.6. Создание основ российского парламентаризма. 40

3.7. «Серебряный век» русской культуры.. 42

4. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914–1918 гг.) 47

4.1. Международная дипломатия в конце XIX – начале XX вв. Образование военных союзов. 47

4.2. Захватнические планы военных блоков и обострение международной ситуации. 50

4.3. Начало Первой мировой войны и военная кампания 1914 г. 51

4.4. Борьба на истощение: положение на фронте и в тылу в 1915–1916 гг. 53

4.5. Влияние войны на внутриполитическое и социально-экономическое положение стран-участниц и военные события 1917 г. 55

4.6. Окончание Первой мировой войны и ее политические итоги. 56

5. РОССИЯ В 1917 г. 58

5.1. Влияние Первой мировой войны на положение в России. 58

5.2. Февральская революция в России. Падение монархии и альтернативы развития страны.. 60

5.3. Кризисы власти и нарастание общенациональной катастрофы.. 63

5.4. Феномен большевизма: большевистская партия приходит к власти. 65

5.5. Октябрь 1917 г. в оценках историков и современников. 67

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 70

ГЛОССАРИЙ.. 72

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Мир в начале XX столетия.

Мировое сообщество в 1900–1914 гг. Особенности индустриального развития человечества в началеXXв. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального мира. Роль военных факторов в модернизации. Кризис индустриального общества. Социальные движения в начале XX в. Реформы и революции в Европе, Америке, Азии как пути разрешения социальных противоречий.

Россия в 1900–1914 гг. Россия как особый социокультурный феномен. Российский путь к капитализму и задачи модернизации России. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Обострение противоречий в развитии российского общества и попытки предотвращения социального взрыва. Первая российская революция 1905–1907 гг. Формирование многопартийности в России. Создание основ российского парламентаризма. «Серебряный век» русской культуры

Первая мировая война (1914–1918). Международная дипломатия в конце XIX – начале XX вв. Образование военных союзов. Захватнические планы военных блоков и обострение международной ситуации. Начало Первой мировой войны и военная кампания 1914 г. Борьба на истощение: положение на фронте и в тылу в 1915–1916 гг. Влияние войны на внутриполитическое и социально-экономическое положение стран-участниц и военные события в 1917 г. Окончание Первой мировой войны и ее политические итоги.

Россия в 1917 г. Влияние Первой мировой войны на положение в России. Февральская революция в России. Падение монархии и альтернативы развития страны. Кризисы власти и нарастание общенациональной катастрофы. Феномен большевизма: большевистская партия приходит к власти. Октябрь 1917 г. в оценках историков и современников.

ЛИТЕРАТУРА

Базовая

 

*1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001.

*2. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. – М.: Центр гуманитарного образования, 1998.

*3. Шубин А.В. Новейшая история XX века. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2000.

Дополнительная

 

4. Россия и мир: учебная книга по истории в 2-х ч. Часть II. – М.: Владос, 1994.

5. Всемирная история. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1993.

6. История России. XX век. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1996.

7. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

8. Пятецкий Л.М. История России: для абитуриентов и старшеклассников. – М.: Московский лицей, 1996.

9. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. – М.: Дрофа, 1996.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

 

(Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании)

ВВЕДЕНИЕ. МИР В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

 

XX век – век великих достижений человечества и век глобальных антагонизмов. Это время грандиозных научных открытий и мировых войн, глубоких демократических преобразований и жестоких тиранических режимов. В единое целое в XX столетии переплелись тоталитаризм и демократия, свободная рыночная экономика и жесткое государственное регулирование, изобилие и голод, богатство и нищета как отдельных людей, так и целых народов.

Проблемы, с которыми столкнулось человечество уже в начале
XX в.,возникли еще в XVIII–XIX вв. Именно тогда началась промышленная революция, постепенно на смену традиционному аграрному обществу пришло общество индустриальное, и промышленность стала определяющей отраслью экономики. Мир вступил в XX в. в обстановке укрепления мировой индустриальной цивилизации и нарастающего расширения ее границ.Мировая индустриальная цивилизация – цивилизация, объединяющая локальные западные и восточные цивилизации в условиях индустриального развития. В зависимости от исторического периода, когда государства стали переходить к индустриальной цивилизации и капитализму, выделились страны I и
II эшелонов модернизации. Эшелоны модернизации – группы стран, которые переходили к индустриальной цивилизации и капитализму на разных этапах исторического развития. К I эшелону относятся страны, в которых генезис капитализма осуществлялся преимущественно на основе саморазвития от первоначального накопления капитала к промышленному перевороту и фабричному производству. Эпицентр
I эшелона модернизации находился в Англии с последующим распространением на континентальную Европу и Северную Америку. Страны II эшелона вступили на путь капитализма гораздо позднее, они активно использовали опыт стран I эшелона, при этом важную роль в процессах индустриального развития играло государство. Ко II эшелону модернизации относились Россия, ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки.

В XX в. индустриальная цивилизация одержала победу в мировом масштабе. Однако первоначально промышленная революция началась в европейских странах, дав им огромные экономические, технические, военные преимущества и обеспечив европейское господство над всем миром, тем самым преобразовав его в нечто единое и целое. Прежняя замкнутость и изолированность неевропейских цивилизаций (китайской, индийской, исламской и др.) постепенно разрушалась, одновременно порождая стремление сохранить свою самобытность и неповторимость.

У самих же европейцев сформировалось представление, что у каждой нации должно быть свое собственное национальное государство. Процесс создания национальных государств был содержанием европейской политики в течение нескольких веков: рушились многонациональные империи или объединялись раздробленные мелкие королевства и княжества. К началу XX в. в Европе преобладали мононациональные государства, хотя процесс национально-государственного размежевания еще полностью не завершился.

В 1870 г. объединилась Италия, в 1871 г. была создана Германская империя. Османская империя признала независимость Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории, а позже и Албании. В 1905 г. в результате всенародного референдума Норвегия заявила о разрыве унии 1814 г. со Швецией, которая была вынуждена пойти на признание Норвежского независимого государства. Но в Европе сохранялись и многонациональные государства, прежде всего, это были Австро-Венгрия и Россия.

Качественным показателем индустриального развития начала XX в. стала интернационализация экономической жизни. Промышленные страны нуждались в сырье и продовольствии. Великобритания ввозила до 75% зерна и 40% мяса, Германия закупала в России хлеб. Аграрные государства (Россия, Австро-Венгрия, Балканские страны) покупали промышленную продукцию – станки, оборудование, текстиль. Мировая торговля росла высокими темпами, охватывая самые отдаленные территории.

Индустриальное общество, с одной стороны, стирало границы между народами, вовлекая их в мировое хозяйство, с другой стороны, толкало людей к сплочению по национальному признаку, что порождало национализм. Национализм – идеология и политика, рассматривающая нацию как высшую форму общественного объединения. Основа национализма – идеи национальной исключительности и обособленности. Восприятие нации как высшей формы общественного объединения порождало убежденность в превосходстве своей нации над другими, готовность подчинить личные и общественные интересы национальным. Национализм, формируя чувство национальной гордости и национального превосходства, неизбежно приводил к шовинизму – попыткам решить проблемы своей нации (экономические, политические, социальные) за счет других народов. Внутри стран объектами великодержавных шовинистических устремлений становились, как правило, национальные меньшинства (в России – «инородцы», в Англии – ирландцы, в Испании – баски, в Турции – армяне и т.д.), в отношении которых принимались ограничительные законы или прямые карательные действия (еврейские погромы, армянская резня и т.д.). Такая политика превращала национальные проблемы в дестабилизирующий фактор государства.

Колониальные захваты способствовали формированию таких крайних форм национализма как расизм, который оправдывал господство европейцев в колониях. Согласно расистским теориям о превосходстве белой расы над другими (черной, желтой, красной), ее представители должны были обеспечить развитие неполноценных рас. Насильственное утверждение превосходства европейцев вело к сопротивлению и рождало национальные движения и национально-освободительную борьбу в колониях.Национальное движение –социальное и политическое движение за создание национального независимого государства.

Национальную окраску приняли противоречия между крупными державами в начале XX в. Взаимные претензии, связанные с экономической конкуренцией, территориальными спорами, колониальными владениями содействовали зарождению милитаризма – идеологии, утверждающей войны, как средство решения политических вопросов. Война, агрессия, сила оружия рассматривались в международных отношениях в качестве наиболее эффективных путей разрешения конфликтов и споров между государствами, а военная победа воспринималась как средство обеспечения национальных интересов. Милитаризм в начале XX в. привел к росту военных расходов, увеличению численности армий, расширению военного производства. Так, с 1880 до 1914 гг. число военнослужащих в европейских странах удвоилось, выпуск военной продукции увеличился в 3–5 раз. Многие научные и технические открытия были использованы для создания новых видов оружия: пулеметов, танков, самолетов, отравляющих газов.

Усиление милитаризма способствовало формированию пацифистских настроений.Пацифизм – мировоззрение, отвергающее войны как средство решения политических вопросов. Наиболее дальновидные политики осознавали, что с появлением оружия огромной разрушительной силы война не может рассматриваться как простое продолжение политики. Пацифизм как общественное движение и мировоззрение, проповедующее отказ от военных средств решения международных и внутригосударственных проблем, в начале XX в. только зарождался и еще не принял массового характера. Но под влиянием антимилитаристских настроений был подписан ряд международных договоров (Гаагские соглашения 1899 и 1907 гг.), направленных на установление более гуманных правил ведения войн, обращения с военнопленными, ранеными, мирным населением в зонах военных действий. Милитаризм был следствием и являлся одной из движущих сил модернизационных процессов. Понятие милитаризма, пацифизма и национализма были прочно связаны между собой.

Несмотря на опасность милитаризма, кризисные явления общественного развития, у большинства жителей Европы и США в начале XX в. преобладало оптимистическое мироощущение и вера в бесконечность прогресса. Наука открывала невиданные горизонты познания мира. Бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, социальные достижения в образовании и здравоохранении способствовали повышению уровня жизни. По словам английского историка А. Тойнби, «у всех создавалось впечатление, что земной рай находится где-то совсем рядом за углом». Ни политики, ни военные, ни простые люди начала XX столетия до конца не понимали угрозы, которую нес в себе милитаризм, национализм, гонка вооружения, которые, в конечном итоге, привели началу Первой мировой войны.

 

Вопросы

 

1. Какие преимущества получили европейцы благодаря тому, что промышленная революция началась в странах Европы, и к чему это привело?

2. Что такое «мононациональные государства»? Приведите примеры многонациональных и мононациональных государств начала XX в.

3. Качественным показателем индустриального развития начала XX в. стала интернационализация экономической жизни. В чем это выражалось?

4. Какие средства решения международных конфликтов и споров в начале ХХ в. рассматривались в качестве наиболее эффективных?

 

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 1900–1914 гг.



Просмотров 1907

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!