![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Я утверждаю снова и снова первое слово дороже второго (Остр
План Употребление двоеточия в разных синтаксических конструкциях. Употребление тире в разных синтаксических конструкциях. Употребление запятой и тире в разных синтаксических конструкциях. Литература 1. Розенталь Д.Э. Орфография и пунктуация: уч. пособие дл вузов. – М.: Эксмо, 2011. – 286 с. 2. Низаметдинова Н.Н. Современная русская пунктуация: уч. пособие. – М.: Диалог_МИФИ, 2000. – 144 с.
Задание 1. Объясните, почему поставлено тире в бессоюзном сложном предложении: 1) вторая часть содержит следствие, результат или вывод из того, о чем говорится в первой; 2) вторая часть обозначает время или условие того, о чем говорится в первой части; 3) во второй части содержится противопоставление; 4) вторая часть рисует быструю смену событий или неожиданный результат действия, содержащегося в первой части; 5) вторая часть БСП сравнивается с первой. 1. Земля кругла – на ней не скроешь правды (Дуд.) 2. Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки (Пауст.) 3. Расчищали сугробы – их наметало снова (Кетл.). Полный синтаксический разбор 4. Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая, тревожная весна (Пришв.) 5. Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат (Браун.) 6. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы (Пришвин). 7. Идёшь гулять над речкою – на город наш взгляни (Фат).
Задание 2. Назовите причину постановки тире: 1) между подлежащим и сказуемым, выраженными именительным падежом существительного или числительного, инфинитивом при нулевой связке; б) в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения; в) перед обобщающим словом после перечисления однородных членов предложения; г) вводное словосочетание образует неполную конструкцию; д) в БСП (причины выше), е) перед распространенным приложением, находящимся середине или в конце предложения и имеющим оттенок самостоятельности, разъяснения; тире может стоять перед одиночным приложением, если перед ним можно вставить а именно. 1.Назначение каждого человека — развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Белинский). 2.Они стояли друг против друга. Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице (Фадеев) 3.Солнце вешнее, нивы здешние – всё тебе отдать бы рад (Фат.) 4. Твои глаза – две черных ночи, две виноградинки с лозы (Бок.) 5. Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой — чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться (Г.) 6. Летучая мышь – легкая, почти бесплотная частичка надвигающейся темноты – бесшумно металась над лужайкой. 7. Я не слишком люблю это дерево — осину (Тургенев). 8. Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов). 9. Я сел на своего доброго коня, а Савельич – на тощую и хромую клячу (П.) 10.Лес рубят — щепки летят.
Задание 3. Тире в сложноподчиненном предложении 1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует: 1) придаточная изъяснительная: Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Г.); Он придёт, но когда — не знаю (ср. при другом порядке частей: Не знаю, когда он придёт); Они уехали, но куда — не сказали; 2) придаточная условная (обычно с союзами ли…ли, ли…или): Буде кто спросит о чём — молчи (П.); Голова ли думает, сердце ли чувствует или руки перевёртывают стаканы — всё покрывается равными плесками (Г.);Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя — и в сердце свет какой-то загорится(Фет); Сознавал ли Иудушка, что это камень, а не хлеб, или не сознавал —это вопрос спорный (С.‑Щ.); 3) придаточная уступительная: Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (С.‑Щ.); Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест (Кат.). 2. Условия, благоприятствующие постановке тире: 1) параллелизм структуры сложноподчиненного предложения: Пахарь ли песню вдали запоёт — долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся — сосна да осина (Н.); Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт! (Л.-К.); Если кто придёт — радуюсь, если никто не заглянет — тоже не горюю; Что было — известно, что будет — никому не ведомо; 2) неполное предложение в придаточной части: Одни спрашивают, почему произошла задержка с решением вопроса, другие — почему он вообще возник, третьи — отчего попутно не рассматриваются и остальные вопросы; 3) наличие слов это, вот. Что она натура честная — это мне ясно (Т.); Когда муха назойливо вьётся перед вашими глазами — это неприятно, но когда комар ночью неустанно трубит над вашим ухом — это просто невыносимо; 4) перечисление придаточных частей: Если не уверен в себе, если не хватает мужества — откажись; Кругом люди, и кто зачем пришёл, у кого какое дело — неясно; 5) обилие запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати — не переплатишь; 6) интонационное отделение главной части от следующей за ней придаточной: Вы спросите — зачем я пошёл на это?; 7) отсутствие противительного союза или второй части сопоставительного союза между соподчиненными придаточными частями: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.). Запятая и тире Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, — муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой). Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам (Крылов). Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например: О, если правда, что в ночи, ЗАДАНИЕ: расставить знаки препинания. 1. И самое главное, помните, зачем вы вступали в брак чтобы разделить свою жизнь с любимым человеком. 2. Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут кто знает (М. Г.). 3. А вот чтобы при всех признать свою вину духу не хватает 4. Что он человек знающий факт. 5. Появились какие-то новые слухи о нём, но какие неизвестно. 6. Кто не любит искусства или чёрств душой, или глух ко всему прекрасному. 7. Как быть в таких случаях спрашивают радиослушатели; 8. Я что-то ответил, что я и сам не помню. 9. Что замечательно в этом лесе это что он весь из сосен. 10. Где он сейчас, чем занимается вот вопросы, на которые я не мог получить ответов. 11. А что он был умница это вы можете мне поверить. 11. А что творилось в этом хаосе вещей, как он в нём разбирался уму непостижимо. 12. Он, чтобы показать, что всё это знает и со всем согласен, что он далёк от каких-либо сомнений тут же предложил свои услуги. 11. А вы уверены нужно ли это?; 12. Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, всё у него в руках (Л. Толстой). 13.Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, мы этого не знаем (Добролюбов). Задание 4. Поставьте тире при прямой речи. 1. Не хотите ли подбавить рому? сказал я моему собеседнику. У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов). 2. Как это скучно! воскликнул я невольно. 3. Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.) 4. Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». «Постараюсь», ответила я. 5. Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном. Я доиграю, — сказала она. Когда? Когда ты будешь со мной (Грин). Задание 5. Объясните употребление двоеточия: а) перед перечислением однородных членов предложения; б) если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, в) БСП, где вторая часть указывает на причину; г) в БСП, где вторая часть разъясняет, дополняет первую; д) после предложения, вводящего прямую речь 1) Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой). 2) И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев). 3) Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин) 4) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов). 5) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). 6) Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин). Задание 6. Поставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. 1. Всё это родиной зовётся и рыжий лист и степь и бой (Граб.). Я утверждаю снова и снова первое слово дороже второго (Остр..
![]() |