Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности древнеримской мифологии и религии



 

Римская мифология исторически развивалась из анимизма, т.е. веры в одушевленность природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, боги воспринимались как могущественные силы, которые необходимо умилостивлять строгим соблюдением обрядов. В богах римляне видели волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римский пантеон имеет много аналогов с греческим, но включает и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»). Низшие божества («numina») существовали у римлян уже в раннюю эпоху — это были божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы, бракосочетания, зачатия, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д., в связи с чем первоначально у некоторых божеств пол не был фиксированным (Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность общественных функций — соответственно религиозно-жреческой, военной и хозяйственной. Римские боги не имели своего Олимпа и генеалогии, и часто изображались в виде символов: маны — в виде змей, Юпитер — в виде камня, Марс — копья, Веста — огня. Система ранней римской мифологии включала безличные обожествленные силы, под покровительством которых протекала жизнь человека от зачатия до смерти.

На следующей стадии развития мифологических представлений появились божества природы — главным образом рек, источников и земли как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, смерти и преисподней, божества — олицетворения духовных и нравственных качеств человека и различных общественных отношений, а также иноземные боги и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились маны и лемуры, а также гении и юноны (воплощения мужского и женского начал). Римляне верил, что при рождении гении вселяются в человека, а при смерти — отделяются от тела и становятся манами (добрыми душами). В честь юноны и гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее свои гении были приданы каждому семейству, городу и государству для охраны. Гениям родственны лары — покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой семейный лар, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, существовали особые боги очага (покровители кладовой) — пенаты, к которым причислялись, среди прочих, также Янус, Юпитер и Веста.

Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь, назывались dei indigetes (внутри действующие, или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных видов деятельности: каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки которых (с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться) были составлены в IV веке до н.э. понтификами. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества различных видов деятельности (в первую очередь, земледелия и скотоводства) — Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona) — и местностей.

Со временем некоторые из этих божеств индивидуализировались, к их основным атрибутам присоединялись и другие, и мифологический образ становился рельефнее, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений появляются божества природы — водной стихии, полей, лесов, источников. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н.э.).

К богам, деятельность которых проявлялась и в природе, и в жизни, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве, обладавшие яркой индивидуальностью. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца и все календы, а также названный по его имени месяц январь, знаменующий начало прибавления светового дня. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже отцом богов. Главное святилище бога Януса находилось на северном конце форума, напротив храма Весты — это была старинная арка с изображением двуликого бога, служившая входом на римский форум; ее ворота были раскрыты на период военных действий. Другим местом культа Януса был холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового пути в Этрурию и гавани; в связи с чем Янус стал считаться также покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Матутином родственна Матерь Матута, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь в общественном и домашнем очаге. Культом богини заведовали шесть дев, названных по ее имени весталками.

В отличие от Весты, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан был представителем разрушительной огненной стихии. Его храм находился на Марсовом поле. Вулкана призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, он же считался божеством солнца и молнии. Позднее его отождествили с Гефестом и стали почитать как бога кузнечного искусства и вулканов. Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс — с Реей, причем многие особенности греческого культа были перенесены в римский культ.

Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн с женой Фавной (Bona Dea), Сильван (лесной бог, леший), который стал покровителем границ и собственности; Либер и Либера — чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников (отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны); Вертумн и Помона, охранявшие сады и фруктовые деревья и т.д. Флора считалась богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию и охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс — один из наиболее древних и почитаемых богов Рима. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая «священная весна». Он был также богом войны (Mars Gradivus), а тотем Марса, дятел, со временем стал божеством лесов и лугов, покровителем земледелия. Близок к Марсу и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом.

Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер как бог дневного света, Юнона — как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков — Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным. Он же посылал оплодотворяющие дожди и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был также покровителем молодого поколения. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису — злому Юпитеру; родственный Юпитеру Сумманус (sub mane — под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах Юпитер назывался Статор, как податель победы — Виктор; в честь его была учреждена особая коллегия, которая требовали удовлетворения у неприятелей, объявляла войну и заключала договоры с соблюдением известных обрядов. Поэтому Юпитер призывался в подтверждение верности слова как бог клятв. Главным священнослужителем Юпитера был фламин, а жена фламина была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы. Она освящала брачные союзы и охраняла жителей. Божества подземного мира не имели такой яркой индивидуальности, как персонажи греческой мифологии. Богом смерти считался Орк (Orcus); наряду с ним упоминается богиня — покровительница умерших — Tellus, Terra mater, — принимавшая тени в свое лоно. Она олицетворяла собой ужас смерти.

У римлян существовал также ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные понятия, человеческие отношения: Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были также боги, заимствованные у других народов (главным образом у этрусков и греков). Греческие религиозные представления и особенности греческого культа утвердились в Риме — или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя ранние римские верования. К числу иноземных божеств относится этрусская Минерва, богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой Минерва вошла в капитолийскую триаду. Венера, вероятно, была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий — покровитель торговли — был отождествлен с Гермесом и принял атрибуты греческого бога.

Литература и театр.

Судя по сохранившимся названиям произведений Андроника, он переводил главным образом Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и вряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену. Основав в Риме школу для детей римских нобилей, Андроник преподавал в ней греческий и латинский языки, используя тексты классических греческих авторов. Из этих вполне практических потребностей и родилось первое в истории европейской литературы переводное произведение — латинская «Одиссея». Грек из Тарента должен был много потрудиться, прежде чем он нашел стихотворную форму для перевода гомеровского эпоса. Здесь, как уже говорилось, ему помогли древние героические песни римлян, написанные «сатурнийским стихом». В 204 г. до н. э. по поручению понтификов Андроник создал хоровую песнь, призванную умилостивить богов. Пел ее хор, составленный из 27 девушек. Так, греческий учитель из Тарента разработал для римлян поэтический язык в сфере эпоса, лирики и драмы.

О том, как быстро римляне усваивали греческие литературные формы, свидетельствует творчество Невия из Кампании. Через пять лет после Андроника он выступил с комедиями и трагедиями, написанными по образцу греческих. Наряду с «паллиатами», т. е. драмами, где актеры выступали в просторных греческих плащах — паллиях, Невий создавал также «тогаты» — комедии, где на сцену выходили сами римляне в тогах или же приезжие из Пренесты или Ланувия, как в комедии «Предсказатель». Он же стал автором и оригинальной римской трагедии, смело обратившись не к мифологическим сюжетам, а к современной ему истории. В трагедии «Кластидий» он описал победу консула Марка Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э. Форма произведения заимствована у греков, но содержание — чисто римское. Смелость этого «гордого кампанца», как он сам себя называл, проявилась и в том, что в свои комедии он часто вставлял намеки на политические события своего времени, насмехаясь над разгульной молодостью Сципиона, будущего победителя Ганнибала, или нападая на ненавистную ему знатную семью Метеллов. В аристократической Римской республике такие политические выпады со стороны комедиографа не могли кончиться добром: Невий был брошен в тюрьму, а затем изгнан из Рима; умер на чужбине. Римская литература обязана ему не только трагедиями и комедиями, но в особенности оригинальной эпической поэмой «Пуническая война», написанной «сатурнийским стихом». В этой эпопее немало следов подражания Гомеру, но повествуется в ней об извечной борьбе Рима с Карфагеном, завершившейся для Невия победоносной I Пунической войной, в которой он сам принимал участие как солдат. С уходом со сцены Андроника и Невия римская литература лишилась могучих талантов, способных одинаково успешно творить как в жанре трагедии, так и в жанре комедии. Авторы, пришедшие им на смену, были привержены лишь одному какому-либо жанру.

Вскоре, после того как разразилась II Пуническая война, в Риме прославился своими комедиями Тит Макций Плавт. Переехав в ранней молодости из Умбрии в Рим, он с самого начала был близок к театру: возможно, был рабочим сцены или даже актером в ателланах. Хорошо знакомый со сценическим искусством и со вкусами римской публики, он начал перерабатывать новоаттические комедии Менандра, Дифила и Филемона. Он понимал, что серьезные, нравоучительные, нередко слащавые греческие комедии не придутся по душе римскому плебсу, и потому крайне редко брался за переработку сентиментальных произведений вроде не известного нам греческого оригинала, на котором основываются его «Пленные» или «Три монеты». Чаще всего Плавт выбирал сюжеты, где главную роль играют или хитрый раб-интриган, одерживающий верх над господином, или гетера, оказывающаяся в конце свободнорожденной гражданкой. Психологически утонченные, слишком глубокие и изящные для римской публики греческие пьесы он отбрасывал или же, находя ту или иную комедию слишком скучной, лишенной жизнерадостного воодушевления, оптимизма, не колеблясь вводил в нее новое действующее лицо, способное развеселить зрителей. При этом он смело заимствовал таких персонажей из других комедий, как, например, «парасита» — прихлебателя, приживала Эргасила в «Пленных».

В более поздний период своего творчества, решив, что длинные диалоги греческой драмы не подходят для сцены, Плавт стал вводить вместо них песенные партии — как монодии, так и дуэты, и терцеты, превращая комедию в водевиль или оперетту. Предшественником его здесь был Невий, но только Плавт использовал этот прием очень широко, так что древние говорили о ^полиметрии», о метрическом богатстве комедий Плавта. При этом он охотно прибегал к легким эллинистическим песенкам того времени, к их языку, мелодиям, юмору. Для оживления действия он вводил и балетные партии, как, например, в комедии «Стих»: из серьезной и трогательной комедии Менандра он сделал буйное, шумное, веселое зрелище, хотя композиция его весьма беспорядочна, хаотична. Впрочем, о композиции римский драматург заботился мало. Писал он так называемые «фабулэ моториэ» — произведения, в которых были быстрота, много движения, наигрыши и шум. Некоторые его комедии («Казина», «Купец») сближаются по своему характеру с нынешним фарсом.

 



Просмотров 1623

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!