Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль военных факторов в модернизации



 

Неравномерность политического и социально-экономического развития стран в индустриальную эпоху, изменение соотношения сил между ведущими державами мира неизбежно вели к росту конкуренции между ними. В международной политике начала XX в. продолжала господствовать точка зрения, что отношения между государствами есть соперничество, в котором все определяет сила. Мощь государства, по мнению политиков того времени, зависела от размеров территорий и военного потенциала. Территориальная экспансия (расширение) являлась одной из важнейших внешнеэкономических задач, для решения которой часто использовались военные средства. Усиление значимости военных факторов в жизни индустриальных стран было связано с тем, что достижения научно-технического прогресса стимулировали военное производство, использовались для совершенствования и создания новых видов вооружения и военной техники. Реформирование армии, рост военной промышленности, агрессивный внешнеполитический курс становились важными стимулами модернизации при переходе государств от традиционного к индустриальному обществу. Наиболее заментно эти процессы происходили в Германии и Японии, где экономические, социальные, политические преобразования сопровождались милитаризацией их внутренней и внешней политики.

Расширение территорий и сфер влияния одни государства осуществляли за счет соседей (Австро-Венгрия, Россия), другие – путем создания заморских колоний. После промышленной революции колонии все больше стали рассматриваться как источник сырья и продовольствия, рынок сбыта промышленных товаров. Колониальные захваты превратились в еще одну сферу борьбы крупнейших держав.

Однако уже в XIX в. мир был поделен между европейскими странами, которые имели колонии в Южной и Юго-Восточной Азии, Африке, на островах Океании и Карибского бассейна. Самыми крупными владениями располагала Великобритания. Второй по величине колониальной империей была Франция. Маленькая Бельгия владела колонией Конго, которая в 78 раз превосходила ее по территории. Испания и Португалия, которые в XV в. положили начало колониальным захватам, в XIX в. практически утратили свое влияние в Центральной и Южной Америке и довольствовались ролью второстепенных колониальных стран.

Быстро развивающиеся государства «молодого» капитализма на рубеже XIX–XX в. – Германия, США, Россия, Япония – все активнее заявляли о своих намерениях приобрести новые территории и сферы влияния. Имели свои территориальные интересы Австро-Венгрия и Италия. Особенно агрессивным натиском отличался германский империализм. За короткий срок Германия сумела обеспечить себя колониями в юго-западной и восточной части Африки, укрепить свое влияние на Ближнем Востоке и Китае. Министр иностранных дел Германии князь фон Бюлов, выступая в рейхстаге в 1899 г., прямо говорил: «Прошли уже времена, когда другие народы делили между собой земли и воды, а мы, немцы, довольствовались лишь голым небом ... Мы требуем и для себя места под солнцем». Подобного рода намерения были свойственны и другим странам, что неизбежно порождало борьбу за уже поделенные территории мирового пространства.

Империалистические войны за передел мира начинаются в конце XIX – начале ХХ вв.Передел мира – военные столкновения между великими державами за изменение колониальных владений и сфер влияния.

Соединенные Штаты Америки на протяжении второй половины XIX в. во внешней политике следовали доктрине Монро, именуемой изоляционизмом: не допускать вмешательства европейцев в любые события, происходящие в Западном полушарии, и самим не вмешиваться в европейские дела, признавая главенство ведущих держав Европы в Восточном полушарии. Но политика изоляционизма противоречила интересам американского капитала. К концу XIX в. международная деятельность США приобрела более наступательный характер: укрепилось американское влияние в Китае и Японии. Гавайи стали ключевыми владениями США в бассейне Тихого океана. Встав на путь военного конфликта, США попытались получить свой кусок колониального «пирога» у одряхлевшей испанской монархии.

Воспользовавшись антииспанским национально-освободительным движением на Кубе и Филиппинах, в марте 1898 г. Сенат США под предлогом защиты кубинского населения от зверств и преступлений испанских властей объявил Испании войну. Испанское правительство было обвинено в нанесении американским гражданам ущерба во время волнений на Кубе и во взрыве американского крейсера «Мейн», стоявшего на рейде в Гаване. В апреле американский флот блокировал Кубу и, используя тройное превосходство сил, уничтожил посланную к берегам Кубы испанскую эскадру. Основную борьбу против испанского гарнизона на острове вели кубинские повстанцы, но когда испанские власти капитулировали, то кубинские представители были отстранены от переговоров, и Соединенные Штаты оккупировали Кубу.

По подобному же сценарию события развивались и на Филиппинах. В декабре 1898 г. в Париже был заключен испанско-американский мирный договор, по которому Испания отказывалась от Кубы и остров был объявлен независимым, но фактически Куба попадала под американский протекторат. Филиппинские острова, Пуэрто-Рико и остров Гуам отходили к Соединенным Штатам.

Испано-американская война 1898 г. была своеобразной вехой в мировой политике, поскольку стала первой войной не за раздел, а за передел мира.

Менее чем через год после прекращения военных действий в Западном полушарии, новая война разразилась уже в Южной Африке.

Еще к началу 80-х гг. XIX в. почти 90% африканской территории оставалось «неподеленными» землями. В течение последующих двадцати лет Англия, Франция, Бельгия, Германия, Португалия, Испания и Италия «доделили» Африку, либо сохранив свои прежние владения, либо завоевав новые. Европейцы стремились до поры избегать открытых военных столкновений между собой на африканском континенте, но опасность военного конфликта все время существовала. Так, в 1898 г. во время так называемого фашодского кризиса на севере Судана английские войска чуть не начали боевые действия против французского отряда.

Англия на протяжении длительного времени стремилась укрепить позиции в Южной Африке, используя возможности своей Капской колонии. Натиск англичан усилился особенно после открытия здесь богатейших месторождений алмазов, золота, а позже и залежей урана.

На пути английской экспансии стояли бурские республики – Оранжевая и Трансвааль, которых поддерживала Германия, снабжая их оружием и преследуя собственные колониальные интересы. Буры, или африканеры, составляли большую часть белого африканского населения и являлись потомками голландских, немецких, французских переселенцев – протестантов, бежавших из Европы еще в XVII в. из-за религиозных преследований. Бурские республики стремились сохранить свою независимость, несмотря на усиление экономического влияния британского капитала в середине 1880-х гг., когда в Трансваале были обнаружены крупнейшие в мире золотые запасы. В конце 1890-х гг. Англия взяла курс на подготовку прямой агрессии.

Военные действия против буров начались в октябре 1899 г. Расчеты англичан на быструю победу не оправдались. Поставив под ружье всех мужчин от 16 до 60 лет, буры, благодаря партизанской тактике ведения войны, лучшему оружию и прекрасному знанию местности, добились военного преимущества. Однако к весне 1900 г. численность английских войск была увеличена до 250 тыс. человек против 50–60 тыс. солдат-буров. Англичане переманили на свою сторону местные африканские племена и перешли в наступление, захватив в мае–июне Иоганнесбург и Преторию. После двух лет сопротивления в мае 1902 г. бурам пришлось подписать мирный договор и признать себя подданными британской короны. Обе республики потеряли независимость и стали английскими колониями. Но Англия обязывалась предоставить им самоуправление. В 1910 г. Трансвааль и Оранжевая Республика объединились с прежними английскими владениями в Южной Африке (Капская колония и Наталь) и превратились в доминион Британской империи – Южно-Африканский Союз.

Англо-бурская война 1899–1902 гг. стала жестокой репетицией Первой мировой войны. В Южной Африке впервые в широком масштабе было применено новое автоматическое оружие, колючая проволока, созданы концентрационные лагеря, в которых англичане содержали пленных буров, включая их жен и детей.

Серьезные столкновения между крупнейшими империалистическими державами в начале ХХ в. происходили на Дальнем Востоке. Сразу после окончания японо-китайской войны 1894–1895 гг. правящие круги Японии начали готовиться к новой войне – на этот раз против России, рассчитывая вытеснить ее из Маньчжурии (Северо-Восточный Китай) и Кореи. Японские интересы распространялись и на исконно русские земли – остров Сахалин и Дальневосточный край. Готовясь к войне с Россией, Япония в 1902 г. заключила договор с Англией, который обеспечивал ей английскую финансовую помощь и исключал военную поддержку России со стороны англичан.

Россия также имела экономические и политические интересы на Дальнем Востоке, стремилась укрепить свои позиции в Китае, особенно после предоставления ей концессии на строительство Китайско-Восточной железной дороги (1896) и получения в аренду Ляодунского полуострова (1898), где началось строительство российской военно-морской базы. Кроме того, определенные политические круги в России сознательно шли к войне с Японией, видя в ней средство предотвращения назревавшей в России революции. Однако русско-японская война 1904–1905 гг. закончилась для России военной катастрофой и стала катализатором первой российской революции 1905–1907 г.

Япония хорошо подготовилась к войне. Ей была обеспечена не только английская, но и американская поддержка. Россия по вине самодержавного правительства и военного командования оказалась плохо подготовленной и не способной вести большую войну на отдаленном фронте.

В начале 1904 г. японский военно-морской флот без объявления войны напал на русский флот в Порт-Артуре и вывел из строя несколько первоклассных военных кораблей. Формально Япония объявила войну России лишь 10 февраля. В мае началась осада Порт-Артура, которая благодаря героизму русских солдат и офицеров длилась до 2 января 1905 г. Падение Порт-Артура было расценено во всем мире как тяжелое поражение Российской империи. В сентябре 1904 г. русская армия потерпела крупную неудачу под Ляоляном. Самое значительное сухопутное сражение под Мукденом в марте 1905 г. было также проиграно русской армией. Последнюю точку в военных поражениях России поставила катастрофа в Цусимском проливе в мае 1905 г. Русская военная эскадра в составе 11 броненосцев, 10 крейсеров, 9 эсминцев, которая прибыла под командованием адмирала З.П. Рождественского на Дальний Восток, была разгромлена превосходящими японскими военно-морскими силами (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец, 42 миноносца). Во Владивосток сумели прорваться лишь один российский крейсер и два эсминца.

По заключенному в 1905 г. в Портсмуте (США) мирному договору Россия передавала Японии арендные права на Ляодунский полуостров, признавала преобладающее влияние Японии в Корее и Южной Маньчжурии, уступала Японии Южную часть Сахалина. Впоследствии глава русской делегации премьер-министр России С.Ю. Витте в своих мемуарах напишет: «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки».

Поражение России в войне с Японией оказало серьезное влияние на расстановку сил не только на Дальнем Востоке, но и в Европе, повлияв на формирование военно-политических союзов.

 



Просмотров 1364

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!