Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Естественно-правовой метод развития



Естественно-правовой метод развития основан на постоянном росте уровня культуры как диалектического содержания, возникновении и развитии противоречия между развитым содержанием и отстающей формой (государственно-правовым устройством общества) и преодолении этого противоречия путем скачкообразного изменения формы, переходом на более высокий уровень свободы с обеспечением значительного возрастания эффективности. Этот метод называют естественно-правовым, поскольку правовые нормы формируются по мере созревания соответствующих общественных отношений от привычки к обычаю и традиции и далее – к правовой норме.

При этом методе форма (качество) постоянно отстает от содержания (количества) и по мере возрастания уровня культуры обострение противоречия между формой и содержанием приводит к скачкообразному изменению формы (когда «одежда становится тесной»), приведение ее в соответствие с возросшим количественным содержанием. Этому процессу соответствуют исторические реалии передовых стран Западной Европы.

Ломаная линия выше прямой «ОС» на Рис. 2соответствует методу развития традиционных цивилизаций Западной Европы. В какой-то степени этот процесс совпадает с теорией К. Маркса «историческим материализмом», только в несколько иных категориях. У Гегеля параметрами являются свобода и культура, а у Маркса – производительные силы и производственные отношения.

При этом, как считал К.Маркс, «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»[24]. То есть он не допускал возможности траектории развития ниже прямой ОS на Рис. 2.

 

Позитивный метод развития

Несмотря на вышеприведенное утверждение К.Маркса,реальные факты истории не только России, но и некоторых стран Европы указывают на вероятность такого положения, когда позитивное право искусственно организуется выше уровня, соответствующего культурному уровню общества.

Когда в 1917 году Плеханов и некоторые деятели II Интернационала говорили о недопустимости такого искусственного завышения права, В.И.Ленин им отвечал: «Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры, то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы»[25].

Когда форма опережает содержание, это характерно для отставших и догоняющих стран, развитие государственно-правовых основ происходит на принципе заимствования известных передовых форм государственно-правовой организации. Преобразования производятся, как правило, путем опережающего реформирования.

Когда догоняющее общество заимствует у других известную более демократичную форму общественной организации, для которой в данном обществе еще не созрели необходимые культурные предпосылки, в этом случае скачкообразное изменение формы приводит к резкому обострению противоречия между еще не достаточным уровнем культуры и принятым завышенным уровнем свободы за счет развития элементов анархии, т.е. не ограниченного произвола. Эффективность общества резко падает и может быть восстановлена и возрасти лишь при условии принятия интенсивных мер повышения уровня культуры граждан (образования и воспитания).

Такие процессы происходили в России при преобразованиях Петра I, Александра II, реформе Столыпина, а также после февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года (на графике Рис. 2 – ломаная линия ниже прямой «ОS»).

В феврале 1917 года депутаты Государственной Думы в России сразу от абсолютной монархии, минуя формы конституционной монархии и президентской республики, пыталась реализовать парламентскую республику; а в октябре 1917 года коммунистическая партия совершила еще более гигантский скачек – к республике советов.

А.С.Ахиезер называл данный процесс эффектом подражания и характеризовал его как: «Стремление народов, образованного и правящего слоя достигнуть результатов деятельности высокоразвитых стран при игнорировании условий их достижения, например, необходимости обеспечения точек роста и развития соответствующей культуры».[26]

 

Возможен и третий вариант развития – универсальный с пересечением линии курса оптимального развития и с малой амплитудой колебаний, который позволяет реализовать современная форма республиканского правления с развитой двухполярной политической системой (на Рис. 2 – зеленая ломаная линия, пересекающая прямую OS). Этот вариант начал реализовываться в развитых странах после «великой депрессии» 30-х годов на основе рекомендаций Кейнса – Гелбрайта – Леонтьева.[27]

 

При универсальном методе развития Право как форма свободы и культура граждан - парные юридические феномены, постоянно меняющиеся местами: то одно выступает причиной, а другое – следствием, то, наоборот, последнее – причиной, а первое – следствием.

 



Просмотров 502

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!