Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов комплексный подход к пониманию специфики гуманитарного и естественнонаучного компонента культуры, возможностей рационального естественнонаучного подхода и его дополнительной природы по отношению к художественному методу освоения действительности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– анализу естественнонаучных процессов на основе целостного взгляда на окружающий мир;

– пониманию сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания;

– принципам научного моделирования природных явлений.

В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению задачи успешного изучения цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе глубокого понимания физической сущности рассматриваемых при этом процессов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент должен:

· знать:

– сущность физических явлений, протекающих в окружающем мире, и научные теории, описывающие их, основные понятия, модели и законы механики, статистической физики и термодинамики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, физики твердого тела, ядерной физики;

– принципы преемственности, соответствия и непрерывности в изучении природы, а также необходимость смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу;

· уметь:

– формировать представления о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу;

– использовать физические законы и основные подходы к моделированию и исследованию реальных систем на основе концепций и методов современного естествознания;

· получить навыки:

– проведения физических измерений и обработки их результатов.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1:Физика глазами гуманитария
1. Введение. История естествознания. - -
2. Механическая картина мира - -
3. Строение вещества. Основы молекулярной физики - -
4. Электромагнитная картина мира - -
5. Становление квантово-полевой картины мира - -
6. Физика как целое - - -
7. Диалектика и проблемы развития химической формы движения материи - -
Раздел 2:Жизнь. Живые системы и человек
8. Живые системы - -
9. Человек: организм и личность - -
10. Биосфера и цивилизация - -
11. Перспективы биологии - - -
Раздел 3: Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре
12. Формирование эволюционного естествознания - -
13. Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности - -
14. Заключение - - - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1: Физика глазами гуманитария

Введение

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

 

Тема 1. История естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научные методы познания. История естествознания - от Древней Греции до средневековья. Эпоха Возрождения. Борьба за гелиоцентрическую систему мира: Леонардо да Винчи, Коперник, Дж. Бруно, Кеплер, Галилей. Диалектика развития физики. Философия и физическая картина мира. Две закономерности истории развития физики - революционная и эволюционная. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.

Практическое занятие 1: Методология естественнонаучного исследования.

Отработка основных этапов общего методологического подхода выполнения научного исследования в рамках сформулированной научной задачи на примере теории Ломброзо.

Практическое занятие 2: Логико-математические подходы в науке.

Решение конкретных модельно-теоретических задач методом парадоксов.

Практическое занятие 3: Элементы космологии.

Решение задач с использованием закона Хаббла.

 

Тема 2.Механическая картина мира

И.Ньютон и становление механической картины мира. Взаимодействиедискретных объектов - физика частиц. Корпускулярная концепция описания природы. Законы динамики и детерминизм Лапласа. Концепция дальнодействияиблизкодействия. Импульс, момент импульса и энергия - как меры движения. Законы сохранения. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Пространство, время, движение как абсолютные категории. Принципы симметрии. Единство и универсальная взаимосвязь явлений природы.

Практическое занятие 1: Основы метрологии.

Ознакомление с основными понятиями и правилами метрологии. Измерение линейных размеров одним из видов измерительных устройств по одному из методов измерений.

Практическое занятие 2: Космическая метрология.

Изучение метода измерения скоростей космических объектов, основанного на оптическом эффекте Доплера.

Практическое занятие 3: Моделирование гармонии.

Изучение закона гармонии и красоты на примере математической модели «золотой пропорции».

 

Тема 3. Строение вещества. Основы молекулярной физики

Успехи механической картины природы в описании тепловых явлений. Молекулярно-кинетическая теория. Теплота как форма энергии. Первое начало термодинамики. Температура. Микроскопическая теория теплоты. Идеальный газ и его законы. Кинетическая теория газов. Распределение Максвелла. Второе начало термодинамики. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Энтропия. Принцип возрастания энтропии. Динамические и статистические закономерности в природе. Абсолютизация механической картины мира и ее крушение.

Практическое занятие: Математика и спорт.

Применение методов математической статистики для проектирования спортивных квалификационных нормативов.

 

Тема 4.Электромагнитная картина мира

Электростатическое взаимодействие. Закон Кулона. Принципы суперпозиции. Электрический ток и его законы. Магнитное поле тока. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Явление электромагнитной индукции. М.Фарадей и концепция близкодействия. Д. Максвелл и становление электромагнитной картины мира. Мир непрерывных объектов - физика полей. Континуальнаяконцепция описания природы. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Уравнения Максвелла. Электромагнитная природа света. Явление интерференции, дифракции, поляризации света. Идея голографии. Принципы относительности. А.Эйнштейн и относительность пространства и времени. Основы специальной теории относительности. Второй этап в развитии электромагнитной картины мира. Абсолютизация электромагнитной картины мира.

Практическое занятие 1: Релятивистское движение. Элементы специальной теории относительности.

Изучение законов единого четырехмерного пространственно-временного континуума.

Практическое занятие 2: Элементы общей теории относительности.

Практические задачи по теоретическому исследованию состояния равновесия звезд.

 

Тема 5.Становление квантово-полевой картины мира

Физика возможного. Недостаточность классического описания природы. Макс Планк и квантовый характер теплового излучения. Фотоэффект и его объяснение Эйнштейном. Эффект Комптона. Строение атома и теория Н. Бора гипотеза де-Бройля и формирование квантовой механики Шредингера-Гейзенберга-Дирака. Физические величины, состояния, средние значения, флуктуации.Принципынеопределенностиидополнительности. Квантовые переходы и излучения. Квантовая физика вокруг нас: лазеры, транзисторы, сверхпроводимость. Квантовая физика - ключ к субатомному миру: кварки, адроны, ядра атомов. Вероятностная форма закономерности и причинности в квантово-полевой картине мира. Относительность понятий "часть" и "целое". Структурность и целостность в природе. От двойственного мира классической физики к двойственному описанию целостной природы в неклассической физике.

Практическое занятие: Закономерности развития научных теорий.

Изучение функций обоснования и предвидения на примере создания пироцентрической, геоцентрической и гелиоцентрической систем мира.

 

Тема 6.Физика как целое

Структурные уровни организации материи. Иерархия структур природы. Мега-, макро- и микромиры. На пути в глубины материи: идеи структурности материи от Демокрита до наших дней. Критерий относительности элементарности: «лестница» Вайскопфа. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Эволюция Вселенной. От архаичных мифов космогенеза к единым теориям всего сущего. Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип. От физики существующего к физике возникающего. Устойчивость современных физических теорий. Принципиальная незавершенность современной физической картины мира. Истоки нового взгляда на объективность познания природы. Потребность в универсальной теории эволюции. Проблема времени и будущее физики.

 

Тема 7.Диалектика и проблемы развития химической формы движения материи

Объект химии.Химические процессы. Основные внутренние противоречия развития химии. От химического элемента к химии высокомолекулярных соединений и биоорганической химии. Прогресс химии неорганических соединений. Классификация химических соединений. Структурная теория. Диалектика химических процессов и периодический закон. Реакционная способность веществ. Единство структуры и процессов в химии. Квантовая химия - основа теории строения вещества. Проблема эволюции вещества в природе.

Практическое занятие: Фундаментальный закон химии и его физический смысл.

Изучение Периодического закона и основных правил построения электронных оболочек атомов.

 

Раздел 2: Жизнь. Живые системы и человек

Тема 8. Живые системы

Неорганические и органические соединения и их многообразие. Макромолекулы, гиперцикл и зарождение жизни. Жизнь во Вселенной. Особенности биологического уровня организации материи. Молекулы живых систем. Белки: ферменты и живые машины. Матричный синтез. Информационные молекулы. Биологические структуры. Уровни организации живых систем. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Клеточное строение организмов. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов. Дифференциация и интеграция функций в организмах. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли. Генетика и эволюция. Жизненные циклы. Биологическое время. Смерть и ее биологический смысл.

Практическое занятие 1: Биоэнергетика.

Изучение химических реакций в живых организмах.

Практическое занятие 2: Вода на Земле.

Изучение свойств воды и расчет буферных растворов.

 

Тема 9. Человек: организм и личность

Особенности физиологии основных систем организма. Организм как целое, его системная организация. Эндокринная система. Мозг и высшая нервная деятельность. Здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биосоциальные основы поведения. Стресс и тренировка. Здоровье и патологическое потомство. Биологический возраст. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы.

Практическое занятие 1: Изучение индивидуальных авторитмов.

Исследование особенностей биологической и психофизиологической организации человека с помощью авторитмов.

Практическое занятие 2: Физическое моделирование авторитмов.

Построение физических моделей ритмов популяций.

 

Тема 10. Биосфера и цивилизация

Популяция, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах. Круговороты вещества и энергии. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Биопродуктивность. Антропогенное воздействие на биосферу, экологический кризис и пути его преодоления. Принципы рационального природопользования. Охрана природы. Экология человека и социальная экология. Принципы взаимодействия организма и среды обитания. Факторы экологического риска и здоровья человека. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Экологическое право.

Практическое занятие: Искажения восприятия действительности.

Оценка искажения восприятия зрительного анализатора и возможности коррекции искажений.

 

Тема 11. Перспективы биологии

Законы генетики в жизни человека и в сельскохозяйственном производстве. Методы и возможности селекции. Биотехнология. Борьба с болезнями, продление жизни.

 

Раздел 3: Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре

Тема 12. Формирование эволюционного естествознания

Формирование нестабильности от Пуанкаре и до наших дней. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и предсказуемость катастроф. Наследственность, изменчивость, отбор в естествознании, роль флуктуаций. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества.Необратимость времени.

Практическое занятие: Расчет планковских констант.

Установление взаимоотношений между различными фундаментальными величинами.

 

Тема 13. Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности

Универсальные сценарии перехода к хаосу. Стохастические структуры. Хаос, квант и проблема времени. Гармония в хаосе. Самоорганизация в живой и неживой природе. Происхождение Галактики и Солнечной системы. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Климат. Роль океанов. Информационные аспекты синергетики. Антиэнтропийные механизмы. Активные среды, клеточные автоматы. Мозг как синергетический компьютер. Распознавание образов. Механизмы языка. Гуманитарные приложения синергетики. Циклические биосферные и социокультурные процессы. Ноосфера - человек и эволюция Земли.

Практическое занятие: Настоящее и будущее Вселенной.

Расчет основных качественных и количественных характеристик эволюции Вселенной.

 

Тема 14.Заключение

Современное естествознание и проблемы социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Наука, философия, религия - новые возможности диалога. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.Целостность, широта, разносторонность и фундаментальность образования, и формирование гармоничной личности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора по рекомендованной литературе;

– повторение и углубленное изучение лекционного материала по рекомендованной литературе;

– решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

– выполнение индивидуального домашнего задания в виде реферата;

– подготовку к экзамену.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов. Развитие идей активной коэволюции.

2. Развитие идей Вернадского. Путь в ноосферу.

3. Солнечно-земные связи и их влияние на человека.

4. Гипотезы о возникновении жизни на планетах, подобных Земле.

5. Обсуждение гипотез о НЛО.

6. Солнечная активность, атмосфера и погода.

7. Представления древних мистиков и современная картина мира.

8. Астрология и причины ее популярности.

9. Энергия, энтропия и среда обитания.

10. Перспективы энергетики с точки зрения термодинамики.

11. Оценка пользы малой энергетики.

12. Энтропия и охрана окружающей среды.

13. Космос и биосфера.

14. Цивилизация – на путях поиска идеальной энергетики будущего.

15. Информационные системы и энтропия.

16. Молекулярные основы эмоциональных состояний человека.

17. Стохастическая модель «хищник - жертва» и модель морфогенеза.

18. Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества.

19. Самоорганизация процессов в геологии, биологии и экологии.

20. Симметрия в природе.

21. Возможности экономного расходования энергии.

22. Проблемы атомной энергетики.

23. Природные системы на грани хаоса и порядка.

24. Климат, погода и солнечно-земные связи.

25. ДНК – основа генетического материала.

26. Генная инженерия – плюсы и минусы.

27. Генетически модифицированные продукты.

28. Необычные состояния материи.

29. Возможности управления поведением сложных систем.

30. Биосфера как экосистема и как геологическая оболочка.

31. Теория катастроф.

32. Источники энергии Солнца и звезд.

33. Эволюция жизни на Земле.

34. Триумф небесной механики и концепция детерминизма в естествознании.

35. Микромир: теоретические концепции и человеческая практика.

36. Планета Земля: эволюция, строение, динамика.

37. Физико-химические основы биологических процессов и психологии человека.

38. Достижения науки и техники эпохи Средневековья.

39. Особенности античного научного знания.

40. Развитие науки в России в 18-19 веках.

41. Нобелевские лауреаты в области естественных наук России и СССР.

42. Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов.

43. Климат Земли и перспективы его изменения.

44. Элементарные частицы и поиск «первичных» объектов.

45. Радиоактивные превращения и искусственные радиоактивные элементы.

46. Периодическая система элементов и история ее создания.

47. Понятие физического поля и типы полей фундаментальных взаимодействий.

48. Пространство и время в классической механике.

49. Пространство и время в теории относительности А.Эйнштейна.

50. Роль организмов в эволюции Земли.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– проверка выполнения контрольных заданий и задач;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Две культуры – естественно-научная и гуманитарная – как отражение двух типов мышления. Рациональное и образное мышление.

2. Общенаучные методы эмпирического познания.

3. Общенаучные методы теоретического познания.

4. Взаимосвязь теории и эксперимента. Наблюдение, измерение и лабораторный эксперимент в естествознании. Реальные и мысленные эксперименты.

5. История естествознания. Атомистика древних греков.

6. Особенности античного научного знания, концепция геоцентризма.

7. Естествознание в эпоху Возрождения. Борьба за гелиоцентрическую систему мира.

8. Физика Средневековья. Достижения науки средневекового Востока. Европейская средневековая наука.

9. Развитие науки в России в 18 -19 веках.

10. Механическая картина мира и ее ограниченность.

11. Электромагнитная картина мира и ее ограниченность.

12. Роль диалектического и метафизического методов в создании естественнонаучной картины мира. Процесс диалектизации науки.

13. Учение Дарвина как генеральная линия эволюционного естествознания.

14. Успехи механической картины природы в описании тепловых явлений. Молекулярно-кинетическая теория вещества.

15. Начала термодинамики и понятие энтропии.

16. Пространство и время. Свойства пространства и времени. Представления в древности и сейчас.

17. А. Эйнштейн и относительность пространства-времени.

18. Основы специальной теории относительности. Релятивистское выражение для импульса и энергии. Взаимосвязь массы и энергии.

19. Второй этап в развитии электромагнитной картины мира. Представление об общей теории относительности.

20. Электромагнитная природа света. Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация.

21. Корпускулярная концепция описания природы. Основные законы классической механики Ньютона. Концепция дальнодействия.

22. Импульс, момент импульса и энергия как меры движения. Законы сохранения.

23. Становление квантово-полевой картины мира. Тепловое излучение и гипотеза Планка.

24. Квантовые свойства света.

25. Планетарная модель атома Резерфорда и ее особенности.

26. Модели атома и теория Н.Бора.

27. Гипотеза де Бройля и формирование квантовой механики Шредингера-Гейзенберга-Дирака.

28. Особенности свойств микромира. Принцип неопределенности Гейзенберга.

29. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.

30. Иерархия структур природы. Микромир: ядра атомов, элементарные частицы, кварки. Фундаментальные взаимодействия.

31. Мегамир. «Горячее» рождение Вселенной. Модели развития Вселенной, неоднозначность сценария.

32. Закон Хаббла, «красное смещение» и нестационарность Вселенной.

33. Образование звезд в галактиках. Классификация звезд и их эволюция. Источники энергии звезд.

34. Происхождение и строение Солнечной системы. Солнце.

35. Земля и планеты земной группы.

36. Планеты-гиганты Солнечной системы. Их особенности.

37. Формирование планеты Земля, ее строение и эволюция.

38. Климат на земле. Формирование и эволюция.

39. Химические элементы и соединения как классические модели вещества. Периодическая система химических элементов.

40. Уравнения химических реакций как классические модели химических процессов. Типы химических связей и химических реакций.

41. Концепции возникновения жизни на Земле. Биохимическая эволюция.

42. Концепция Опарина возникновения жизни на Земле и опыт Миллера.

43. Клетка как фундаментальная модель живой материи на микроуровне. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов.

44. Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов.

45. Необратимость времени для живых систем. Жизненный цикл организма: от зарождения до гибели. Проблемы старения и смерти организма.

46. Нуклеиновые кислоты. ДНК – основа генетического материала. Структура ДНК.

47. Эволюция форм жизни на Земле от анаэробных к аэробным.

48. Теории эволюции живых организмов. Возникновение и эволюция основных видов живых организмов по Дарвину.

49. Происхождение и эволюция человека.

50. Человек: поведение и высшая нервная деятельность.

51. Человек: эмоции, творчество, работоспособность.

52. Мутации и генная инженерия. Проблемы.

53. Научные и этические проблемы клонирования.

54. Основные принципы и запреты биоэтики.

55. Биоэтика. Ранговая иерархия высших животных. Иерархия потребностей человека. Проблема жизни и смерти.

56. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости.

57. Структурные уровни биосферы, взаимосвязь ее компонентов.

58. Ноосфера Вернадского и экология окружающей природной среды.

59. Синергетика и основные принципы самоорганизации систем.

60. Современное естествознание и проблема социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания : учебник / Т. Я. Дубнищева. – М. : Академия, 2003.

2. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. М. Найдыш. – М. : Гардарики, 2004.

3. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания : учебник / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2005

Дополнительная:

1. Бондарев, В. П. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. П. Бондарев. – М. : Альфа-М, 2003.

2. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / А. А. Горелов. – М. : ВЛАДОС, 2000.

3. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания : учебник / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. - М. : Дашков и К, 2004.

4. Концепции современного естествознания : метод. указ, темы семинаров и контрольные задания. Рабочая программа / сост. В. Н. Соловьев, Г. В. Парантаев, А. В. Боровиков. – СПб. : СПбГАСЭ, 2003.

5. Концепции современного естествознания : практикум /сост. А. А. Романова, В. Б. Коцкович, П. П. Рымкевич, Г. Р Асатрян [и др.]; под. ред. А. А. Романовой – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения:

– электронный учебник «Физика»;

– электронный учебник «Элементы космологии»;

– пакет прикладных программ по моделированию физических процессов ElektroMF.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: к.т.н., доц. А.А. Романова, к.т.н., проф. Ю.В. Гомзин кафедры «Прикладная физика».

Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Прикладная физика» Ю.Н. Чилин.

 

 



Просмотров 943

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!