Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Северо-Западный Федеральный округ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, владеющих методиками определения особенностей и прогнозирования перспективных планов социально-экономического развития субъектов Северо-Западного федерального округа. Задачи дисциплины – научить студентов: - приемам исследования стратегического развития субъектов Северо-Западного федерального округа; - определять особенности социально-экономического развития субъектов Северо-Западного федерального округа; - ориентироваться в сложных и многоплановых вопросах социально-экономического развития регионов; - методическим приемам прогнозирования перспективных планов развития регионов; - методике определения уровня социально-экономического развития регионов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Региональная экономика субъектов Российской Федерации: Северо-Западный федеральный округ» студент должен: · знать: - место и роль Северо-Западного федерального округа в экономике Российской Федерации; состав Северо-Западного федерального округа; промышленный, природно-ресурсный, демографический финансовый потенциал Северо-Западного федерального округа; экологические проблемы и особенности размещения населения и хозяйства; - понятия: таксономический уровень, единый народохозяйственный комплекс (ЕНХК), природные условия, природные ресурсы, урбанизация, производственная концентрация, стройиндустрия, сырьевая база отрасли, отраслевая структура хозяйства, территориальные сочетания природных ресурсов, ресурсный цикл и др; · уметь: - определять размещение производительных сил; - характеризовать промышленный, природно-ресурсный, демографический, финансовый потенциал; - определять особенности управления Северо-Западным федеральным округом; · получить навыки: - использования и применения экономических и социальных показателей и методов; - сравнительного анализа характеристики регионов; - определения наиболее сильных и слабых сторон регионального потенциала; - анализа и прогноза управленческих воздействий на экономические объекты, с целью получения необходимых экономических и социальных последствий для конкретного региона.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Региональная экономика субъектов Российской Федерации: Северо-Западный федеральный округ». Связь дисциплины с фундаментальными и специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и методологические основы ее изучения.
Тема 1. Предмет и методы изучения региональной экономики Методологические основы региональной экономики, ее место в системе региональных наук. Методы региональных исследований. История развития региональных наук. Понятийный аппарат региональной экономики. Практическое занятие: Характеристика основных понятий (регион, район, территория, экономическое понятие региона). Тема 2. Региональная политика и регионалистика Регионализация социально-экономических процессов в стране. Региональная система РФ. Государственная региональная политика. Типология регионов (экономические регионы, регионы – субъекты федерации, федеральные округа). Место регионов в социально-экономическом развитии страны. Объективные основания для становления региональной политики, возникающие в условиях экономической и социально-политической реформации России. Практическое занятие: Составить типологию субъектов Северо-Западного федерального округа по уровню социально-экономического развития. Выделить проблемные регионы. Указать направления развития приграничных и северных регионов Северо-Западного федерального округа.
Тема 3. Единый народохозяйственный комплекс России. Промышленность России и формы ее территориальной организации. Хозяйственный комплекс Северо-Западного федерального округа. Единый народохозяйственный комплекс (ЕНХК) России. Общие характеристики ЕНХК на современном этапе. Отраслевая структура производства. Территориальная структура ЕНХК и процесс общественного воспроизводства. Особенности отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства России. Современное состояние управления ЕНХК. Внешнеэкономические связи России и их роль в размещении в П.С. Понятие об эффективности размещения промышленных предприятий. Формы территориальной организации промышленности: центры, узлы, районы. Особенности и факторы размещения межотраслевых промышленных комплексов и отдельных отраслей: топливно-энергетического, машиностроительного, металлургического, химико-лесного, легкой промышленности. Практическое занятие: Составление классификации факторов размещения хозяйства и характеристика изменения значений факторов во времени. Составление схемы отраслевой структуры хозяйства по назначению выпускаемой продукции.
Тема 4. Природно-ресурсный потенциал России в целом, Северо-Западного федерального округа в частности и его оценка Понятия “природные условия” и “природные ресурсы”. Соотношение между ними. Природные ресурсы как предмет труда. Природно-ресурсный потенциал и его влияние на экономику и политику. Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал Северо-Западного федерального округа. Экологические проблемы региона. Практическое занятие: Охарактеризовать влияние природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона. Составить схему природно-ресурсного потенциала Северо-Западного федерального округа. Составить классификацию регионов Северо-Западного федерального округа по степени благоприятности природных условий.
Тема 5. Демографическая ситуация. Размещение населения РФ и Северо-Западного федерального округа. Численность и естественное движение населения. Половозрастной состав и занятость населения. Миграции населения. Размещение населения. Городское и сельское население. Практическое занятие: Проанализировать проявление общероссийских демографических тенденций в регионах Северо-Западного федерального округа. Составление схемы классификации регионов Северо-Западного федерального округа по численности городского населения. Сопоставление плотности населения регионов Северо-Западного федерального округа со степенью благоприятности природных условий. Тема 6. Проблемы функционирования особых экономических зон РФ Север - особая природно-экономическая зона страны. Основные проблемы и задачи социально-экономического развития. Пути повышения эффективности производств. Особая научно-техническая политика ее освоения. Приграничные территории, проблемы и формы территориального управления. Свободные экономические зоны, как территориальные социально- экономические системы с особым статусом управления. Практическое занятие: Охарактеризовать экономические зоны.
Тема 7. Топливно-энергетический комплекс России. Особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России Значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в народном хозяйстве и связь его с другими комплексами. Отраслевая и территориальная структура ТЭК. Территориальная организация подотраслей ТЭК. Роль ТЭК во внешнеторговом обороте страны в целом и Северо-Запада в частности. Технико-экономические особенности развития и размещения ТЭК. Практическое занятие: Охарактеризовать регионы СЗФО по степени обеспеченности топливно-энергетических ресурсов. Составление схемы энергетической системы СЗФО.
Тема 8. Металлургический комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России Значение металлургического комплекса. Его роль в народном хозяйстве, связи его с другими комплексами. Производственная концентрация, специализация, технико-экономические особенности отраслей. Условия производства, структура ресурсов, их качества, основные фонды, региональные особенности развития и размещения. Производственные циклы, специфика форм территориальной организации комплекса. Практическое занятие: Составление схемы территориальной организации металлургического комплекса СЗФО.
Тема 9. Машиностроительный комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России Общие особенности развития и размещения машиностроения. Отраслевая и территориальная структура комплекса. Роль отдельных отраслей машиностроения на различных этапах хозяйственного строительства. Технико-экономические особенности производства и его территориальной организации. Критерии эффективного размещения машиностроительных предприятий. Практическое занятие: Составление схемы машиностроительного комплекса СЗФО.
Тема 10. Химико-лесной комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России. Сущность промышленной специфики комплекса, его значение в народном хозяйстве и связь его с другими комплексами, отраслевая и территориальная структура. Специфика территориальной организации комплекса лесной промышленности. Условия и средства ведения производства. Практическое занятие: Обозначить основные проблемы развития химико-лесного комплекса в настоящее время. Указать направления его развития в среднесрочной перспективе.
Тема 11. Строительный комплекс Состав строительного комплекса, понятие стройиндустрии. Особенности размещения отдельных отраслей промышленности стройматериалов. Значение строительного комплекса в народном хозяйстве и связь его с другими комплексами. Территориальная структура строительного комплекса. Уровень развития строительного комплекса в Северо-Западном федеральном округе. Практическое занятие: Выявление особенностей стройиндустрии в СЗФО. Определение ее значения в экономике страны.
Тема 12. Легкая промышленность и сфера обслуживания Сущность и состав комплекса, технико-экономические особенности отраслей. Роль отрасли в повышении благосостояния населения. Сырьевая база отрасли. Сфера обслуживания, отрасли материального производства и сфера услуг. Практическое занятие: Определить главные центры отрасли, выявить районы их снабжения сырьем и районы сбыта готовой продукции.
Тема 13. Агропромышленный комплекс и особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России Состав агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство. Основные факторы размещения АПК. Переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов. Практическое занятие: Составление схемы агропромышленного комплекса СЗФО.
Тема 14. Транспортный комплекс Роль транспорта: в народном хозяйстве Северо-Западного федерального округа страны, в обеспечении эффективного территориального разделения труда. Транспорт - основной элемент инфраструктуры, отраслевой состав. Технико-экономические особенности видов транспорта. Назначение видов транспорта с учетом этих показателей. Показатели, характеризующие работу транспорта: объем перевозок, грузо и пассажирооборот, себестоимость и надежность перевозок. Соотношение видов транспорта по этим показателям. Уровень развития и показатели обеспеченности территории. Магистрали и узлы, основные грузопотоки. Роль транспорта в формировании городских агломераций. Практическое занятие: Составление схемы транспортного комплекса СЗФО. Указать основные проблемы развития отрасли.
Тема 15. Северо-Западный экономический регион Состав региона. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Расселение и города. Характеристика отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. История развития освоения данной территории. Путь «из варяг в греки», Старая Ладога, как первая столица древней Руси, Великий Новгород, «Ингерманландия», попытки освоения Невского устья, «окно в Европу», Санкт-Петербург, как столица и т.д. Общие сведения о городе Санкт-Петербург, Ленинградской области, Псковской области, Новгородской области, Калининградской области. Практическое занятие: Определение роли Северо-Западного экономического региона в социально-экономическом развитии страны.
Тема 16. Северный экономический регион Состав всего региона. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Расселение и города. Характеристика отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Вологодская область. Мурманская область. Архангельская область. Республика Карелия. Республика Коми. Ненецкий автономный округ. Порты Северо-Западного федерального округа – проблемы, перспективы и их значение для страны. Северо-Западный федеральный округ, как один из основных (наряду с Дальним Востоком) морских транспортных узлов Российской Федерации. Северо-Западный федеральный округ и его роль во внешнеэкономических связях России. Проблемы и перспективы. Инвестиции. Основные отечественные и зарубежные инвестиционные потоки в основные отрасли и отдельные крупные предприятия округа. Проблемы и перспективы. Практическое занятие: Составление сравнительной экономико-географической характеристики региона.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - повторение и углубленное изучение материала на основе конспектов лекций и учебно-методической литературы; - выполнение домашних заданий (работа с контурными картами, выполнение различных письменных работ); - подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - выполнение контрольных заданий; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Метод и задачи регионалистики. 2. Регионализация, понятие о регионе, виды регионов. 3. Государственная региональная политика и ее аспекты. 4. Единый народохозяйственный комплекс Северо-Западного федерального округа. 5. Классификация отраслей хозяйства по назначению продукции и по характеру предметов труда. 6. Особенности отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства Северо-Западного федерального округа. 7. Современное состояние управления ЕНХК. 8. Понятие об эффективности размещения промышленных предприятий. 9. Формы территориальной организации промышленности. 10. Топливно-энергетический комплекс Северо-Западного федерального округа (ТЭК). 11. Значение ТЭК в народном хозяйстве и его связь с другими комплексами. 12. Значение металлургического комплекса и его роль в народном хозяйстве. 13. Основные фонды, региональные особенности развития металлургического производства. 14. Машиностроительный комплекс и его особенности. 15. Специфика химико-лесного комплекса и его значение в народном хозяйстве. 16. Строительный комплекс, его состав и структура. 17. Понятие стройиндустрии и ее особенности. 18. Легкая промышленность и ее сущность. 19. Состав агропромышленного комплекса. 20. Особенности сельского хозяйства на Северо-Западе. 21. Основные факторы размещения АПК. 22. Роль транспорта в народном хозяйстве страны. 23. Технико-экономические особенности видов транспорта. 24. Показатели, характеризующие работу транспорта. 25. Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории. 26. Природно-ресурсный потенциал Северо-Западного федерального округа России. 27. Классификация природных ресурсов. 28. Закономерности и принципы размещения производительных сил. 29. Агломерирование производства и населения. 30. Население как составляющая региона (город, поселок). 31. Демографические проблемы. 32. Характеристика национального состава региона. 33. Характеристика профессионального состава региона. 34. Трудовые ресурсы и их размещение. 35. Национальный состав Северо-Западного федерального округа России. 36. Приграничные территории, проблемы и формы территориального управления. 37. Свободные экономические зоны и их характеристика. 38. Региональные особенности размещения населения. 39. Характеристика Северо-Западного региона (сравнительный анализ). 40. Характеристика Северного региона (сравнительный анализ). 41. Характеристика города Санкт-Петербург (сравнительный анализ). 42. Характеристика Ленинградской области (STEP - анализ). 43. Характеристика Псковской области (STEP - анализ). 44. Характеристика Новгородской области (STEP - анализ). 45. Характеристика Калининградской области (STEP - анализ). 46. Характеристика Вологодской области (STEP - анализ). 47. Характеристика Мурманской области (STEP - анализ). 48. Характеристика Архангельской области (STEP - анализ). 49. Характеристика Республики Карелии (STEP - анализ). 50. Характеристика Республики Коми (STEP - анализ). 51. Характеристика Ненецкого автономного округа (STEP - анализ). 52. История развития и освоения данной территории. 53. Порты Северо-Западного федерального округа – проблемы, перспективы и их значение для страны 54. Северо-Западный федеральный округ и его роль во внешнеэкономических связях России. 55. Основные отечественные и зарубежные инвестиционные потоки в основные отрасли и отдельные крупные предприятия округа. 56. Роль Северо-Западного федерального округа в социально-экономическом развитии России. 57. Регион как социально-экономическая система. 58. Региональные особенности размещения металлургического производства. 59. Оценка влияния различных отраслей на благосостояние населения СЗФО. 60. Отрасли рыночной специализации Северо-Запада. 61. Административно-территориальное деление СЗФО. 62. Роль строительного комплекса в экономике России. 63. Роль машиностроительного комплекса в экономике России. 64. Роль химико-лесного комплекса в экономике России. 65. Особенности в развитии СЗФО от других округов. 66. Перспективы развития СЗФО. 67. Проблемы развития СЗФО. 68. Влияние соседних округов на развитие СЗФО. 69. Оценка влияния различных районов округа на его благосостояние.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Кистанов, В. В. Региональная экономика России / В. В. Кистанов, В. А. Копылов. – М. : Финансы и статистика, 2005. 2. Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина. – М. : ИНФРА-М, 2006. 3. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. – М. : ИНФРА-М, 2006. Дополнительная: 1. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики : учебник / А. Г. Гранберг. – М. : ГУ ВШЭ, 2003. 2. Гутман, Г. В. Регион в формировании социального государства / Г. В. Гутман. – М. : Финансы и статистика, 2005. 3. Шифф, М. Региональная интеграция и развитие / М. Шифф, Л. А. Уинтерс. – М. : Весь Мир, 2005. 4. Юсупов, К. Н. Региональная экономика : учеб. пособие / К. Н. Юсупов. – М. : КноРус, 2006. Периодические издания: 1. Региональная экономика: теория и практика : журнал. 2. Российская экономика: прогнозы и тенденции : журнал. 3. Экономические и социальные проблемы России : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные (плакаты, географические карты, таблицы, диаграммы, блок-схем), видео и аудиоматериалы.
Составители: д.э.н., проф. Р.А. Исляев, к.э.н., доц. Л.В. Соловьева кафедры «Государственное и муниципальное управление». Рецензент: к.г.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» Д.О. Гольм.
СОЦИОЛОГИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о социологии как науке, основы социальных знаний об обществе и его подсистемах; на этой основе использовать полученные знания в деятельности специалистов различных профилей. Задачи дисциплины – научить студентов: - понимать закономерности общественной жизни, социальные отношения и процессы, методы социологических исследований; - понимать значение и роль социальных систем и субъектов в жизни общества; - пользоваться социологической литературой и материалами социологических исследований. Знания, приобретенные при изучении дисциплины, базируются на полученных философских знаниях и формируют первоначальный комплекс представлений об обществе будущего специалиста.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен: · знать: - общие социальные закономерности и специфические особенности социальных явлений и процессов; - основы социологических подходов к изучению общества, его подсистем и социальных общностей; - понятия: общество, социальные общности и социальные группы, культура, личность, социальные роли и статус личности, социальные связи и социальные действия, социальная структура и стратификация, социальные институты и социальные организации, социальные изменения и движения, социальные конфликты и др.; - основные методики сбора социологической информации, возможности их применения в деятельности специалиста. · уметь: - дифференцированно подходить к пониманию общества, социальных институтов, организаций, социальных общностей, социальных явлений и процессов; - применять социологический подход при анализе социальных проблем общества, страны, региона, отрасли, организации, трудового коллектива (в различных сферах – экономики, сервиса, туризма, управления и др.); · получить навыки: - анализа социального аспекта общественных явлений и процессов; - в учете конкретно-исторических особенностей общественных систем.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Тема 1. Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии. Объект, предмет, структура и функции социологии. Социологические категории и законы. Место социологии в структуре современного научного знания. Роль социологии в социально - гуманитарной подготовке специалиста. Предыстория и социально – философские предпосылкиразвитиясоциологии как науки (в античной философии, средневековье, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения). Возникновение социологии, социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теориии законы, их связь с экономическими законами.Русская социологическая мысль. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Объект и предмет социологии. 2. Социально – философские и социальные предпосылки социологии. Возникновение социологии (О. Конт, Г. Спенсер). 3. Классические социологические теории. (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). 4. Социология П. Сорокина. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Елсуков, А. Н. История социологии : учеб. пособие / А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова ; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 1997. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 2. Общество и социальные институты Общество как продукт взаимодействия людей, историческая система социальных связей и отношений между группами людей. Многосферность общества. Классификация обществ. Понятие «социальный институт». Основные признаки и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Мировая система и процессы глобализации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Общество как социальная система. 2. Структура общества. Основные сферы общественной жизни. Типы обществ. 3. Социальные институты, их признаки и функции. 4. Социальные институты в современной России. Основные социальные институты (по специальности студенческой группы). Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 3. Социальные группы, общности, слои. Понятие «социальная общность». Видысоциальных общностей. Массовые и групповые общности. Понятие «социальная группа». Основные виды социальных групп. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие социальной общности. Основные виды социальных общностей. 2. Признаки массовых общностей. 3. Понятие социальной группы. Основные виды социальных групп. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : ЮРАЙТ, 2005.
Тема 4. Социальные организациии социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Общие характеристики социальной организации. Строение и типология организаций. Социальные движения как способ преобразования общества. Типы социальных движений (утопические, революционные, движения реформ, движения сопротивления и др.). Социальное неравенство. Основные виды социального неравенства. Социальная структура общества как выражение социального неравенства. Проблемы социального равенства и социальной справедливости. Социальная структура современного Российского общества. Понятие социальной стратификации. Стратификационные системы. Социальная мобильность, ее виды. Понятие социального статуса. Проблема социальной стабильности и социальной мобильности в обществе. Семинарское занятие 1: Вопросы для обсуждения: 1. Структура и типология социальных организаций. 2. Социальные организации в сфере труда, экономики, сервиса и управления. 3. Социальные противоречия, конфликты и социальные движения. Типы социальных движений в Европе и России. 4. Социальные организации и движения в системе социальных взаимодействий. Литература: 1. Волков, Ю. Г.Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002 3. Социология : учеб. пособие / под. ред. П. С. Емина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. – СПб. : Питер, 2004. 4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005. Семинарское занятие 2: Вопросы для обсуждения: 1. Социальное неравенство, виды неравенства. 2. Социальная структура и стратификация общества как выражение социального неравенства. 3. Стратификационные системы в современном российском обществе. 4. Социальная мобильность, ее виды. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М. : Летний сад, 2003. 3. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002. 4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнениекак социальный институт. Понятие социального взаимодействия, классификация взаимодействия. Социальные конфликты и их типы. Социальные отношения как форма социальных взаимодействий. Общественное мнение – социальный институт гражданского общества. Плюрализм общественного мнения. Проблема манипуляции общественным мнением. Роль социологических исследований в изучении общественного мнения. Место общественного мнения в системе социального взаимодействия в современном Российском обществе.
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений. Культура как способ существования социального, конкретно-исторический характер культуры. Материальная и духовная культура. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы и язык. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.Социальные аспекты развития рынка. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Культура как система ценностей, смыслов, символов, образцов действий индивидов. 2. Понятие субкультуры и контркультуры. Молодежная и профессиональная субкультура. 3. Взаимовлияние культуры, социальных и экономических отношений. 4. Роль общественного мнения в системе культуры демократического общества. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие / В. Т. Лисовский. – СПб. : СПбГУП, 2000. 3. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002 4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 7. Личность как социальный тип. Понятие личности в социологии. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статуси социальные роли личности. Социализация личности. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.Сознание и поведение личности и групп. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статус и социальные роли. Личность в малой группе. Личность специалиста. 2. Социализация и ее значение для формирования личности. Этапы и основные социальные институты социализации. 3. Социальные нормы и социальный контроль. Девиантное поведение, формы и социальные факторы девиации. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 8. Социальные изменения. Социальные изменения, их особенности. Факторы и формы социальных изменений: эволюция, революция,конфликты и реформы. Социологические концепции социального прогресса.Процессы глобализации и формирования мировой системы. Место России в мировом сообществе. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Социальные изменения, их формы: развитие, эволюция, революция, реформы. 2. Факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, экономические, техногенные, социальные, культурные). Социальный прогресс и его критерии. 3. Процесс глобализации, его основные направления и характеристики. Влияние глобализации на место России в мировом сообществе. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 9. Методы социологического исследования. Социологическое исследование, его этапы. Программа социологического исследования, ее элементы. Основные методы сбора, обработки и анализа социологической информации. Наблюдение, анализ документов и опросы. Роль выборки в обеспечении надежности социологической информации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Социологическое исследование, этапы его проведения. Программное обеспечение исследований. 2. Основные методы сбора социологической информации. Анализ документов, наблюдения, опросы и их характеристики. 3. Разбор конкретных социологических методик (анкет, протоколов наблюдения, выборки). Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005. 4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 7-е изд. – М. : ИКЦ Академкнига, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе; - подготовку докладов, сообщений по заданию руководителя семинарских занятий; - подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения)
1. Общество и его структура. 2. Социальные институты. 3. Социальные общности. 4. Социальная структура общества. 5. Социальная стратификация. 6. Социальное неравенство. 7. Малые группы. 8. Общественное мнение. 9. Социальные организации в современном обществе. 10. Социальные движения (по материалам СМИ). 11. Конфликт как форма социального взаимодействия. 12. Отражение в массовой печати девиантного поведения. 13. Социальное неравенство и его отражение в телевизионных передачах. 14. Наблюдения массовых общностей. 15. Социальные реформы в обществе. 16. Проявление глобальных социальных изменений. 17. Социальные движения. 18. Социальные взаимодействия. 19. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности. 20. Мобильный телефон как показатель социального статуса. 21. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе. 22. Игровая деятельность как элемент массовой культуры. 23. Имидж общественного деятеля глазами студента. 24. Отношение к телевизионной рекламе. 25. Заработная плата как форма социального контроля в обществе. 26. Влияние телевидения на процесс социализации молодежи. 27. Факторы социальных изменений. 28. Наркомания как вид девиантного поведения.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - защита контрольной работы; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Волков, Ю. Г. Социология : лекции и задачи / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. 2. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. 3. Козлова, О. Н. Социология : учеб. пособие / О. Н. Козлова. – М. : Омега-Л, 2004. 4. Кравченко, А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2005. 5. Фролов, С. Социология : учебник / С. Фролов. – М. : Гардарики, 2003. Дополнительная: 1. Громов, И. А. Западная социология : учеб. пособие / И. А. Громов. – СПб. : ДНК, 2003. 2. Костин, Р.А. Социология : учеб. пособие / Р. А. Костин, С. А. Давыдов. – СПб. : СПбГУСЭ, 2005. 3. Социология : учебник / под ред. П. М. Павленок. – М. : ИКЦ Маркетинг, 2002. 4. Социология: хрестоматия / сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М. : Гардарики, 2003. 5. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005. 6. Чулочников, В. С. Социология : метод. указ. по выполнению контрольной работы / В. С. Чулочников, В. Н. Ченцова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2005. Периодические издания: 1. Социологические исследования : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: д.с.н., проф. Р.А. Костин, к.ф.н., доц. В.С. Чулочников кафедры «Социология», к.и.н., доц. А.Я. Нагорнова кафедры Выборгского филиала. Рецензент: д.с.н., проф. кафедры «Социология» В.Х. Тхакахов.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – приобретение студентами культурологических знаний, способствующих формированию активных личностей, обладающих собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений по экономическим, политическим, этическим, эстетическим и религиозным вопросам. Задачи дисциплины – научить студентов: - самостоятельному анализу общих закономерностей развития и функционирования культур; - методам культурологического анализа современного мира; - осознанию ценностей российской культуры. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об историческом многообразии культур, о роли материальной и духовной культуры в эволюции человечества, об особенностях локальных культур, о проблемах во взаимоотношении культуры и цивилизации, о причинах межкультурных противоречий и о принципах их регулирования и преодоления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен: · знать: - структуру феномена культуры; - роль материальной и духовной культуры в эволюции человечества; - проблемы взаимоотношений культуры и цивилизации; - особенности межкультурных коммуникаций; - перспективы развития культуры и свое место в ней; · уметь: - производить культурологический анализ явлений современного мира; - ориентироваться в поликультурном мире современности; - разрешать практические проблемы межкультурного взаимодействия; · получить навыки: - решения культурологических задач в сфере будущей профессиональной деятельности; - воспитательной работы.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1: Теория культуры. Тема 1. Введение в культурологию. Возникновение культурологии как науки в ХХ веке — стремление объяснить наличие культурного различия между народами, определить понятия "культура" и "цивилизация", раскрыть механизм формирования материальной и функционирования духовной культуры, исследовать проблемы межкультурных противоречий. Культурологические изыскания в истории философии, место работ по исследованию феномена культуры в сфере философских проблем. Культурология и философия культуры. Философия культуры как ядро культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Традиционные разделы культурологии: теория культуры и история культуры. Культурология и история культуры. Культурная антропология. Эволюция культурологического знания от смутных представлений о культуре к научному знанию. Теории, концепции, школы и направления в исследовании проблем культуры. Особенности культурологического знания, его языка, проблематики. Принципы культурологического знания. Представление о науках о культуре. Отношение культурологии к философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и истории культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
Тема 2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке. Возникновение представлений о культуре в античности. Использование термина "культура" в эпоху Древнего Рима. Представления о культуре в эпоху средневековья: религиозная доминанта. Просветительское понимание культуры в XVIII веке: "культура" как "свет", как оппозиция невежеству и варварству. Представления о культуре в немецкой классической философии: работы И. Канта, И.-Г. Фихте, Ф.-В. Шеллинга и Г. – В. Ф. Гегеля. Переоценка ценностей культуры в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Теории "локальных цивилизаций" и "культурно-исторических типов" (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин). Символическая концепция культуры в трудах М. Вебера, Э. Кассирера и Л. Уайта. Психоанализ и культура (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Антропология А. Кребера. Культурная антропология М. Херсковица. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Социология культуры. Основные концепции культуры в русской философии и социологии конца XIX- начала XX века (В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский). Проблемы культуры в общественных и гуманитарных науках.
Тема 3. Понятие, структура и функции культуры. Понятие культуры. Многозначность определений культуры: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, технология деятельности, творчество и новаторство, система запретов-норм, система знаков-символов, система стереотипов поведения и мышления. Концептуальные основания основных определений культуры. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Уникальное и общепринятое в культуре. Культура и антикультура. Культура как система. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. Историческая типология культур. Субкультуры. Сферы культуры. Функции культуры: информационная, нормативно-регулятивная, защитная, адаптационная, функция социализации, функция творческой самореализации, функция разрядки напряжения. Полифункциональность культуры. Неравномерность развития функций в истории культуры. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные определения культуры. 2. Культура как сложная система. Сферы культуры. 3. Материальная и духовная культура. Культура и общественные потребности. Целеполагающая функция культуры. 4. Функции культуры. Литература: 1. Гуревич, П. C. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006. 2. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. 3. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005. 4. Культурология : учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М. : Высшая школа, 2004.
Тема 4. Актуальные проблемы культуры Типология культур. Понятия этноса и нации. Этническая и национальная культура. Взаимодействие национальных культур. Национально-этнические стереотипы и предрассудки. Восточные и западные типы культур –проблемы взаимодействия. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Народы и культуры России. Русский язык как средство межнационального общения. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Элитарная и массовая культуры. Культура и природа. Основные аспекты взаимоотношений природы и культуры. Принципы "экологической этики". "Космизация культуры" и идеи о ноосфере. Культура и человек в проектах антропокосмистов (Н.Ф. Федоров и К.Э. Циолковский). "Искусственное" и "естественное" как антропологические основания культуры. Культура и личность. Исторический генезис личности. Инкультурация и социализация. Индивидуализация и отчуждение личности. Застой и кризис в культуре. Возрастные этапы жизни. Жизненные кризисы и формы девиантного поведения. Духовная и душевная жизнь личности. Индивидуализация и социализация. Роль общения в процессе самореализации личности. Роль личности в обществе. Культура и общество. Проявление в культуре социально-классовой структуры общества. Роль общественных групп в созидании и распространении культурных ценностей. Проблема общечеловеческого в культуре. Деидеологизация и аполитизм в культуре. Культура и глобальные проблемы современности. Общие тенденции в развитии мировой культуры. Семинарское занятие 1: Вопросы для обсуждения: 1. Этнос как единство природного, социального и культурного. 2. Культура и природа: аспекты взаимоотношений. 3. Экологическая этика общества. 4. Культура и личность: процесс самореализации человека. Семинарское занятие 2: Вопросы для обсуждения: 1. Культура и коммуникация: процессы дифференциации и интеграции. 2. Культура и творчество: понятие, признаки и ценности. 3. Культура и социум. 4. Проблема общечеловеческого в культуре. Литература: 1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Высшая школа, 2002. 2. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Академия, 2001. 3. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003. 4. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005. 5. Культурология : учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2003. 6. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.
Раздел 2. История культуры. Тема 5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций. Человек и культура в первобытном обществе: культурогенез. Синкретизм первобытного сознания: личное и общественное, индивидуальное и универсальное. Закономерности существования первобытной мифологии. Первобытная мифология и первобытное искусство. Первобытное искусство и его особенности. Образ человека первобытной культуры. Место первобытного искусства в современной культуре. История культуры и история общества. Происхождение и ранние формы культуры, особенности культур земледельцев и скотоводов. Культура ранних цивилизаций Египта, Китая, Месопотамии и Мезоамерики. Литература и история древнего мира. Индия, Средняя Азия и Закавказье. Библия как памятник мировой культуры. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Первобытная мифология. 2. Мифология и первобытное искусство. 3. Синкретизм первобытной культуры. 4. Образ архаического человека. Литература: 1. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005. 2. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003. 3. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. 4. Культурология : учебник / под ред. А. А. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 2003. 5. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003. 6. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.
Тема 6. Античная культура. Исторические основания возникновения античного типа культуры. Особенности истолкования античной культуры в исторической науке. Космоцентризм античного мировоззрения. Возникновение философии. Личность в античной культуре и проблема оформления индивидуализма. Эстетическая доминанта античной культуры. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала в фундаменте здания античной культуры. Культурные ценности и нормы. "Золотой век" Перикла. Культура эпохи Эллинизма. Рим и Византия. Возникновение христианства, Новозаветная литература. Культура античных городов северного Причерноморья. Влияние рабовладельческого характера античного общества на формирование античного, культурного типа. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Древнегреческая культура. 2. Древнеримская культура. 3. Наследие античной культуры. 4. Периодизация античной культуры. Литература: 1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М. : Высшая школа, 2002. 2. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005. 3. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. 4. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.
Тема 7. Средневековая культура. Феодальный характер средневекового общества. Иерархия в культуре как отличительная черта средневекового, культурного типа. Восточное средневековье. Япония, Индия, Китай и Средняя Азия: взаимосвязь и взаимообогащение культур, монгольские завоевания и судьбы культуры. Древние цивилизации Америки в условиях средневековья. Культура арабо-мусульманского мира. Возникновение ислама, формирование и распространение арабской культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры у народов Закавказья, южных славян и в Поволжье. Коран – памятник мировой культуры. Расцвет арабо-мусульманской культуры в XII-XIV в.в.Межкультурные коммуникации в средние века. Европейское средневековье. Величие и падение Рима. Византия и традиции греко-римской культуры. Христианство в европейской культуре. Романский и готический стили. Католичество и возникновение протестантизма, Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры. Религиозный характер культуры средневековья. Личность и Бог. Личность и общество. Мироощущение и мировоззрение средневекового человека: религия, искусство, философия. "Авторитарно-рецептурный" характер человеческой деятельности в культуре средневековья. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Личность в иерархии средневекового общества. 2. Религиозный характер средневековой культуры. 3. Феодальные отношения ка
|