Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раскол хрысціянства на каталіцызм і праваслаўе



 

Разделение церквей – раскол христианства как мировой религии на православие и католицизм, завершивший обособление западной и восточной церквей и оформленный на соборе 1054 г. Вызван постепенно увеличивавшимся количеством отличий между ними, в основе которых лежали особенности природных, культурных и культурных условий жизни восточной и западной частей Римской империи, а также амбициозными претензиями руководства их церквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.) необычайно возрос авторитет главы церкви – римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VIII – XIX в.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы лишить ее всякой самостоятельности и еще больше подчинить себе, императоры запрещали поклонение иконам (тем самым ослабляя притягательность церковных обрядов для верующих) и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон было потом восстановлено (842 г.), но земли не были возвращены церкви, и самостоятельность ее была окончательно подорвана.

Именно поэтому восточные патриархи не могли подчиниться власти папы римского. Последний однако все более настойчиво притязал на первенство во всем христианском мире. Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели наконец к формальному разрыву между этими церквами.

Восточнославянские земли, несмотря на многочисленные конфликтные ситуации между Русью и Византией, не раз приводившие к военным действиям между ними, исторически исподволь сориентировались на восточное христианство.

Западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) церкви доныне разделяют следующие главные догматические расхождения:

1. Догмат западной церкви об исхождении святого духа от бога-отца и от бога-сына («filioque») в отличие от догмата восточной церкви, которая признает исхождение святого духа только от бога-отца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали главнейшим и даже единственным непримиримым.

2. Учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед богом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по усмотрению.

3. Практика индульгенций – опущений грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда.

4. Католическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай. Причем срок пребывания в чистилище опять-таки по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен.

5. Учение о непорочном зачатии девы Марии, существовавшее еще в ХI в. И возведенное в 1854 г. В догмат.

6. Догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870 г.

Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетним, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр.

Канонические отличия католицизма: безбрачие всего духовенства (в православии только монашества), недопущение выхода из духовного звания, институт кардиналов, первенство пап, признание 21 (вместо 7, признаваемых православными) вселенского собора, запрещение мирянам читать и толковать Библию (в ХIII в., например, соборы католических иерархов четырежды накладывали запрет на чтение Библии мирянами; теперь это запрещение ослаблено), нерасторжимость брака и пр.

В большинстве этих различий так или иначе проявляется значительно более мощная организация католической церкви, выработавшей в течение веков разнообразные действенные и в то же время гибкие способы влияния на массы верующих и пользовавшейся во многих странах огромной политической властью.

Отчужденность между римско-католической и православной церквами сохранилось и доныне, хотя прежние кровавые столкновения между их сторонниками теперь и прекратились. Папская курия не раз пыталась ценой мелких уступок в обрядах подчинить себе восточные церкви: Флорентийская уния 1439 г., Брестская 1596 г. Но Брестская уния не смягчила религиозной розни, а еще больше усилила ее.

В 1965 главы римской и константинопольской церкви сняли анафему, взаимно наложенную в 1054 г.

Литература:

1. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д.Сухов. – М., 1987.

2. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986. – С. 508–510.

С. В. Морозова


Пытанне 3



Просмотров 543

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!