Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Северо-Западный Федеральный округ



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, владеющих методиками определения особенностей и прогнозирования перспективных планов социально-экономического развития субъектов Северо-Западного федерального округа.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- приемам исследования стратегического развития субъектов Северо-Западного федерального округа;

- определять особенности социально-экономического развития субъектов Северо-Западного федерального округа;

- ориентироваться в сложных и многоплановых вопросах социально-экономического развития регионов;

- методическим приемам прогнозирования перспективных планов развития регионов;

- методике определения уровня социально-экономического развития регионов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Региональная экономика субъектов Российской Федерации: Северо-Западный федеральный округ» студент должен:

· знать:

- место и роль Северо-Западного федерального округа в экономике Российской Федерации; состав Северо-Западного федерального округа; промышленный, природно-ресурсный, демографический финансовый потенциал Северо-Западного федерального округа; экологические проблемы и особенности размещения населения и хозяйства;

- понятия: таксономический уровень, единый народохозяйственный комплекс (ЕНХК), природные условия, природные ресурсы, урбанизация, производственная концентрация, стройиндустрия, сырьевая база отрасли, отраслевая структура хозяйства, территориальные сочетания природных ресурсов, ресурсный цикл и др;

· уметь:

- определять размещение производительных сил;

- характеризовать промышленный, природно-ресурсный, демографический, финансовый потенциал;

- определять особенности управления Северо-Западным федеральным округом;

· получить навыки:

- использования и применения экономических и социальных показателей и методов;

- сравнительного анализа характеристики регионов;

- определения наиболее сильных и слабых сторон регионального потенциала;

- анализа и прогноза управленческих воздействий на экономические объекты, с целью получения необходимых экономических и социальных последствий для конкретного региона.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Предмет и методы изучения региональной экономики - -
2. Региональная политика и регионалистика - -
3. Единый народохозяйственный комплекс России. Промышленность России и формы ее территориальной организации. Хозяйственный комплекс Северо-Западного федерального округа. - -
4. Природно-ресурсный потенциал России в целом, Северо-Западного федерального округа в частности и его оценка - -
5. Демографическая ситуация. Размещение населения РФ и Северо-Западного федерального округа. - -
6. Проблемы функционирования особых экономических зон РФ - -
7. Топливно-энергетический комплекс России. Особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России. - -
8. Металлургический комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России - -
9. Машиностроительный комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России - -
10. Химико-лесной комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России - -
11. Строительный комплекс - -
12. Легкая промышленность и сфера обслуживания - -
13. Агропромышленный комплекс и особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России - -
14. Транспортный комплекс - -
15. Северо-Западный экономический регион - -
16. Северный экономический регион - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Введение

Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Региональная экономика субъектов Российской Федерации: Северо-Западный федеральный округ». Связь дисциплины с фундаментальными и специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и методологические основы ее изучения.

 

Тема 1. Предмет и методы изучения региональной экономики

Методологические основы региональной экономики, ее место в системе региональных наук. Методы региональных исследований. История развития региональных наук. Понятийный аппарат региональной экономики.

Практическое занятие:

Характеристика основных понятий (регион, район, территория, экономическое понятие региона).


Тема 2. Региональная политика и регионалистика

Регионализация социально-экономических процессов в стране. Региональная система РФ. Государственная региональная политика. Типология регионов (экономические регионы, регионы – субъекты федерации, федеральные округа). Место регионов в социально-экономическом развитии страны. Объективные основания для становления региональной политики, возникающие в условиях экономической и социально-политической реформации России.

Практическое занятие:

Составить типологию субъектов Северо-Западного федерального округа по уровню социально-экономического развития. Выделить проблемные регионы.

Указать направления развития приграничных и северных регионов Северо-Западного федерального округа.

 

Тема 3. Единый народохозяйственный комплекс России. Промышленность России и формы ее территориальной организации. Хозяйственный комплекс Северо-Западного федерального округа.

Единый народохозяйственный комплекс (ЕНХК) России. Общие характеристики ЕНХК на современном этапе. Отраслевая структура производства. Территориальная структура ЕНХК и процесс общественного воспроизводства. Особенности отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства России. Современное состояние управления ЕНХК. Внешнеэкономические связи России и их роль в размещении в П.С. Понятие об эффективности размещения промышленных предприятий. Формы территориальной организации промышленности: центры, узлы, районы. Особенности и факторы размещения межотраслевых промышленных комплексов и отдельных отраслей: топливно-энергетического, машиностроительного, металлургического, химико-лесного, легкой промышленности.

Практическое занятие:

Составление классификации факторов размещения хозяйства и характеристика изменения значений факторов во времени.

Составление схемы отраслевой структуры хозяйства по назначению выпускаемой продукции.

 

Тема 4. Природно-ресурсный потенциал России в целом, Северо-Западного федерального округа в частности и его оценка

Понятия “природные условия” и “природные ресурсы”. Соотношение между ними. Природные ресурсы как предмет труда. Природно-ресурсный потенциал и его влияние на экономику и политику. Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал Северо-Западного федерального округа. Экологические проблемы региона.

Практическое занятие:

Охарактеризовать влияние природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона. Составить схему природно-ресурсного потенциала Северо-Западного федерального округа. Составить классификацию регионов Северо-Западного федерального округа по степени благоприятности природных условий.

 

Тема 5. Демографическая ситуация. Размещение населения РФ и Северо-Западного федерального округа.

Численность и естественное движение населения. Половозрастной состав и занятость населения. Миграции населения. Размещение населения. Городское и сельское население.

Практическое занятие:

Проанализировать проявление общероссийских демографических тенденций в регионах Северо-Западного федерального округа.

Составление схемы классификации регионов Северо-Западного федерального округа по численности городского населения.

Сопоставление плотности населения регионов Северо-Западного федерального округа со степенью благоприятности природных условий.


Тема 6. Проблемы функционирования особых экономических зон РФ

Север - особая природно-экономическая зона страны. Основные проблемы и задачи социально-экономического развития. Пути повышения эффективности производств. Особая научно-техническая политика ее освоения. Приграничные территории, проблемы и формы территориального управления. Свободные экономические зоны, как территориальные социально- экономические системы с особым статусом управления.

Практическое занятие:

Охарактеризовать экономические зоны.

 

Тема 7. Топливно-энергетический комплекс России. Особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России

Значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в народном хозяйстве и связь его с другими комплексами. Отраслевая и территориальная структура ТЭК. Территориальная организация подотраслей ТЭК. Роль ТЭК во внешнеторговом обороте страны в целом и Северо-Запада в частности. Технико-экономические особенности развития и размещения ТЭК.

Практическое занятие:

Охарактеризовать регионы СЗФО по степени обеспеченности топливно-энергетических ресурсов.

Составление схемы энергетической системы СЗФО.

 

Тема 8. Металлургический комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России

Значение металлургического комплекса. Его роль в народном хозяйстве, связи его с другими комплексами. Производственная концентрация, специализация, технико-экономические особенности отраслей. Условия производства, структура ресурсов, их качества, основные фонды, региональные особенности развития и размещения. Производственные циклы, специфика форм территориальной организации комплекса.

Практическое занятие:

Составление схемы территориальной организации металлургического комплекса СЗФО.

 

Тема 9. Машиностроительный комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России

Общие особенности развития и размещения машиностроения. Отраслевая и территориальная структура комплекса. Роль отдельных отраслей машиностроения на различных этапах хозяйственного строительства. Технико-экономические особенности производства и его территориальной организации. Критерии эффективного размещения машиностроительных предприятий.

Практическое занятие:

Составление схемы машиностроительного комплекса СЗФО.

 

Тема 10. Химико-лесной комплекс, особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России.

Сущность промышленной специфики комплекса, его значение в народном хозяйстве и связь его с другими комплексами, отраслевая и территориальная структура. Специфика территориальной организации комплекса лесной промышленности. Условия и средства ведения производства.

Практическое занятие:

Обозначить основные проблемы развития химико-лесного комплекса в настоящее время.

Указать направления его развития в среднесрочной перспективе.

 

Тема 11. Строительный комплекс

Состав строительного комплекса, понятие стройиндустрии. Особенности размещения отдельных отраслей промышленности стройматериалов. Значение строительного комплекса в народном хозяйстве и связь его с другими комплексами. Территориальная структура строительного комплекса. Уровень развития строительного комплекса в Северо-Западном федеральном округе.


Практическое занятие:

Выявление особенностей стройиндустрии в СЗФО.

Определение ее значения в экономике страны.

 

Тема 12. Легкая промышленность и сфера обслуживания

Сущность и состав комплекса, технико-экономические особенности отраслей. Роль отрасли в повышении благосостояния населения. Сырьевая база отрасли. Сфера обслуживания, отрасли материального производства и сфера услуг.

Практическое занятие:

Определить главные центры отрасли, выявить районы их снабжения сырьем и районы сбыта готовой продукции.

 

Тема 13. Агропромышленный комплекс и особенности его развития в регионах Северо-Западного федерального округа России

Состав агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство. Основные факторы размещения АПК. Переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов.

Практическое занятие:

Составление схемы агропромышленного комплекса СЗФО.

 

Тема 14. Транспортный комплекс

Роль транспорта: в народном хозяйстве Северо-Западного федерального округа страны, в обеспечении эффективного территориального разделения труда. Транспорт - основной элемент инфраструктуры, отраслевой состав. Технико-экономические особенности видов транспорта. Назначение видов транспорта с учетом этих показателей. Показатели, характеризующие работу транспорта: объем перевозок, грузо и пассажирооборот, себестоимость и надежность перевозок. Соотношение видов транспорта по этим показателям. Уровень развития и показатели обеспеченности территории. Магистрали и узлы, основные грузопотоки. Роль транспорта в формировании городских агломераций.

Практическое занятие:

Составление схемы транспортного комплекса СЗФО.

Указать основные проблемы развития отрасли.

 

Тема 15. Северо-Западный экономический регион

Состав региона. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Расселение и города. Характеристика отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. История развития освоения данной территории. Путь «из варяг в греки», Старая Ладога, как первая столица древней Руси, Великий Новгород, «Ингерманландия», попытки освоения Невского устья, «окно в Европу», Санкт-Петербург, как столица и т.д. Общие сведения о городе Санкт-Петербург, Ленинградской области, Псковской области, Новгородской области, Калининградской области.

Практическое занятие:

Определение роли Северо-Западного экономического региона в социально-экономическом развитии страны.

 

Тема 16. Северный экономический регион

Состав всего региона. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Расселение и города. Характеристика отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Вологодская область. Мурманская область. Архангельская область. Республика Карелия. Республика Коми. Ненецкий автономный округ.

Порты Северо-Западного федерального округа – проблемы, перспективы и их значение для страны. Северо-Западный федеральный округ, как один из основных (наряду с Дальним Востоком) морских транспортных узлов Российской Федерации. Северо-Западный федеральный округ и его роль во внешнеэкономических связях России. Проблемы и перспективы.

Инвестиции. Основные отечественные и зарубежные инвестиционные потоки в основные отрасли и отдельные крупные предприятия округа. Проблемы и перспективы.


Практическое занятие:

Составление сравнительной экономико-географической характеристики региона.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- повторение и углубленное изучение материала на основе конспектов лекций и учебно-методической литературы;

- выполнение домашних заданий (работа с контурными картами, выполнение различных письменных работ);

- подготовку к экзамену.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- выполнение контрольных заданий;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Метод и задачи регионалистики.

2. Регионализация, понятие о регионе, виды регионов.

3. Государственная региональная политика и ее аспекты.

4. Единый народохозяйственный комплекс Северо-Западного федерального округа.

5. Классификация отраслей хозяйства по назначению продукции и по характеру предметов труда.

6. Особенности отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства Северо-Западного федерального округа.

7. Современное состояние управления ЕНХК.

8. Понятие об эффективности размещения промышленных предприятий.

9. Формы территориальной организации промышленности.

10. Топливно-энергетический комплекс Северо-Западного федерального округа (ТЭК).

11. Значение ТЭК в народном хозяйстве и его связь с другими комплексами.

12. Значение металлургического комплекса и его роль в народном хозяйстве.

13. Основные фонды, региональные особенности развития металлургического производства.

14. Машиностроительный комплекс и его особенности.

15. Специфика химико-лесного комплекса и его значение в народном хозяйстве.

16. Строительный комплекс, его состав и структура.

17. Понятие стройиндустрии и ее особенности.

18. Легкая промышленность и ее сущность.

19. Состав агропромышленного комплекса.

20. Особенности сельского хозяйства на Северо-Западе.

21. Основные факторы размещения АПК.

22. Роль транспорта в народном хозяйстве страны.

23. Технико-экономические особенности видов транспорта.

24. Показатели, характеризующие работу транспорта.

25. Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории.

26. Природно-ресурсный потенциал Северо-Западного федерального округа России.

27. Классификация природных ресурсов.

28. Закономерности и принципы размещения производительных сил.

29. Агломерирование производства и населения.

30. Население как составляющая региона (город, поселок).

31. Демографические проблемы.

32. Характеристика национального состава региона.

33. Характеристика профессионального состава региона.

34. Трудовые ресурсы и их размещение.

35. Национальный состав Северо-Западного федерального округа России.

36. Приграничные территории, проблемы и формы территориального управления.

37. Свободные экономические зоны и их характеристика.

38. Региональные особенности размещения населения.

39. Характеристика Северо-Западного региона (сравнительный анализ).

40. Характеристика Северного региона (сравнительный анализ).

41. Характеристика города Санкт-Петербург (сравнительный анализ).

42. Характеристика Ленинградской области (STEP - анализ).

43. Характеристика Псковской области (STEP - анализ).

44. Характеристика Новгородской области (STEP - анализ).

45. Характеристика Калининградской области (STEP - анализ).

46. Характеристика Вологодской области (STEP - анализ).

47. Характеристика Мурманской области (STEP - анализ).

48. Характеристика Архангельской области (STEP - анализ).

49. Характеристика Республики Карелии (STEP - анализ).

50. Характеристика Республики Коми (STEP - анализ).

51. Характеристика Ненецкого автономного округа (STEP - анализ).

52. История развития и освоения данной территории.

53. Порты Северо-Западного федерального округа – проблемы, перспективы и их значение для страны

54. Северо-Западный федеральный округ и его роль во внешнеэкономических связях России.

55. Основные отечественные и зарубежные инвестиционные потоки в основные отрасли и отдельные крупные предприятия округа.

56. Роль Северо-Западного федерального округа в социально-экономическом развитии России.

57. Регион как социально-экономическая система.

58. Региональные особенности размещения металлургического производства.

59. Оценка влияния различных отраслей на благосостояние населения СЗФО.

60. Отрасли рыночной специализации Северо-Запада.

61. Административно-территориальное деление СЗФО.

62. Роль строительного комплекса в экономике России.

63. Роль машиностроительного комплекса в экономике России.

64. Роль химико-лесного комплекса в экономике России.

65. Особенности в развитии СЗФО от других округов.

66. Перспективы развития СЗФО.

67. Проблемы развития СЗФО.

68. Влияние соседних округов на развитие СЗФО.

69. Оценка влияния различных районов округа на его благосостояние.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Кистанов, В. В. Региональная экономика России / В. В. Кистанов, В. А. Копылов. – М. : Финансы и статистика, 2005.

2. Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина. – М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. – М. : ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная:

1. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики : учебник / А. Г. Гранберг. – М. : ГУ ВШЭ, 2003.

2. Гутман, Г. В. Регион в формировании социального государства / Г. В. Гутман. – М. : Финансы и статистика, 2005.

3. Шифф, М. Региональная интеграция и развитие / М. Шифф, Л. А. Уинтерс. – М. : Весь Мир, 2005.

4. Юсупов, К. Н. Региональная экономика : учеб. пособие / К. Н. Юсупов. – М. : КноРус, 2006.

Периодические издания:

1. Региональная экономика: теория и практика : журнал.

2. Российская экономика: прогнозы и тенденции : журнал.

3. Экономические и социальные проблемы России : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные (плакаты, географические карты, таблицы, диаграммы, блок-схем), видео и аудиоматериалы.

 

Составители: д.э.н., проф. Р.А. Исляев, к.э.н., доц. Л.В. Соловьева кафедры «Государственное и муниципальное управление».

Рецензент: к.г.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» Д.О. Гольм.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о социологии как науке, основы социальных знаний об обществе и его подсистемах; на этой основе использовать полученные знания в деятельности специалистов различных профилей.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- понимать закономерности общественной жизни, социальные отношения и процессы, методы социологических исследований;

- понимать значение и роль социальных систем и субъектов в жизни общества;

- пользоваться социологической литературой и материалами социологических исследований.

Знания, приобретенные при изучении дисциплины, базируются на полученных философских знаниях и формируют первоначальный комплекс представлений об обществе будущего специалиста.

 

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

· знать:

- общие социальные закономерности и специфические особенности социальных явлений и процессов;

- основы социологических подходов к изучению общества, его подсистем и социальных общностей;

- понятия: общество, социальные общности и социальные группы, культура, личность, социальные роли и статус личности, социальные связи и социальные действия, социальная структура и стратификация, социальные институты и социальные организации, социальные изменения и движения, социальные конфликты и др.;

- основные методики сбора социологической информации, возможности их применения в деятельности специалиста.

· уметь:

- дифференцированно подходить к пониманию общества, социальных институтов, организаций, социальных общностей, социальных явлений и процессов;

- применять социологический подход при анализе социальных проблем общества, страны, региона, отрасли, организации, трудового коллектива (в различных сферах – экономики, сервиса, туризма, управления и др.);


· получить навыки:

- анализа социального аспекта общественных явлений и процессов;

- в учете конкретно-исторических особенностей общественных систем.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии. - -
2. Общество и социальные институты. - -
3. Социальные группы, общности, слои. - -
4. Социальные организации и социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. - -
5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт. - - -
6. Культура как фактор социальных изменений. - -
7. Личность как социальный тип. - -
8. Социальные изменения. - -
9. Методы социологического исследования. - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

Тема 1. Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии.

Объект, предмет, структура и функции социологии. Социологические категории и законы. Место социологии в структуре современного научного знания. Роль социологии в социально - гуманитарной подготовке специалиста.

Предыстория и социально – философские предпосылкиразвитиясоциологии как науки (в античной философии, средневековье, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения). Возникновение социологии, социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теориии законы, их связь с экономическими законами.Русская социологическая мысль.


Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет социологии.

2. Социально – философские и социальные предпосылки социологии. Возникновение социологии (О. Конт, Г. Спенсер).

3. Классические социологические теории. (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

4. Социология П. Сорокина.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Елсуков, А. Н. История социологии : учеб. пособие / А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова ; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 1997.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

 

Тема 2. Общество и социальные институты

Общество как продукт взаимодействия людей, историческая система социальных связей и отношений между группами людей. Многосферность общества. Классификация обществ. Понятие «социальный институт». Основные признаки и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Мировая система и процессы глобализации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Общество как социальная система.

2. Структура общества. Основные сферы общественной жизни. Типы обществ.

3. Социальные институты, их признаки и функции.

4. Социальные институты в современной России. Основные социальные институты (по специальности студенческой группы).

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

 

Тема 3. Социальные группы, общности, слои.

Понятие «социальная общность». Видысоциальных общностей. Массовые и групповые общности. Понятие «социальная группа». Основные виды социальных групп. Общность и личность. Малые группы и коллективы.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной общности. Основные виды социальных общностей.

2. Признаки массовых общностей.

3. Понятие социальной группы. Основные виды социальных групп.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : ЮРАЙТ, 2005.

 

Тема 4. Социальные организациии социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.

Общие характеристики социальной организации. Строение и типология организаций. Социальные движения как способ преобразования общества. Типы социальных движений (утопические, революционные, движения реформ, движения сопротивления и др.).

Социальное неравенство. Основные виды социального неравенства. Социальная структура общества как выражение социального неравенства. Проблемы социального равенства и социальной справедливости. Социальная структура современного Российского общества.

Понятие социальной стратификации. Стратификационные системы. Социальная мобильность, ее виды. Понятие социального статуса. Проблема социальной стабильности и социальной мобильности в обществе.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Структура и типология социальных организаций.

2. Социальные организации в сфере труда, экономики, сервиса и управления.

3. Социальные противоречия, конфликты и социальные движения. Типы социальных движений в Европе и России.

4. Социальные организации и движения в системе социальных взаимодействий.

Литература:

1. Волков, Ю. Г.Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002

3. Социология : учеб. пособие / под. ред. П. С. Емина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. – СПб. : Питер, 2004.

4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное неравенство, виды неравенства.

2. Социальная структура и стратификация общества как выражение социального неравенства.

3. Стратификационные системы в современном российском обществе.

4. Социальная мобильность, ее виды.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М. : Летний сад, 2003.

3. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002.

4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

 

Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнениекак социальный институт.

Понятие социального взаимодействия, классификация взаимодействия.

Социальные конфликты и их типы. Социальные отношения как форма социальных взаимодействий.

Общественное мнение – социальный институт гражданского общества. Плюрализм общественного мнения. Проблема манипуляции общественным мнением. Роль социологических исследований в изучении общественного мнения. Место общественного мнения в системе социального взаимодействия в современном Российском обществе.

 

Тема 6. Культура как фактор социальных изменений.

Культура как способ существования социального, конкретно-исторический характер культуры. Материальная и духовная культура. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы и язык. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.Социальные аспекты развития рынка.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Культура как система ценностей, смыслов, символов, образцов действий индивидов.

2. Понятие субкультуры и контркультуры. Молодежная и профессиональная субкультура.

3. Взаимовлияние культуры, социальных и экономических отношений.

4. Роль общественного мнения в системе культуры демократического общества.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие / В. Т. Лисовский. – СПб. : СПбГУП, 2000.

3. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002

4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

 

Тема 7. Личность как социальный тип.

Понятие личности в социологии. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статуси социальные роли личности. Социализация личности. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.Сознание и поведение личности и групп.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статус и социальные роли. Личность в малой группе. Личность специалиста.

2. Социализация и ее значение для формирования личности. Этапы и основные социальные институты социализации.

3. Социальные нормы и социальный контроль. Девиантное поведение, формы и социальные факторы девиации.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

 

Тема 8. Социальные изменения.

Социальные изменения, их особенности. Факторы и формы социальных изменений: эволюция, революция,конфликты и реформы. Социологические концепции социального прогресса.Процессы глобализации и формирования мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Социальные изменения, их формы: развитие, эволюция, революция, реформы.

2. Факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, экономические, техногенные, социальные, культурные). Социальный прогресс и его критерии.

3. Процесс глобализации, его основные направления и характеристики. Влияние глобализации на место России в мировом сообществе.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

 

Тема 9. Методы социологического исследования.

Социологическое исследование, его этапы. Программа социологического исследования, ее элементы. Основные методы сбора, обработки и анализа социологической информации. Наблюдение, анализ документов и опросы. Роль выборки в обеспечении надежности социологической информации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Социологическое исследование, этапы его проведения. Программное обеспечение исследований.

2. Основные методы сбора социологической информации. Анализ документов, наблюдения, опросы и их характеристики.

3. Разбор конкретных социологических методик (анкет, протоколов наблюдения, выборки).

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 7-е изд. – М. : ИКЦ Академкнига, 2003.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе;

- подготовку докладов, сообщений по заданию руководителя семинарских занятий;

- подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Общество и его структура.

2. Социальные институты.

3. Социальные общности.

4. Социальная структура общества.

5. Социальная стратификация.

6. Социальное неравенство.

7. Малые группы.

8. Общественное мнение.

9. Социальные организации в современном обществе.

10. Социальные движения (по материалам СМИ).

11. Конфликт как форма социального взаимодействия.

12. Отражение в массовой печати девиантного поведения.

13. Социальное неравенство и его отражение в телевизионных передачах.

14. Наблюдения массовых общностей.

15. Социальные реформы в обществе.

16. Проявление глобальных социальных изменений.

17. Социальные движения.

18. Социальные взаимодействия.

19. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.

20. Мобильный телефон как показатель социального статуса.

21. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе.

22. Игровая деятельность как элемент массовой культуры.

23. Имидж общественного деятеля глазами студента.

24. Отношение к телевизионной рекламе.

25. Заработная плата как форма социального контроля в обществе.

26. Влияние телевидения на процесс социализации молодежи.

27. Факторы социальных изменений.

28. Наркомания как вид девиантного поведения.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Волков, Ю. Г. Социология : лекции и задачи / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д : Феникс, 2003.

2. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

3. Козлова, О. Н. Социология : учеб. пособие / О. Н. Козлова. – М. : Омега-Л, 2004.

4. Кравченко, А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2005.

5. Фролов, С. Социология : учебник / С. Фролов. – М. : Гардарики, 2003.

Дополнительная:

1. Громов, И. А. Западная социология : учеб. пособие / И. А. Громов. – СПб. : ДНК, 2003.

2. Костин, Р.А. Социология : учеб. пособие / Р. А. Костин, С. А. Давыдов. – СПб. : СПбГУСЭ, 2005.

3. Социология : учебник / под ред. П. М. Павленок. – М. : ИКЦ Маркетинг, 2002.

4. Социология: хрестоматия / сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М. : Гардарики, 2003.

5. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М. : Юрайт, 2005.

6. Чулочников, В. С. Социология : метод. указ. по выполнению контрольной работы / В. С. Чулочников, В. Н. Ченцова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2005.

Периодические издания:

1. Социологические исследования : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: д.с.н., проф. Р.А. Костин, к.ф.н., доц. В.С. Чулочников кафедры «Социология», к.и.н., доц. А.Я. Нагорнова кафедры Выборгского филиала.

Рецензент: д.с.н., проф. кафедры «Социология» В.Х. Тхакахов.

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – приобретение студентами культурологических знаний, способствующих формированию активных личностей, обладающих собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений по экономическим, политическим, этическим, эстетическим и религиозным вопросам.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- самостоятельному анализу общих закономерностей развития и функционирования культур;

- методам культурологического анализа современного мира;

- осознанию ценностей российской культуры.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об историческом многообразии культур, о роли материальной и духовной культуры в эволюции человечества, об особенностях локальных культур, о проблемах во взаимоотношении культуры и цивилизации, о причинах межкультурных противоречий и о принципах их регулирования и преодоления.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен:

· знать:

- структуру феномена культуры;

- роль материальной и духовной культуры в эволюции человечества;

- проблемы взаимоотношений культуры и цивилизации;

- особенности межкультурных коммуникаций;

- перспективы развития культуры и свое место в ней;

· уметь:

- производить культурологический анализ явлений современного мира;

- ориентироваться в поликультурном мире современности;

- разрешать практические проблемы межкультурного взаимодействия;

· получить навыки:

- решения культурологических задач в сфере будущей профессиональной деятельности;

- воспитательной работы.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1. Теория культуры.
1. Введение в культурологию. - - -
2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке. - - -
3. Понятие, структура и функции культуры. - -
4. Актуальные проблемы культуры. - -
Раздел 2. История культуры.
5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций. - -
6. Античная культура. - -
7. Средневековая культура. - -
8. Культура Нового времени. Культура ХХ века. - -
9. Русская культура. - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1: Теория культуры.

Тема 1. Введение в культурологию.

Возникновение культурологии как науки в ХХ веке — стремление объяснить наличие культурного различия между народами, определить понятия "культура" и "цивилизация", раскрыть механизм формирования материальной и функционирования духовной культуры, исследовать проблемы межкультурных противоречий. Культурологические изыскания в истории философии, место работ по исследованию феномена культуры в сфере философских проблем. Культурология и философия культуры. Философия культуры как ядро культурологии. Структура и состав современного культурологического знания.

Традиционные разделы культурологии: теория культуры и история культуры. Культурология и история культуры. Культурная антропология. Эволюция культурологического знания от смутных представлений о культуре к научному знанию. Теории, концепции, школы и направления в исследовании проблем культуры. Особенности культурологического знания, его языка, проблематики. Принципы культурологического знания. Представление о науках о культуре. Отношение культурологии к философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и истории культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

 

Тема 2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке.

Возникновение представлений о культуре в античности. Использование термина "культура" в эпоху Древнего Рима. Представления о культуре в эпоху средневековья: религиозная доминанта.

Просветительское понимание культуры в XVIII веке: "культура" как "свет", как оппозиция невежеству и варварству. Представления о культуре в немецкой классической философии: работы И. Канта, И.-Г. Фихте, Ф.-В. Шеллинга и Г. – В. Ф. Гегеля. Переоценка ценностей культуры в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Теории "локальных цивилизаций" и "культурно-исторических типов" (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин). Символическая концепция культуры в трудах М. Вебера, Э. Кассирера и Л. Уайта. Психоанализ и культура (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Антропология А. Кребера. Культурная антропология М. Херсковица. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.

Социология культуры. Основные концепции культуры в русской философии и социологии конца XIX- начала XX века (В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский). Проблемы культуры в общественных и гуманитарных науках.

 

Тема 3. Понятие, структура и функции культуры.

Понятие культуры. Многозначность определений культуры: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, технология деятельности, творчество и новаторство, система запретов-норм, система знаков-символов, система стереотипов поведения и мышления. Концептуальные основания основных определений культуры.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Уникальное и общепринятое в культуре. Культура и антикультура. Культура как система. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. Историческая типология культур. Субкультуры. Сферы культуры.

Функции культуры: информационная, нормативно-регулятивная, защитная, адаптационная, функция социализации, функция творческой самореализации, функция разрядки напряжения. Полифункциональность культуры. Неравномерность развития функций в истории культуры.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные определения культуры.

2. Культура как сложная система. Сферы культуры.

3. Материальная и духовная культура. Культура и общественные потребности. Целеполагающая функция культуры.

4. Функции культуры.

Литература:

1. Гуревич, П. C. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.

2. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.

3. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.

4. Культурология : учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М. : Высшая школа, 2004.

 

Тема 4. Актуальные проблемы культуры

Типология культур. Понятия этноса и нации. Этническая и национальная культура. Взаимодействие национальных культур. Национально-этнические стереотипы и предрассудки. Восточные и западные типы культур –проблемы взаимодействия. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Народы и культуры России. Русский язык как средство межнационального общения.

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Элитарная и массовая культуры.

Культура и природа. Основные аспекты взаимоотношений природы и культуры. Принципы "экологической этики". "Космизация культуры" и идеи о ноосфере. Культура и человек в проектах антропокосмистов (Н.Ф. Федоров и К.Э. Циолковский). "Искусственное" и "естественное" как антропологические основания культуры.

Культура и личность. Исторический генезис личности. Инкультурация и социализация. Индивидуализация и отчуждение личности. Застой и кризис в культуре. Возрастные этапы жизни. Жизненные кризисы и формы девиантного поведения. Духовная и душевная жизнь личности. Индивидуализация и социализация. Роль общения в процессе самореализации личности. Роль личности в обществе.

Культура и общество. Проявление в культуре социально-классовой структуры общества. Роль общественных групп в созидании и распространении культурных ценностей. Проблема общечеловеческого в культуре. Деидеологизация и аполитизм в культуре.

Культура и глобальные проблемы современности. Общие тенденции в развитии мировой культуры.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Этнос как единство природного, социального и культурного.

2. Культура и природа: аспекты взаимоотношений.

3. Экологическая этика общества.

4. Культура и личность: процесс самореализации человека.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Культура и коммуникация: процессы дифференциации и интеграции.

2. Культура и творчество: понятие, признаки и ценности.

3. Культура и социум.

4. Проблема общечеловеческого в культуре.

Литература:

1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Высшая школа, 2002.

2. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Академия, 2001.

3. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.

4. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.

5. Культурология : учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2003.

6. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.

 

Раздел 2. История культуры.

Тема 5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций.

Человек и культура в первобытном обществе: культурогенез. Синкретизм первобытного сознания: личное и общественное, индивидуальное и универсальное. Закономерности существования первобытной мифологии. Первобытная мифология и первобытное искусство.

Первобытное искусство и его особенности. Образ человека первобытной культуры. Место первобытного искусства в современной культуре.

История культуры и история общества. Происхождение и ранние формы культуры, особенности культур земледельцев и скотоводов. Культура ранних цивилизаций Египта, Китая, Месопотамии и Мезоамерики. Литература и история древнего мира. Индия, Средняя Азия и Закавказье. Библия как памятник мировой культуры.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Первобытная мифология.

2. Мифология и первобытное искусство.

3. Синкретизм первобытной культуры.

4. Образ архаического человека.

Литература:

1. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005.

2. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.

3. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.

4. Культурология : учебник / под ред. А. А. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 2003.

5. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.

6. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.

 

Тема 6. Античная культура.

Исторические основания возникновения античного типа культуры. Особенности истолкования античной культуры в исторической науке.

Космоцентризм античного мировоззрения. Возникновение философии. Личность в античной культуре и проблема оформления индивидуализма. Эстетическая доминанта античной культуры. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала в фундаменте здания античной культуры. Культурные ценности и нормы.

"Золотой век" Перикла. Культура эпохи Эллинизма. Рим и Византия. Возникновение христианства, Новозаветная литература. Культура античных городов северного Причерноморья.

Влияние рабовладельческого характера античного общества на формирование античного, культурного типа.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Древнегреческая культура.

2. Древнеримская культура.

3. Наследие античной культуры.

4. Периодизация античной культуры.

Литература:

1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М. : Высшая школа, 2002.

2. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005.

3. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.

4. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.

 

Тема 7. Средневековая культура.

Феодальный характер средневекового общества. Иерархия в культуре как отличительная черта средневекового, культурного типа.

Восточное средневековье. Япония, Индия, Китай и Средняя Азия: взаимосвязь и взаимообогащение культур, монгольские завоевания и судьбы культуры. Древние цивилизации Америки в условиях средневековья.

Культура арабо-мусульманского мира. Возникновение ислама, формирование и распространение арабской культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры у народов Закавказья, южных славян и в Поволжье. Коран – памятник мировой культуры. Расцвет арабо-мусульманской культуры в XII-XIV в.в.Межкультурные коммуникации в средние века.

Европейское средневековье. Величие и падение Рима. Византия и традиции греко-римской культуры. Христианство в европейской культуре. Романский и готический стили. Католичество и возникновение протестантизма, Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры.

Религиозный характер культуры средневековья. Личность и Бог. Личность и общество. Мироощущение и мировоззрение средневекового человека: религия, искусство, философия. "Авторитарно-рецептурный" характер человеческой деятельности в культуре средневековья.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Личность в иерархии средневекового общества.

2. Религиозный характер средневековой культуры.

3. Феодальные отношения ка



Просмотров 983

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!