Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. 5 часть



Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Настоящее, действительность, современная эпоха в философском анализе

2. Наука и техника в техногенной цивилизации.

3. Социальные прогнозы.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. - М. : Международные отношения, 2000.

3. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

4. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

5. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

 

Тема 18. Человечество и глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности.Угроза глобального экологического кризиса. Перенаселение, проблема исчерпаемости природных ресурсов. Война и мир в общественной жизни. К.Лоренц о процессах, угрожающих человечеству гибелью. П.Сорокин о путях выхода из мирового кризиса. Концепция Римского клуба о непрерывном развитии человечества.

Человечество как субъект истории. Социальная философия в обосновании разнообразия и единства цивилизаций. Глобалистика, ее цель и задачи. Экологические, демографические, экономические, политические и социальные проблемы. Философия о возможности решения глобальных проблем человечества. Социальное предвидение, его сущность. Научные критерии предвидения. Типы социальных прогнозов и методы прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии, метод Дельфи. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. Будущее человечества.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Происхождение и сущность глобальных проблем современности.

2. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем.

3. Пути решения мировым сообществом глобальных проблем.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. - СПб. : Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

4. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Мифология и философия.

2. Мудрость как знание и добродетель.

3. «Вечные» философские проблемы.

4. Истоки и смысл религиозной веры.

5. Философия как самосознание культуры.

6. Истоки философии Востока: мифы, легенды, знания.

7. Соотношение религии и философии в буддизме.

8. Этико-политическое учение Конфуция.

9. Запад и Восток: диалог культур.

10. Учение пифагорейцев о гармонии и числе.

11. Апории Зенона в свете современной логики.

12. Этический рационализм Сократа.

13. Проблема души и тела в философии Платона.

14. Логика Аристотеля.

15. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.

16. Принцип наслаждения в этике Эпикура.

17. Концепция “слепой” веры: “Верую, ибо абсурдно”.

18. Теодицея как проблема средневековой философии.

19. “Исповедь” Августина Блаженного.

20. “Утешение философией” последнего римлянина Боэция.

21. Доказательства бытия Бога.

22. Человек как образ и подобие Бога.

23. “Божественная комедия” Данте: синтез философского и художественного творчества.

24. Титаны Возрождения.

25. Политическая философия Н. Макиавелли.

26. Эстетика Ренессанса.

27. Социальные утопии Возрождения.

28. Скептицизм М. Монтеня.

29. “Знание-сила”: у истоков прагматизма.

30. Теория “идолов” познания Ф. Бэкона.

31. Дж. Беркли: “Мир как комплекс ощущений”.

32. “Исповедь” Ж. -Ж. Руссо: соотношение науки и морали.

33. “О духе законов”: Ш. Монтескье.

34. Философия в “Энциклопедии” Дидро и Даламбера.

35. “Человек – машина” Ж. Ламетри.

36. “Система природы” П. Гольбаха.

37. Философские проблемы “Фауста” И. Гете.

38. Категорический императив Канта и проблема свободы.

39. Диалектическая логика Г. Гегеля.

40. Миф о смерти искусства в эстетике Г. Гегеля.

41. Религия как форма отчуждения в философии Л. Фейербаха.

42. Философия марксизма: история и современность.

43. “Закат Европы” О.Шпенглера и современная культура.

44. “Протестантская этика и дух капитализма”: М.Вебер.

45. Теософия В.Соловьева: синтез истины, добра и красоты.

46. “Философия хозяйства” С.Н.Булгакова.

47. Русский космизм.

48. Неисчерпаемость материи и современная наука.

49. Сознание и душа человека.

50. Диалектика как искусство спора.

51. Социальные стереотипы и догматическое мышление.

52. Специфика социального детерминизма.

53. Скептицизм как принцип и метод познания.

54. Диалектическая природа истины

55. Роль заблуждений в процессе познания.

56. Искусство как форма познания мира.

57. Научная истина и правда повседневности.

58. Этика науки.

59. Человек в поисках смысла жизни.

60. Ценностная ориентация личности: “Быть или иметь”

61. Развитие как объект философского анализа.

62. Научное и вненаучное познание.

63. Феномен отчуждения и самоотчуждения человека.

64. Структура сознания, его открытость миру.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

2. Предмет философии, ее место и роль в обществе.

3. Структура философского знания. Функции философии.

4. Становление философии и ее основной вопрос.

5. Основные направления и школы философии.

6. Этапы исторического развития философии.

7. Античная философия.

8. Философия Средневековья.

9. Философия Возрождения.

10. Философия Нового времени.

11. Проблема человека в философии Просвещения.

12. Классическая немецкая философия.

13. Возникновение и развитие марксисткой философии.

14. Русская философия 19 начала 20 века.

15. Отношение к разуму и науке в философии 20 века.

16. Человек в мире и мир человека (экзистенциализм).

17. Герменевтика как метод философского познания.

18. Исторические формы позитивизма.

19. Учение о бытие. Монистические и плюралистические концепции.

20. Материя и ее атрибуты.

21. Самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального.

22. Движение и развитие, диалектика.

23. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

24. Пространство и время, их свойства.

25. Материальные и духовные ценности в жизни общества.

26. Диалектика, ее сущность и исторические типы.

27. Теория диалектики.

28. Сознание и познание.

29. Чувственное и рациональное познание.

30. Познание, творчество, практика.

31. Проблема истины. Критерии истины.

32. Понимание и объяснение.

33. Структура научного познания его методы и формы.

34. Эмпирическое познание и его стадии.

35. Теоретическое познание и его стадии.

36. Вера и знание.

37. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

38. Действительность, мышление, логика и язык.

39. Искусство спора. Основы логики.

40. Научное и вненаучное знание. Критерий научности.

41. Смысл человеческого бытия свобода и ответственность.

42. Сознание, самосознание и личность.

43. Человек, общество, культура.

44. Человек и природа.

45. Насилие и ненасилие.

46. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

47. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

48. Религиозные ценности и свобода совести.

49. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

50. Общество и его структура.

51. Гражданское общество и государство.

52. Роль материального производства в жизни общества.

53. Сущность общественного прогресса и его критерии.

54. Общественный прогресс и рубежи всемирной истории.

55. Человек в системе социальных связей.

56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

57. Научные революции и смена типов рациональности.

58. Наука и техника.

59. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

60. Глобальные проблемы современности: причины обострения и пути решения.

61. Идеи И.В. Вернадского о ноосфере и их актуальность.

62. Социальное предвидение и его научные критерии.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия : учебник / В. Ф. Асмус. – М. : Высшая школа, 2005.

3. Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. Н. Назаров. – М. : Гардарики, 2004.

4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Дополнительная:

1. Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А. А. Горелов. – М. : Логос, 2004.

2. Жаринов, В. М. Философия и социология науки в таблицах и схемах / В. М. Жаринов. – М. : Мысль, 2005.

3. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2004.

4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2005.

5. Назиров, А. Э. Философия. Методические указания по изучению курса / А. Э. Назиров, М. Л. Бурова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

6. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2005.

7. Современные проблемы социальной философии и культурологии. Сборник научных статей. – СПб. : Аргус, 2004.

8. Философия науки : учеб. пособие / под ред. С. А. Лебедева. – М. : Логос, 2004.

9. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. – М. : Проспект, 2004.

10. Чанышев, А. Н. Философия древнего мира : учебник / А. Н. Чанышев. – М. : Высшая школа, 2003.

Периодические издания:

1. Вопросы философии : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составитель: д.ф.н., проф. кафедры «Философия и культурология» А.Э. Назиров.

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.

 

 



Просмотров 404

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!