Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы конкретных журналистских профессий



В современной журналистике наблюдаются разнообразные тенденции профессионализации. Социальные, экономические и технологические факторы обуславлива­ют дифференциацию и интеграцию ("преломление") журналистских профессий. Конкретные амплуа предписывают определенные правила работы. Профессиональные приемы репортера: оперативность, работа с источниками "опережающей ин­формации", приемы создания "эффекта присутствия" и т. д.; комментатора: компетентность, универсальность амплуа, имиджевые характерис­тики; интервьюера: эффективные приемы ведения беседы, в чем проявляется инди­видуальность журналиста.

Вопросы и задания

1. Профессиональные приемы репортера, особенности работы в разных СМИ (газета, радио, телевидение).

2. Правила работы и профессиональная методика интервьюера.

3. Метод творчества комментатора, специфика работы на телевидении и радио, в печатных изданиях.

 

8. Журналистский текст: типы, приемы построения

Проанализируйте структуру печатного текста в различных типологических вариантах (ка­чественная пресса, массовая пресса, столичные и региональные из­дания). На примере конкретных телевизионных и радиопрограмм охарактеризуйте структуру аудиовизуального текста.

Вопросы и задания

1. Типы коммуникативных текстов (печатные, аудиовизуальные).

2. Приемы построения коммуникативного текста.

3. Типы заголовков в современной прессе.

4. Дайте альтернативные варианты заголовков.

 

Технология подготовки журналистского текста

Информационные тексты отличаются четкой композиционной структурой. Предложите новостные темы, которые бы освещали социаль­но-политическую и производственно-экономическую жизнь региона; деятельность органов власти и общественных движений; экологичес­кие проблемы, проблемы культуры и духовного самоопределения чело­века и др. Аналитические тексты также подчиняются жанровой логике, включают исходную концептуальную схему, определенные сюжетно-композиционные приемы (описание и объяснение проблемы, прогноз, оценка)

Вопросы и задания

1. Подготовьте новостную публикацию, посвященную памятной дате в истории города (области) .

2. Подготовьте аналитическую публикацию со следующими сю­жетно-композиционными элементами:

- описание проблемы: зафиксируйте результаты наблюдения, бе­седы, изучение документов и т.д.

- объяснение: установите причинно-следственные связи между событиями, явлениями и т.д.

- прогноз: определите перспективы явления на основе данных о его настоящем и прошлом.

- оценка: охарактеризуйте качества явления с помощью "оце­ночных слов", с помощью образных сравнений; опишите действия участников событий или собственные действия и т.д.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Тема как основа журналистского творчества: понятие, типо­логия, факторы "аудиторной перспективы".

2. Способы реализации темы в различных коммуникативных текс­тах (территориальная и типологическая обусловленность ).

3. Типы источников информации.

4. Основные современные формы информирования журналистов.

5. Метод наблюдения в журналистике: общие и профессиональные характеристики. Функции метода в журналистском творчестве.

6. Метод наблюдения в журналистике: основные модификации:

7. Принципы работы журналиста с документами.

8. Использование документов в журналистском материале.

9. Профессиональное общение журналиста: функции, специфика, типы и формы.

10. Структура беседы как профессионального общения журналис­та (этапы, типология вопросов), приемы и "правила" ее ведения.

11. Психологические аспекты профессионального общения в жур­налистике.

12. Получение информации в различных коммуникативных услови­ях.

13. Интервью: подготовка и проведение, коммуникативные фак­торы успеха.

14. Интерактивные методы в творческой деятельности журналиста.

15. Социологические опросы в практике современной журналис­тики (цели, виды, специфика).

16. Журналистское расследование как творческий метод: специ­фика, функции и цели.

17. Журналистские расследования в практике современных СМИ.

18. Принципы формирования индивидуальной системы источников информации.

19. Обзор собственных публикаций за последние 2-3 года (вы­бор темы; проблемы и события, актуальность).

20. Роль метода наблюдения в исследовании конкретной соци­альной ситуации (по публикациям конкретного издания или собствен­ного творчества).

21. Охарактеризуйте функции документа в журналистском мате­риале (по публикациям конкретного издания или собственного твор­ческого опыта).

22. Опишите способы представления документа в конкретных из­даниях, публикациях (аналитический обзор).

23. На документальной основе подготовить информационную или аналитическую публикацию.

24. Проанализируйте интервью в иллюстрированных еженедельни­ках, охарактеризовать тип и структуру общения, характер вопросов.

25. Проанализируйте интервью в качественном издании, охарак­теризуйте тип и структуру общения, характер вопросов.

26. Составьте вопросы для эксклюзивного интервью.

27. Обобщите этапы и приемы беседы в собственном творческом опыте.

28. Дайте сравнительное описание метода интервьюера (коммен­татора, ведущего) столичного и регионального ТВ (радио, прессы).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Журналистский текст: особенности восприятия на интеллек­туальном и эмоциональном уровнях.

2. Печатный текст: разновидности и структура.

3. Варианты аудиотекстов (радиотекстов), их структурно-жан­ровые отличия.

4. Визуальные тексты (телетексты), их двууровневая семиоти­ка (словесная и изобразительная).

5. Информационные тексты: структура и технология (факт и новость; признаки "перспективного факта"; "жесткое" и "мягкое" информирование).

6. Аналитические тексты: структура, виды и технология.

7. Художественно-публицистические тексты: структура, виды и технология.

8. Охарактеризуйте роль заголовка в восприятии печатного текста.

9. Теоретические методы осмысления информации.

10. Логические методы осмысления информации.

11. Использование фактологической информации в тексте.

12. Использование оценочной информации в тексте.

13. Нормативная информация в тексте.

14. Программная информация в тексте.

15. Методы обоснования фактологических суждений.

16. Методы обоснования оценочных суждений.

17. «Констатирующий» метод построения текста.

18. Драматургический метод построения текста.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. В лекциях излагаются теоретические и методические подходы к осмыслению тематических разделов курса, решению конкретных вопросов. Самостоятельная работа нацелена на изучение исследований и источников, критический анализ практики СМИ и подготовку творческих работ. Она включает подготовку к прак­тическим занятиям: знакомство с учебной и научной литературой, контент-анализ периодических изданий, теле- и радиоканалов, вы­полнение письменных работ; выбор темы и сбор материала к курсово­му сочинению.

Тематика и структура семинарских занятий определяется содержанием лекционного курса и логикой творческого процесса журналиста. На занятиях закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекциях, формируются и совершенствуются профессиональные навыки. Семинарские занятия строятся в форме обсуждения творческих письменных работ, а также материалов, изученных студентами самостоятельно. Студент выполняет творческое задание по актуальной теме. Выполненные работы зачитываются и обсуждаются на занятиях.

Работа студентов на семинарских занятиях предполагает следующие формы:

- реферирование научных и журналистских исследований

- сравнительный анализ материалов разных СМИ, обсуждение публикаций по теме

- обзор печатных изданий, комментирование актуальных событий

- знакомство с творческой лабораторией современных журналистов

- выполнение творческих заданий

- обсуждение творческих заданий, оценка их достоинств и недостатков

- отработка методов и приемов сбора информации и создания текстов

- выполнение в аудитории тематических эссе и этюдов, развивающих профессиональные навыки (внимательность, наблюдательность, логичность и т.д.)

- моделирование профессиональных ситуаций.

Задача семинарских занятий – отработать теоретические знания на практике, поэтому программа занятий включает элементы творческого освоения методов журналистской деятельности, нацелена на отработку и формирование профессиональных навыков, которые студенты могут применять на практике.

Предметом теоретического и практического освоения являются методы журналистской творческой деятельности. По каждой теме студенты выполняют творческие задания. В ходе практических занятий выполненные задания обсуждаются под руководством преподавателя: оцениваются подготовленные тексты, выявляется их проблематика и перспективы с учетом профессиональных требований. Творческие задания направлены на формирование профессиональных способностей, развитие авторских приемов в создании текстов. Авторы работ должны освещать реальные события. При оценке творческих заданий учитываются следующие профессиональные требования:

- своевременность выполнения

- соответствие текста заданному методу и теме

- информационные источники

- информационный повод и социальная значимость

– выбор темы и собеседника

- степень раскрытия темы

- оригинальность композиции

- грамотность стиля

- оформление текста

- профессиональный уровень.

 



Просмотров 549

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!