Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности спроса на общественные блага



.Особенности спроса на общественные блага. Принцип убывающей полезности действует и в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон. Однако она имеет особенности. Во-первых, являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. Объем его потребления каждым потребителем равняется объему предложения блага. Во-вторых, поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, в кривые их спроса представляют собою предельные полезности для каждого данного объема блага, то предельная общественная полезность от его потребления представляет собою сумму всех предельных индивидуальных полезностей

МSВ = МВ +МВ + ... + МВ = МВ. Поэтому: 1) объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены; 2)при спросе на чистое общественное благо цена, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых (объемов) спросов, т.е. путем вертикального суммирования цен. Рис. Спрос на частное благо.Рис. Спрос на общественное благо. Совокупный спрос на чистые частные блага формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса по горизонтали. При цене Р1 спрос индивида А равен 1. индивида Б - 2, индивида В - 3. Следовательно, совокупный объем спроса при данной цене равен 1 + 2 + 3 = 6. Совокупный спрос на чистые общественные блага формируется как сумма предельных полезностей для каждого индивида, представленных кривыми их спроса на общественное благо. При объеме блага q = 4 индивид А готов заплатить за дополнительную единицу блага Р = 3, а индивид Б — 8. Так как оба потребляют одинаковое количестве блага, общая предельная полезность для них, то есть готовность платить за дополнительную единицу блага, определяется сложением их предельных полезностей для данного объема предложения — МSВ = МВ + МВ = 3 + 8 = 11, или путем вертикального суммирования цен. Следует обратить внимание, спрос на чистое общественное благо отражает индивидуальные предельные полезности пользователей, а готовность платить прь потреблении одинакового его объема у каждого отдельного потребителя разная, Следовательно, не существует соответствия между суммой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель за дополнительную единицу блага, и издержками егс производства.

54. Производство общественных благЭффектвыпуск чистых общ благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общ полезность соответствует предельным общественным издержка(MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность)У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев».Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».

55.Методология анализа общественного выбора.
Теория общ выбора связана с исследо принятых решений о прои-тве общ- благ.выдвинуто 2 гипотезы:1 – Граждане ведут себя в политике рационально, т.е. преследуют личную выгоду.2 – Политики и политические партии создают свои политические программы с целью максимизировать голоса избирателей.методолог индивидуализм.3 особен этого подхода:1.Коллектив действия рассматриваются как действия индивидов, решивших достичь некоторых целей в составе коллектива, а не индивид.2.Люди рассматр как единств-е субъекты, которые принимают окончательные решения как по поводу индивидуальных действий.3.Процесс принятия политических решений рассматривается как разновидность рыночного обмена.Голосуя за свои интересы люди участвуют в формиров общх интересов. При прямой демократии в принятии решения участвует каждый член общества,важную роль играет принцип голосования, в зависимости от выбранного принципа голосования существенно зависят результаты голосования. 3 принципа голосования:принцип единогласияпринцип простого большинства(50%+1голос)принцип квалифицированного большинства (2/3 или 3/5 голосов)При использовании принципа единогласия возможно, что принятое решение будет соответствовать парето-оптимальности. Существует опасность, что вообще никакое решение не будет принято.Те, кто получает меньшую полезность от выделения ресурсов или средств на данную программу не согласится оплачивать большую полезность, которую получают другие.В этой ситуации будет принято решение, при котором расходы на проведение общественных мероприятий будут ниже оптимального уровня.Когда решение принимается большинством голосов существует опасность недопроизводства или перепроизводства(благ) – неэффективное решение.Для объяснения механизма принятия решений при производстве общественных благ при прямой демократии экономисты предлагают модель серединного/ медианного избирателя.

56.Модель взаимодействия политиков и изберателей..Демоктратияознач. народовластие. (прямая и представительная). В усл. прямой демок-ии прин. решений становится голосование по принципу большинства: простое( 50% голосов+ 1 голос), квалифицированное(2/3 или 3/5 голосов) и относительное(наиб. в сравнении с остальным кол-м голосов). Парадокс голосования-противоречие( невозм. выявить действительные предпочтения общества относительно эк-х благ. Модель медианного избирателя-когда решения принимаются в соответствии с интересами среднего избирателя. Представительная демократия –полит. си-ма, в усл-х кот граждане периодически избирают представителей в выборные органы власти( выборы депутатов, президента и т.д). Общественный выбор-осущ. через опред. промеж. времени, ограничен кругом претендентов, каждый из кот. формирует предложения в пакет программ.

 

57.Модель конкуренции групп давления за политические решения. В условиях представительной демократии качество и оперативность решений зависят от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в практические решения. Информация характеризуется альтернативными издержками. Для получения ее необходимы время и деньги. Рядовому избирателю небезразлично решение того или иного вопроса, однако влияние на своего депутата связано с затратами - придется писать письма, посылать телеграммы или звонить по телефону. Рациональный избиратель должен соотносить предельные выгоды от такого влияния с предельными затратами (издержками). Как правило, предельные затраты значительно превышают предельные выгоды, поэтому желание постоянно воздействовать на депутата у избирателя минимально. Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы на определенных вопросах, как, например, у производителей конкретных товаров и услуг (сахара или винно-водочных изделий, угля или нефти). Изменение условий производства (регулирование цен, строительство новых предприятий, объем государственных закупок, изменение условий импорта или экспорта) для них - вопрос жизни или смерти. Поэтому такие группы с особыми интересами стремятся поддерживать постоянную связь с представителями власти. Они используют для этого письма, телеграммы, средства массовой информации, организуют демонстрации и митинги, создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом. Группы со взаимными и значительными интересами могут с лихвой компенсировать СВОЕ затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят, т.к. выгоды от принятия законе будут реализованы внутри группы, а издержки распределятся на все общество в целом. Депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений. В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга — практику взаимной поддержки путем "торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен

Модель бюрократии

В теории общ.выбора гос.аппарат и его сужащих принято называть бюрократия. Существует несколько моделей бюрократии. В модели Нисканена бюрократические учереждения(бюро)- это монопольный поставщик услуг для монопольного же покупателя(группы полит.должносных лиц). Таким образом возникает ситуация двусторонней монополии, где происходит обмен обещанной продукции на бюджет для обеспечения деятельности бюро.В модели бюрократии Таллока исследуется динамика роста бюро. Бюрократ в этой модели является монопалистом, рост бюро приносит ему высокую полезность, поскольку позволяет расширить диапозон оплачиваемых услуг.Целью участия в полетической деятельности может быть получение дополнительных преимуществ в виде рентных доходов(т.е привышающих конкурентный уровень)- так называемой политической ренты. В качестве примеров рассматриваются борьба за получение монопольных прав, квот и тарифов, ограничение конкуренции на рынке, законодательное установление выгодное для производителя фиксированной цены.

 

Политико-экономический цикл

Полит.экон.цикл-это ускорение темпов экон.роста перед выборами, сменяющееся снижением его темпов после выборов.Практика показывает, что принятие полит.решений влияее на экон.цикл. Так, правящая партия на кануне выборов всячески стимулирует экон.рост, однако после выборов его темпы снижаются. На экон.цикл может влиять так же характер ориентации партии, находящихся у власти:правые партии больше внимания уделяют борьбе с инфляцией, а левые в борьбе с безработицей.Кроме правалов рынка существуют провалы гос.вмешательства в экономику, случающиеся, когда гос-во не справляется с обеспечением эффективного и справедливого распределения и использования общ.благ. Причинами являются:несовершенство полит.процесса

Ограниченность информации, необходимой для принятия решенийНеспособность гос-ва полностью контролировать последствия своих решений

Ограниченность контроля над бюрократией

Отсутсвие мотиваций для принятия эффективных решений.

 



Просмотров 1088

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!