Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 1900–1914 гг
Гуманитарная Академия Дистанционное образование ________________________________________________________ РУ.01;1 Рабочий учебник Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________ Направление подготовки_______________________________________________________________ Номер контракта______________________________________________________________________
ИСТОРИЯ (ШКОЛЬНОЕ обучение) ЮНИТА 4 РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ ХХ В
МОСКВА 2004
Разработка: доктор исторических наук :Смирнова М.И.
Научное редактирование: кандидат педагогических наук Романова С.Н.
КУРС: ИСТОРИЯ (ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ) Юнита 1. Аграрное общество. Древнейшая и древняя история. Юнита 2. Аграрное общество. История средних веков. Юнита 3. Индустриальная цивилизация. История нового времени. Юнита 4. Россия и мир в начале ХХ в. Юнита 5. Россия и мир между двумя мировыми войнами. Юнита 6. Россия и мир во второй половине ХХ в.
ЮНИТА 4 В рабочем учебнике с современных позиций рассмотрены основные направления социально-политического, экономического и культурного развития зарубежных стран и России в начале XX в. При этом выделяются как общемировые тенденции исторического процесса, так и национальные черты и особенности. Большое внимание уделено анализу международных отношений накануне Первой мировой войны, а так же изложению хода и уроков Первой мировой войны.
Для учащихся средних учебных заведений
Юнита соответствует профессиональной образовательной программе № 2
____________________________________________________________________________ © СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2004 Оглавление
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4 ЛИТЕРАТУРА.. 5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР.. 6 1. ВВЕДЕНИЕ. МИР В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ.. 6 2. МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 1900–1914 гг. 8 2.1. Особенности индустриального развития человечества в начале XX в. 8 2.2. Научно-технический прогресс. 10 2.3. Центры и периферия индустриального мира. 11 2.4. Роль военных факторов в модернизации. 14 2.5. Кризис индустриального общества. 17 2.6. Социальные движения в начале XX в. 17 2.7. Реформы и революции в Европе, Америке, Азии как пути разрешения социальных противоречий. 19 3. РОССИЯ В 1900–1914 гг. 26 3.1. Россия как особый социокультурный феномен. Российский путь к капитализму и задачи модернизации России. 26 3.2. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. 29 3.3. Обострение противоречий в развитии российского общества и попытки предотвращения социального взрыва. 32 3.4. Первая российская революция 1905–1907 гг. 34 3.5. Формирование многопартийности в России. 36 3.6. Создание основ российского парламентаризма. 40 3.7. «Серебряный век» русской культуры.. 42 4. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914–1918 гг.) 47 4.1. Международная дипломатия в конце XIX – начале XX вв. Образование военных союзов. 47 4.2. Захватнические планы военных блоков и обострение международной ситуации. 50 4.3. Начало Первой мировой войны и военная кампания 1914 г. 51 4.4. Борьба на истощение: положение на фронте и в тылу в 1915–1916 гг. 53 4.5. Влияние войны на внутриполитическое и социально-экономическое положение стран-участниц и военные события 1917 г. 55 4.6. Окончание Первой мировой войны и ее политические итоги. 56 5. РОССИЯ В 1917 г. 58 5.1. Влияние Первой мировой войны на положение в России. 58 5.2. Февральская революция в России. Падение монархии и альтернативы развития страны.. 60 5.3. Кризисы власти и нарастание общенациональной катастрофы.. 63 5.4. Феномен большевизма: большевистская партия приходит к власти. 65 5.5. Октябрь 1917 г. в оценках историков и современников. 67 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 70 ГЛОССАРИЙ.. 72
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН Мир в начале XX столетия. Мировое сообщество в 1900–1914 гг. Особенности индустриального развития человечества в началеXXв. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального мира. Роль военных факторов в модернизации. Кризис индустриального общества. Социальные движения в начале XX в. Реформы и революции в Европе, Америке, Азии как пути разрешения социальных противоречий. Россия в 1900–1914 гг. Россия как особый социокультурный феномен. Российский путь к капитализму и задачи модернизации России. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Обострение противоречий в развитии российского общества и попытки предотвращения социального взрыва. Первая российская революция 1905–1907 гг. Формирование многопартийности в России. Создание основ российского парламентаризма. «Серебряный век» русской культуры Первая мировая война (1914–1918). Международная дипломатия в конце XIX – начале XX вв. Образование военных союзов. Захватнические планы военных блоков и обострение международной ситуации. Начало Первой мировой войны и военная кампания 1914 г. Борьба на истощение: положение на фронте и в тылу в 1915–1916 гг. Влияние войны на внутриполитическое и социально-экономическое положение стран-участниц и военные события в 1917 г. Окончание Первой мировой войны и ее политические итоги. Россия в 1917 г. Влияние Первой мировой войны на положение в России. Февральская революция в России. Падение монархии и альтернативы развития страны. Кризисы власти и нарастание общенациональной катастрофы. Феномен большевизма: большевистская партия приходит к власти. Октябрь 1917 г. в оценках историков и современников. ЛИТЕРАТУРА Базовая
*1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001. *2. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. – М.: Центр гуманитарного образования, 1998. *3. Шубин А.В. Новейшая история XX века. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2000. Дополнительная
4. Россия и мир: учебная книга по истории в 2-х ч. Часть II. – М.: Владос, 1994. 5. Всемирная история. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1993. 6. История России. XX век. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1996. 7. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. 8. Пятецкий Л.М. История России: для абитуриентов и старшеклассников. – М.: Московский лицей, 1996. 9. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. – М.: Дрофа, 1996.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
(Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании) ВВЕДЕНИЕ. МИР В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ
XX век – век великих достижений человечества и век глобальных антагонизмов. Это время грандиозных научных открытий и мировых войн, глубоких демократических преобразований и жестоких тиранических режимов. В единое целое в XX столетии переплелись тоталитаризм и демократия, свободная рыночная экономика и жесткое государственное регулирование, изобилие и голод, богатство и нищета как отдельных людей, так и целых народов. Проблемы, с которыми столкнулось человечество уже в начале В XX в. индустриальная цивилизация одержала победу в мировом масштабе. Однако первоначально промышленная революция началась в европейских странах, дав им огромные экономические, технические, военные преимущества и обеспечив европейское господство над всем миром, тем самым преобразовав его в нечто единое и целое. Прежняя замкнутость и изолированность неевропейских цивилизаций (китайской, индийской, исламской и др.) постепенно разрушалась, одновременно порождая стремление сохранить свою самобытность и неповторимость. У самих же европейцев сформировалось представление, что у каждой нации должно быть свое собственное национальное государство. Процесс создания национальных государств был содержанием европейской политики в течение нескольких веков: рушились многонациональные империи или объединялись раздробленные мелкие королевства и княжества. К началу XX в. в Европе преобладали мононациональные государства, хотя процесс национально-государственного размежевания еще полностью не завершился. В 1870 г. объединилась Италия, в 1871 г. была создана Германская империя. Османская империя признала независимость Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории, а позже и Албании. В 1905 г. в результате всенародного референдума Норвегия заявила о разрыве унии 1814 г. со Швецией, которая была вынуждена пойти на признание Норвежского независимого государства. Но в Европе сохранялись и многонациональные государства, прежде всего, это были Австро-Венгрия и Россия. Качественным показателем индустриального развития начала XX в. стала интернационализация экономической жизни. Промышленные страны нуждались в сырье и продовольствии. Великобритания ввозила до 75% зерна и 40% мяса, Германия закупала в России хлеб. Аграрные государства (Россия, Австро-Венгрия, Балканские страны) покупали промышленную продукцию – станки, оборудование, текстиль. Мировая торговля росла высокими темпами, охватывая самые отдаленные территории. Индустриальное общество, с одной стороны, стирало границы между народами, вовлекая их в мировое хозяйство, с другой стороны, толкало людей к сплочению по национальному признаку, что порождало национализм. Национализм – идеология и политика, рассматривающая нацию как высшую форму общественного объединения. Основа национализма – идеи национальной исключительности и обособленности. Восприятие нации как высшей формы общественного объединения порождало убежденность в превосходстве своей нации над другими, готовность подчинить личные и общественные интересы национальным. Национализм, формируя чувство национальной гордости и национального превосходства, неизбежно приводил к шовинизму – попыткам решить проблемы своей нации (экономические, политические, социальные) за счет других народов. Внутри стран объектами великодержавных шовинистических устремлений становились, как правило, национальные меньшинства (в России – «инородцы», в Англии – ирландцы, в Испании – баски, в Турции – армяне и т.д.), в отношении которых принимались ограничительные законы или прямые карательные действия (еврейские погромы, армянская резня и т.д.). Такая политика превращала национальные проблемы в дестабилизирующий фактор государства. Колониальные захваты способствовали формированию таких крайних форм национализма как расизм, который оправдывал господство европейцев в колониях. Согласно расистским теориям о превосходстве белой расы над другими (черной, желтой, красной), ее представители должны были обеспечить развитие неполноценных рас. Насильственное утверждение превосходства европейцев вело к сопротивлению и рождало национальные движения и национально-освободительную борьбу в колониях.Национальное движение –социальное и политическое движение за создание национального независимого государства. Национальную окраску приняли противоречия между крупными державами в начале XX в. Взаимные претензии, связанные с экономической конкуренцией, территориальными спорами, колониальными владениями содействовали зарождению милитаризма – идеологии, утверждающей войны, как средство решения политических вопросов. Война, агрессия, сила оружия рассматривались в международных отношениях в качестве наиболее эффективных путей разрешения конфликтов и споров между государствами, а военная победа воспринималась как средство обеспечения национальных интересов. Милитаризм в начале XX в. привел к росту военных расходов, увеличению численности армий, расширению военного производства. Так, с 1880 до 1914 гг. число военнослужащих в европейских странах удвоилось, выпуск военной продукции увеличился в 3–5 раз. Многие научные и технические открытия были использованы для создания новых видов оружия: пулеметов, танков, самолетов, отравляющих газов. Усиление милитаризма способствовало формированию пацифистских настроений.Пацифизм – мировоззрение, отвергающее войны как средство решения политических вопросов. Наиболее дальновидные политики осознавали, что с появлением оружия огромной разрушительной силы война не может рассматриваться как простое продолжение политики. Пацифизм как общественное движение и мировоззрение, проповедующее отказ от военных средств решения международных и внутригосударственных проблем, в начале XX в. только зарождался и еще не принял массового характера. Но под влиянием антимилитаристских настроений был подписан ряд международных договоров (Гаагские соглашения 1899 и 1907 гг.), направленных на установление более гуманных правил ведения войн, обращения с военнопленными, ранеными, мирным населением в зонах военных действий. Милитаризм был следствием и являлся одной из движущих сил модернизационных процессов. Понятие милитаризма, пацифизма и национализма были прочно связаны между собой. Несмотря на опасность милитаризма, кризисные явления общественного развития, у большинства жителей Европы и США в начале XX в. преобладало оптимистическое мироощущение и вера в бесконечность прогресса. Наука открывала невиданные горизонты познания мира. Бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, социальные достижения в образовании и здравоохранении способствовали повышению уровня жизни. По словам английского историка А. Тойнби, «у всех создавалось впечатление, что земной рай находится где-то совсем рядом за углом». Ни политики, ни военные, ни простые люди начала XX столетия до конца не понимали угрозы, которую нес в себе милитаризм, национализм, гонка вооружения, которые, в конечном итоге, привели началу Первой мировой войны.
Вопросы
1. Какие преимущества получили европейцы благодаря тому, что промышленная революция началась в странах Европы, и к чему это привело? 2. Что такое «мононациональные государства»? Приведите примеры многонациональных и мононациональных государств начала XX в. 3. Качественным показателем индустриального развития начала XX в. стала интернационализация экономической жизни. В чем это выражалось? 4. Какие средства решения международных конфликтов и споров в начале ХХ в. рассматривались в качестве наиболее эффективных?
МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 1900–1914 гг.
|