Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Гносеологические аспекты различных теорий права



Предметная сфера правовой гносеологии – это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.

Основополагающее значение в плане правовой гносеологии имеет проблема соотношения права и закона(позитивного права).

Два противоположных типа правопонимания (юридический и легистский) включают в себя и две принципиально различные концепции правовой гносеологии.

Исходной позицией и ведущей идеей юридической гносеологии является познавательное отношение к действующему праву, попытка теоретического осмысления его объективной природы, его роли и назначения, постижения его истины. Этот путь познания приводит к различению позитивного и естественного права в качестве исходной познавательной схемы изучения права.

Различение естественного права в виде философской идеи права и позитивного права (закона) является гносеологически необходимой формой теоретической рефлексии о фактически данном позитивном праве.

Всякое теоретическое познание закона мысленно конструирует его разумно-смысловую модель(в форме естественного права, идеи права)

Юридическая концепция в гносеологическом плане выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве к истинному знанию об объективных (не зависящих от воли и произвола властей) свойствах, природе права и формах (адекватных и неадекватных) его проявления.

В этом смысле разные версии и варианты различения и соотношения права и закона представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса в области политико-правовой мысли.

Юридическая гносеология рассматриваетвсе возможные формы соотношения права и законаот разрыва и противопоставления между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случае правового закона).

Эта же логика действует и в соотношении права и государства во всем диапазоне правовых и антиправовых явлений (от правонарушающего до правового государства).

В общих рамках юридической гносеологии существуют разные концепции различения права и закона:

· в концепциях юснатурализмаосновные гносеологические усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противостоянии действующему позитивному праву. При таком подходе вне поля зрения остается сама идея правового закона, проблемы приведения действующего права в соответствие с положениями и требованиями естественного права. Утверждение естественного права как «истинного права», самостоятельно и независимо действующего противопоставляется одновременно и параллельно действующему официальному позитивному праву;

 

· В концепции либертарного правопонимания в центре находится проблема связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права и критерия правового качества закона, вопросы разработки понятия правового законазаконного права, т.е. права, наделенного законной силой). Здесь искомой истиной о праве и законе является объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона. Такой подход позволяет выявить различие и соотношение объективного по своей природе процесса формирования права и субъективного(властно-волевого) процесса формулирования закона (актов позитивного права) и проанализировать позитивацию права как творческий процесс нормативной конкретизации правового принципа формального равенства.

Именно с этих позиций можно говорить о законодательстве, как законотворчестве,как о творческом выражении (на базе выводов науки) начал и требований права в конкретных нормах общеобязательного закона.

Необходимо, чтобы объективная общезначимость права была признана, нормативно конкретизирована и защищена государством, а следовательно, необходимо познать объективные связи права и государства в условиях государственно-организованной жизни общества.

Именно с позиций юридико-познавательной модели были сформулированы и законно закреплены идеи и принципы неотчуждаемости прав и свобод человека, господства права, правового закона, правового государства.

· В основелегистской(юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно обязательным установлением официальной власти.

В силу этого легистская гносеология занята рассмотрением двух основных эмпирических фактов: 1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний власти и 2) выяснением мнения (позиции) законодателя (нормативно-регулятивного содержания приказаний власти как источников (форм) действующего права).

Легизм во всех его вариантах: от старого легизма и этатистского толкования права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического позитивизма отождествляет право и закон. Сила власти здесь рождает насильственное приказное право.

 

Истина о праве дана в законе, поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер официально властного мнения. По этой логике одна только власть знает, что такое право и чем оно отличается от неправа.

 

Разрабатываемая легистами юридическая догматика (комментирование, систематизация, иерархизация источников позитивного права, выявление их нормативного содержания, разработка вопросов юридической техники, приемов и методов юридического анализа) составляют важную составную часть познания права, но ограничение теории права разработкой догмы права означает подмену собственно научного исследования права его профессионально-техническим описательством, сведение правоведения к законоведению.

 

С этим связан и повышенный интерес позитивистов к лингвистическим и текстологическим трактовкам закона при явном игнорировании его правового смысла и содержания. С этой позиции понятия типа: сущность права, идея права, естественное право, неотчуждаемые права человека – это лишь ложные слова, языковые иллюзии и софизмы. Подобные взгляды развивали И.Бентам, Д.Остин, Г.Кельзен, русский дореволюционный юрист В.Д.Катков.

Типология правопонимания

 

Легистское

Правопонимание

 
 


Юридическое

Правопонимание

   
 
 
 


Рис. 1

Понятие права

Понятие права

феноменология права

Право

Позитивное право

 
 


Правовой закон


Признакизакона

в его совпадении

с правом

(узаконенного права)

 

Правовой закон:



Просмотров 954

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!