Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Методы конкретных журналистских профессий
В современной журналистике наблюдаются разнообразные тенденции профессионализации. Социальные, экономические и технологические факторы обуславливают дифференциацию и интеграцию ("преломление") журналистских профессий. Конкретные амплуа предписывают определенные правила работы. Профессиональные приемы репортера: оперативность, работа с источниками "опережающей информации", приемы создания "эффекта присутствия" и т. д.; комментатора: компетентность, универсальность амплуа, имиджевые характеристики; интервьюера: эффективные приемы ведения беседы, в чем проявляется индивидуальность журналиста. Вопросы и задания 1. Профессиональные приемы репортера, особенности работы в разных СМИ (газета, радио, телевидение). 2. Правила работы и профессиональная методика интервьюера. 3. Метод творчества комментатора, специфика работы на телевидении и радио, в печатных изданиях.
8. Журналистский текст: типы, приемы построения Проанализируйте структуру печатного текста в различных типологических вариантах (качественная пресса, массовая пресса, столичные и региональные издания). На примере конкретных телевизионных и радиопрограмм охарактеризуйте структуру аудиовизуального текста. Вопросы и задания 1. Типы коммуникативных текстов (печатные, аудиовизуальные). 2. Приемы построения коммуникативного текста. 3. Типы заголовков в современной прессе. 4. Дайте альтернативные варианты заголовков.
Технология подготовки журналистского текста Информационные тексты отличаются четкой композиционной структурой. Предложите новостные темы, которые бы освещали социально-политическую и производственно-экономическую жизнь региона; деятельность органов власти и общественных движений; экологические проблемы, проблемы культуры и духовного самоопределения человека и др. Аналитические тексты также подчиняются жанровой логике, включают исходную концептуальную схему, определенные сюжетно-композиционные приемы (описание и объяснение проблемы, прогноз, оценка) Вопросы и задания 1. Подготовьте новостную публикацию, посвященную памятной дате в истории города (области) . 2. Подготовьте аналитическую публикацию со следующими сюжетно-композиционными элементами: - описание проблемы: зафиксируйте результаты наблюдения, беседы, изучение документов и т.д. - объяснение: установите причинно-следственные связи между событиями, явлениями и т.д. - прогноз: определите перспективы явления на основе данных о его настоящем и прошлом. - оценка: охарактеризуйте качества явления с помощью "оценочных слов", с помощью образных сравнений; опишите действия участников событий или собственные действия и т.д. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Тема как основа журналистского творчества: понятие, типология, факторы "аудиторной перспективы". 2. Способы реализации темы в различных коммуникативных текстах (территориальная и типологическая обусловленность ). 3. Типы источников информации. 4. Основные современные формы информирования журналистов. 5. Метод наблюдения в журналистике: общие и профессиональные характеристики. Функции метода в журналистском творчестве. 6. Метод наблюдения в журналистике: основные модификации: 7. Принципы работы журналиста с документами. 8. Использование документов в журналистском материале. 9. Профессиональное общение журналиста: функции, специфика, типы и формы. 10. Структура беседы как профессионального общения журналиста (этапы, типология вопросов), приемы и "правила" ее ведения. 11. Психологические аспекты профессионального общения в журналистике. 12. Получение информации в различных коммуникативных условиях. 13. Интервью: подготовка и проведение, коммуникативные факторы успеха. 14. Интерактивные методы в творческой деятельности журналиста. 15. Социологические опросы в практике современной журналистики (цели, виды, специфика). 16. Журналистское расследование как творческий метод: специфика, функции и цели. 17. Журналистские расследования в практике современных СМИ. 18. Принципы формирования индивидуальной системы источников информации. 19. Обзор собственных публикаций за последние 2-3 года (выбор темы; проблемы и события, актуальность). 20. Роль метода наблюдения в исследовании конкретной социальной ситуации (по публикациям конкретного издания или собственного творчества). 21. Охарактеризуйте функции документа в журналистском материале (по публикациям конкретного издания или собственного творческого опыта). 22. Опишите способы представления документа в конкретных изданиях, публикациях (аналитический обзор). 23. На документальной основе подготовить информационную или аналитическую публикацию. 24. Проанализируйте интервью в иллюстрированных еженедельниках, охарактеризовать тип и структуру общения, характер вопросов. 25. Проанализируйте интервью в качественном издании, охарактеризуйте тип и структуру общения, характер вопросов. 26. Составьте вопросы для эксклюзивного интервью. 27. Обобщите этапы и приемы беседы в собственном творческом опыте. 28. Дайте сравнительное описание метода интервьюера (комментатора, ведущего) столичного и регионального ТВ (радио, прессы).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Журналистский текст: особенности восприятия на интеллектуальном и эмоциональном уровнях. 2. Печатный текст: разновидности и структура. 3. Варианты аудиотекстов (радиотекстов), их структурно-жанровые отличия. 4. Визуальные тексты (телетексты), их двууровневая семиотика (словесная и изобразительная). 5. Информационные тексты: структура и технология (факт и новость; признаки "перспективного факта"; "жесткое" и "мягкое" информирование). 6. Аналитические тексты: структура, виды и технология. 7. Художественно-публицистические тексты: структура, виды и технология. 8. Охарактеризуйте роль заголовка в восприятии печатного текста. 9. Теоретические методы осмысления информации. 10. Логические методы осмысления информации. 11. Использование фактологической информации в тексте. 12. Использование оценочной информации в тексте. 13. Нормативная информация в тексте. 14. Программная информация в тексте. 15. Методы обоснования фактологических суждений. 16. Методы обоснования оценочных суждений. 17. «Констатирующий» метод построения текста. 18. Драматургический метод построения текста.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. В лекциях излагаются теоретические и методические подходы к осмыслению тематических разделов курса, решению конкретных вопросов. Самостоятельная работа нацелена на изучение исследований и источников, критический анализ практики СМИ и подготовку творческих работ. Она включает подготовку к практическим занятиям: знакомство с учебной и научной литературой, контент-анализ периодических изданий, теле- и радиоканалов, выполнение письменных работ; выбор темы и сбор материала к курсовому сочинению. Тематика и структура семинарских занятий определяется содержанием лекционного курса и логикой творческого процесса журналиста. На занятиях закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекциях, формируются и совершенствуются профессиональные навыки. Семинарские занятия строятся в форме обсуждения творческих письменных работ, а также материалов, изученных студентами самостоятельно. Студент выполняет творческое задание по актуальной теме. Выполненные работы зачитываются и обсуждаются на занятиях. Работа студентов на семинарских занятиях предполагает следующие формы: - реферирование научных и журналистских исследований - сравнительный анализ материалов разных СМИ, обсуждение публикаций по теме - обзор печатных изданий, комментирование актуальных событий - знакомство с творческой лабораторией современных журналистов - выполнение творческих заданий - обсуждение творческих заданий, оценка их достоинств и недостатков - отработка методов и приемов сбора информации и создания текстов - выполнение в аудитории тематических эссе и этюдов, развивающих профессиональные навыки (внимательность, наблюдательность, логичность и т.д.) - моделирование профессиональных ситуаций. Задача семинарских занятий – отработать теоретические знания на практике, поэтому программа занятий включает элементы творческого освоения методов журналистской деятельности, нацелена на отработку и формирование профессиональных навыков, которые студенты могут применять на практике. Предметом теоретического и практического освоения являются методы журналистской творческой деятельности. По каждой теме студенты выполняют творческие задания. В ходе практических занятий выполненные задания обсуждаются под руководством преподавателя: оцениваются подготовленные тексты, выявляется их проблематика и перспективы с учетом профессиональных требований. Творческие задания направлены на формирование профессиональных способностей, развитие авторских приемов в создании текстов. Авторы работ должны освещать реальные события. При оценке творческих заданий учитываются следующие профессиональные требования: - своевременность выполнения - соответствие текста заданному методу и теме - информационные источники - информационный повод и социальная значимость – выбор темы и собеседника - степень раскрытия темы - оригинальность композиции - грамотность стиля - оформление текста - профессиональный уровень.
|