![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Будущее – это самое страшное что есть в настоящем?
История не рождается сама по себе, она пишется, она создается. Некоторые предвидят ее, они черпают из прошлого, чтобы написать будущее, сформулировать по собственному желанию. Наше будущее уже написано, оно повсюду. Вы должны заново научиться читать, видеть, понимать. М. Шаттам
Мафиозная государственность подобно вирусу расширяет ареал своего распространения. Можно даже утверждать, что подавляющее большинство стран мира «эпохи глобализации» поражены им в той или иной степени. Но есть действительно хрестоматийные примеры. История и факторы косовского вопроса свидетельствуют о том, что провозглашение «независимости» края по вашингтонско-брюссельскому сценарию является отнюдь не «уникальным случаем», а самым ярким прецедентом управляемого и зависимого государственного образования. Нельзя не согласиться с мнением Джона Лафлэнда о том, что «суверенитет Косово – не более чем фикция: реальной властью здесь будут обладать еэсовские чиновники на штыках натовских войск»[693]. Важно знать, что «независимое» Косово – это не только прекрасная транзитная база для криминальных потоков, это не просто замечательное место для создания тренировочных баз террористов, но и кладовая ресурсов. По имеющимся ископаемым Косово не имеет себе равных на Балканах, а возможно, и во всей Европе. Особенно богаты месторождения свинца, цинка, никеля, кадмия, бокситов, марганца, галлузита, селена и кварца. Исследованные в 1980-х годах месторождения свинцовых и цинковых руд края составляли 52,2% общеюгославских ресурсов, никеля – 50%, магнезита – 35%, лигнитов (бурого угля) – 53%, висмута – 100%. На Косово приходилось 14,8% общеюгославского производства серной кислоты, 59,9% – серебра, 30% – цинка, 63,1% – рафинированного свинца[694]. По данным Всемирного банка, стоимость минеральных ресурсов Косово и Метохии до начала финансового кризиса составляла более 19 млрд долл. Эксперты гражданской миссии ООН в РК полагают, что запасы только лигнита составляют 8,3 млрд т, сербские же специалисты считают, что они достигают 14 млрд т, что дает Косово возможность вести их эксплуатацию в течение 150-200 лет. Запасы оловянной и цинковой руд оцениваются в 42,2 млн т (это в три раза больше, чем в остальной Сербии), никеля и кобальта – в 13,3 млн т, бокситов – в 1,7 млн т, магнезита – в 5,4 млн т[695]. Цифры впечатляют. Сразу становится очевидна ресурсная составляющая необходимости создания «поднадзорного государства». В условиях постепенного обострения мировой конкуренции за минеральные ресурсы, которыми сербский край обладает в полной мере, версия о внешнем управлении этой территорией представляется весьма логичной. Иначе никто бы и не затевал отделение Космета от Сербии. Вариант сохранения края в юрисдикции Белграда с последующим принятием Сербии в большую Европу ведущих мировых игроков не устраивал. Куда предпочтительнее выглядит «интернационализация» сербских ресурсов. Собственно, это именно тот вариант получения доступа к сырью, который после крушения биполярного мира стал весьма популярен у организованной в клубы, ложи, комиссии и т.п. западной верхушки. Он предполагает следующую последовательность действий: дестабилизация государства (путем свержения правящего режима, усиления сепаратистских тенденций или прямого военного вмешательства); установление внешнего управления в форме протектората в целях якобы предотвращения (а на самом деле -для поддержания) хаоса, а уж затем – приватизация ресурсной и промышленной базы и бесконтрольная эксплуатация ресурсов. Таким образом, экономический аспект позволяет сделать вывод о том, что Косово отнюдь не «уникальный случай», а лишь один из ярких прецедентов по созданию «поднадзорных государств». Впрочем, важна не только ресурсная составляющая. Косово обладает не только ресурсами, но и промышленной базой. Например, хозяйственный комплекс «Трепча» считается самым важным промышленным объектом края. Он объединяет 14 шахт и восемь различных обогатительных фабрик, в том числе предприятия по электролизу цинка, аккумуляторный завод, заводы по производству серной кислоты, искусственных удобрений и т.д. Кстати, запасы только этого горнорудного комплекса колоссальные. Так, ресурсы олова оцениваются в 425 тыс. т, цинка – в 415 тыс., никеля – в 185 тыс., серебра – в 800 тыс. т[696]. Помимо этого из промышленных объектов следует назвать горнорудный энергетический и химический комбинат «Косово» в Обиличе, в распоряжении которого имеются ресурсы лигнитов, превышающие 10 млрд т, объекты для обогащения угля, газификации и выпуска азота; ТЭЦ «Косово А» мощностью 790 МВТ и «Косово Б» мощностью 680 МВТ; плавильный и очистительный заводы в Глоговаце, выпускающие ферроникель. Крупные предприятия перерабатывающей промышленности размещены в Приштине, Печи, Косовской Митровице, Призрене, Гнилане, Косовской Каменице и Урошеваце. Однако после войны 1999 г. и разделения края на оккупационные зоны Кос мет почти ничего не производит, экспорт покрывает лишь 6% импорта. По оценке директора Института перспективных исследований (Приштина) Шпенда Ахмети, импорт РК составляет около 1,3 млрд евро в год, а экспорт – всего лишь 90-130 млн евро[697]. На первом месте – услуги, сервис, составляющие более 70% экономического потенциала «республики». Из примерно 350 более или менее крупных промышленных предприятий работают единицы, хотя большинство их приватизировано. В упадке находится и основная отрасль экономики – сельское хозяйство. В Приштине по этому поводу любят шутить: «Мы производим политику – это наш главный товар». По неофициальной статистике, 75% населения Косово моложе 35 лет – безработные, что нельзя не рассматривать как потенциальную и реальную опасность не только государственности, но и безопасности целого региона. Экономическая ситуация в РК действительно очень сложная. Например, заработная плата в среднем составляет примерно 200 евро, но в эту статистику включены и крайне высокие доходы высших государственных служащих, и беднейших слоев населения. Молодежь уходит в теневой и криминальный секторы, которые, по самым оптимистическим оценкам, составляют 20-30% экономики края. Ко всем перечисленным богатствам края, доставшимся в наднациональное управление ТНК и мафиозным кланам, следует добавить имущество Сербии и сербских граждан. Общая стоимость недвижимости, по официальным сербским оценкам, составляет около 220 млрд долл., из которых 4 млрд – это частное имущество 30 тыс. сербских семей, изгнанных из края[698]. Только за один год (с 1999 по 2000 г.), мафиозные банды косовских албанцев, по оценкам Интерпола и Европола, выручили от разграбления Косово и Метохии более 10 млрд долл. США. И все это происходило, по сути, под натовским контролем, так сказать, под натовской «крышей». Есть еще один важный момент, который определил столь большой интерес закулисы к Космету, – военно-энергетический. Известный специалист по «теневой» политике Запада Николас Хаггер, проанализировав широкий круг источников, пришел к выводу, что косовский вопрос самым непосредственным образом связан с энергетическими проектами. По его мнению, существует план по перекачке каспийской нефти через РК к Адриатическому морю, откуда ее танкерами можно поставлять на западноевропейские рынки[699]. Контролировать транспортные артерии, как известно, удобнее и надежнее всего через систему протекторатов, которые и были созданы США и ЕС на территории экс-Югославии начиная с 1991 г. Кроут Тэлбот, например, считает (и не он один), что США пообещали даже создать Великую Албанию, которая получила бы часть греческих, македонских и сербских территорий, населенных албанцами, так как ими удобнее и проще манипулировать, а значит, и контролировать политическое и экономическое пространство[700]. Зачем все-таки необходимо было огосударствлять КиМ, создавая в Европе еще одну албанскую, причем мафиозную политию? Сквозь призму энергетической политики многие события раскрываются по-особому. Например, в 2001 г. (как раз после смены режима в Сербии и выдачи Милошевича Гаагскому трибуналу) началось строительство 920-километрового трансбалканского нефтепровода, который должен был быть введен в эксплуатацию в 2005 г. Бакинская нефть должна была поступать в порт Супса на берегу Черного моря, танкерами перевозиться в болгарский порт Бургас, откуда через территорию бывшей Югославии, а именно Македонию и Сербию, точнее Косово, в адриатический порт Влора в Албании. Нефтепровод строила принадлежащая США албано-македонско-болгарская компания – AMBO. По нефтепроводу планировалось перекачивать до 750 тыс. баррелей в день. С компанией AMBO сотрудничают все нефтяные гиганты, в том числе «Texaco», «Chevron», «Exxon», «Mobil», «BP», «Атосо», «Agip» и «Total Elf». Уже после объявления «независимости» Косово Международный консорциум в составе фирм Италии, США, Великобритании и Албании объявил о скорой доработке проекта нефтепровода Адриатика – Македония – Болгария: Влора – Скопье – Бургас. Причем эта артерия запланирована таким образом, что почти половина ее проходит по территориям, на которых проживают именно албанцы, в частности через РК. Ряд экспертов считают, что этот «проект предназначен для конкуренции с нефтепроводом Бургас – Александруполис, по которому российскую и каспийскую нефть намечено доставлять в Средиземноморье минуя Турцию. Конкуренты стремятся быстрее построить "трансалбанский" нефтепровод и, таким образом, вынудить Россию транспортировать нефть по менее выгодному ей маршруту»[701]. В связи с этим уместно вспомнить слова министра энергетики США Билла Ричардсона, который во время бомбардировок СРЮ в 1999 г. заявил: «Речь идет об энергетической безопасности Америки... Мы говорим о стратегическом сдерживании тех, кто не разделяет наших ценностей... (курсив мой – Е.П.). Мы итожили значительные деньги в Каспий, а теперь для нас очень важно, чтобы нефтепроводы и политика шли в нужном нам направлении»[702]. Однако Балканы совершенно особый и плохо предсказуемый мир. Поэтому американцам, по-видимому, придется воспользоваться мудростью Чингисхана: «Не важно, добьюсь ли я успеха; важно, чтобы остальные потерпели неудачу». Энергетическая составляющая косовского вопроса самым непосредственным образом связана с военно-разведывательной. Как уже отмечалось, в РК построены Две крупнейшие базы США. Задачи, которые призваны решать эти базы, тесно связаны с финансируемым американцами проектом AMBO, наркотрафиком, торговлей оружием и людьми. Кроме того, военная машина НАТО будет усилена Сипами безопасности Косово (СБК), которые, несмотря на противоречие резолюции № 1244 СБ ООН, активно формируются в «республике». Как неоднократно отмечал министр по делам Косово и Метохии (2008-2012) Горан Богданович. «КФОР вместе с НАТО участвует в формировании параллельной военизированной структуры, которая может принести одно лишь зло сербам и другим неалбанцам»[703]. Особое беспокойство сербской стороны вплоть до обращения к Генсеку ООН вызывает формирование СБК. Дело в том, что эта структура фактически является способом легализации террористических албанских отрядов самообороны. Силы так называемой безопасности придут на смену Корпусу по защите Косово. В составе СБК, которые наделены более широкими полномочиями и располагают легким стрелковым вооружением, будут 2,5 тыс. солдат и офицеров в частях постоянной готовности и 800 резервистов. Личный же состав КЗК имел право на ношение лишь короткоствольного оружия, а его официально прокламированной задачей была борьба с последствиями стихийных бедствий и техногенных аварий. Командование новой военизированной структуры, которую эксперты считают прообразом будущей армии Косово, доверено известному генералу ОАК, объявленной ООН террористической организацией, Сулейману Селими. Вопросы относительно основной направленности этой структуры могут быть только риторические. Безусловно, СБК должны будут окончательно зачистить Косово от сербов. Однако вернемся к энергетике. Директор AMBO Том Фергюсон недавно заявил, что трансбалканский нефтепровод – это северо-восточная часть средиземноморского энергетического коридора, создаваемого НАТО и ЕС, в состав которого входят также трасса Одесса – Броды – Гданьск и запланированный нефтепровод «Белый поток»: Грузия – Украина (пройдет по дну Черного моря). Планируется, что в обратном направлении, т.е. через албанскую Влору на Бургас в бывшие республики СССР, будет поступать североафриканская и ближневосточная нефть с целью конкуренции с российскими поставками в ближнее зарубежье. Учитывая тот факт, что 80% стоимости нефти состоит из расходов на ее транспортировку, можно утверждать, что глобальные конфликты и даже войны XXI в. непосредственно «завязаны» на маршруты транспортировки энергоносителей, а государства-призраки в этих конфликтах будут играть ключевую роль. Завершая, отмечу, что благодаря «миротворческой» деятельности Запада к внутренним факторам косовского вопроса (исторические, этнорелигиозные, культурные, социально-экономические противоречия между населяющими Балканы народами) добавились внешние – интересы западной верхушки. Достижение этих интересов она видит в уничтожении или полном нивелировании самостоятельных жизнеспособных государственных организмов, которыми являлись социалистическая (1945-1991) и союзная (1992-2003) Югославия, ну и, конечно, сама Сербия. А для этого Запад не брезгует никакими средствами: использует стратегию наркосоюзов[704], «крышует» мафиозные кланы, создает благоприятные условия для развития международного терроризма. Ну а теперь давайте ответим на простой вопрос: если уж мы с вами по открытым источникам знаем о "прелестях" албанской мафии, то почему те, кому положено знать об этом по роду службы – президентам, госсекретарям, главным прокурорам и всяким иным высоким представителям, которые так любят учить мир и нас, русских, демократии, морали и правам человека, выставляя себя главными их защитниками, – не предпринимают ничего, чтобы пресечь творимое на Балканах зло? Ответ очевиден. Не просто с молчаливого согласия западного истеблишмента, но по его планам и под его руководством (формально косвенным, для прямого есть спецслужбы и связанный с ними криминал) и свершается огромное количество преступлений. Албанская мафия и место ее дислокации – «поднадзорное государство» Косово – жизненно необходимо всем этим «хозяевам истории» (Б. Дизраэли), чтобы окончательно превратить население планеты в послушных манкуртов, годящихся лишь для того, чтобы производить органы, сексуальных рабов и потребителей наркотиков. Новейшая история все более носит проектный характер. Сегодня не нужно быть сторонником теории заговора, чтобы констатировать факт моделирования политических событий в различных регионах мира в зависимости от интересов «хозяев» мировой политики. Они уверены, что уже написали нашу с вами историю, создали ее по самым страшным лекалам прошлого и настоящего. «Республика Косово» – это лишь один из проектов Запада по криминализации, дегуманизации и архаизации мировой системы. Есть и другие: в Северной Африке, Латинской Америке, Азии. Однако это совсем не означает, что сербы, русские и многие другие народы смирились и согласны с этими проектами. Вместе мы сможем стать, как провидчески написали братья Стругацкие, камешками «в жерновах ихнего прогресса» и сделать «все, чтобы на этом камешке жернова затормозили»[705]. А потому, как говорили древние, «si vis pacem, para bellum» – «хочешь мира – готовься к войне». К войне за свою Историю, за свое Будущее. Учитывая, что современные войны происходят прежде всего в сфере сознания и когнитивных технологий, надеюсь, что эта книга поможет разобраться и понять, кто – друг, а кто – враг. Август 2012 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Парламентская Ассамблея Совета Европы 7 января 2011 года Бесчеловечное обращение с людьми и незаконная торговля человеческими органами в Косово[706] [707] Доклад[708] Комиссия по правовым вопросам и правам человека Докладчик: Дик Марти, Швейцария, Альянс демократов и либералов за Европу
Резюме
В соответствии с собранной информацией, многочисленные точные и совпадающие доказательства подтверждают, что нескольких сербов и нескольких косовских албанцев держали в заключении в секретных местах лишения свободы под контролем Освободительной армии Косова (ОАК) в Северной Албании и подвергли бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, после чего они без вести пропали. По-видимому, многочисленные данные подтверждают, что сразу после окончания вооруженного конфликта, до того как международным силам удалось взять регион под контроль и восстановить закон и порядок, из тел некоторых заключенных клиники на территории Албании, неподалеку от Фирше-Круже, были извлечены органы для их отправки за границу для трансплантации. Несмотря на то что уже в начале десятилетия существовали некоторые точные свидетельства подобной незаконной торговли, международные институты, ответственные за ситуацию в регионе, не посчитали необходимым провести детальное расследование этих случаев или провели его неполно и поверхностно. Международные организации, действующие на территории Косова, предпочитали прагматичный политический подход, придерживаясь точки зрения, что им необходимо содействовать краткосрочной стабильности любой ценой, тем самым жертвуя некоторыми важными принципами правосудия. Расследование причастности членов ОАК к военным преступлениям, совершенным против сербов и косовских албанцев, проведено неудовлетворительным образом. Команда международных обвинителей и следователей в рамках миссии Косово EULEX, ответственная за расследование обвинений в бесчеловечном обращении, включая те, которые имеют отношение к предполагаемым случаям незаконной торговли органами, добилась успехов, особенно в вопросе подтверждения существования секретных мест лишения свободы ОАК в Северной Албании, где, как утверждается, имели место случаи бесчеловечного обращения и даже убийства. Мы должны непримиримо бороться с безнаказанностью тех, кто совершает грубые нарушения прав человека. Тот факт, что они были совершены в условиях вооруженного конфликта, никогда не может оправдать решения воздержаться от привлечения к ответственности любого, кто совершил эти действия. Не может и не должно быть одной справедливости для победителей и другой – для проигравших. Государства – члены Европейского союза и другие страны-участницы должны поставить перед миссией EULEX четкую цель и предоставить необходимую политическую поддержку, чтобы непримиримо бороться с организованной преступностью, с тем чтобы обеспечить отправление правосудия без каких-либо соображений политической целесообразности; Албания и управляющие органы Косова должны безоговорочно сотрудничать с продолжающимся и будущим следствием.
А. Проект резолюции[709]
1. Парламентская Ассамблея была крайне обеспокоена открытиями, сделанными бывшим Главным обвинителем Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), которая утверждала, что во время конфликта в Косове были совершены серьезные преступления, включающие незаконную торговлю человеческими органами, преступления, которые до настоящего времени остались безнаказанными и не были предметом никакого серьезного расследования. 2. В дополнение к этому, согласно бывшему Главному обвинителю[710], эти действия были совершены членами военного крыла ОАК в отношении граждан Сербии, которые оставались в Косове в конце вооруженного конфликта и были заключены под стражу. 3. В соответствие с информацией, собранной Ассамблеей и с уголовными расследованиями, которые сейчас проводятся, многочисленные точные и совпадающие доказательства свидетельствуют о том, что нескольких сербов и нескольких косовских албанцев держали в заключении в секретных местах лишения свободы под контролем ОАК в Северной Албании и подвергли бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, после чего они без вести пропали. 4. Многочисленные данные подтверждают, что сразу после окончания вооруженного конфликта, до того как международным силам удалось взять регион под контроль и восстановить закон и порядок, из тел некоторых заключенных клиники на территории Албании неподалеку от Фирше-Круже были извлечены органы для их отправки за границу для трансплантации. 5. Подобная преступная деятельность, расширению которой способствовали Условия хаоса, установившегося в регионе, по инициативе некоторых военных лидеров ОАК, связанных с организованной преступностью, продолжается, хотя и в других формах, и по сей день, на что указывает расследование в отношении клиники «Медикус» (Medicus) в Приштине, проведенное Миссией ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX). 6. Несмотря на то что уже в начале десятилетия существовали некоторые точные свидетельства подобной незаконной торговли, международные институты, ответственные за ситуацию в регионе, не посчитали необходимым провести детальное расследование этих случаев или провели его неполно и поверхностно. 7. Международным организациям, ответственным за безопасность и правопорядок (СДК, «Силы для Косово» и МООНК), особенно в течение первых лет своего присутствия в Косове, приходилось справляться с крупнейшими структурными проблемами и серьезным недостатком кадров, обладающих навыками, которые позволили бы им взяться за выполнение порученных им заданий. Все это усугублялось быстрой и постоянной ротацией персонала. 8. МТБЮ, который начал проводить на месте предварительное расследование для установления существования следов предполагаемой незаконной торговли органами, прекратил расследование. Образцы доказательств, взятые в Ррипе, в Албании, были уничтожены и, следовательно, не могут быть использованы для проведения более детального анализа. Не было проведено никаких последующих расследований этого вопроса, который бывший Обвинитель МТБЮ посчитала тем не менее достаточно серьезным, чтобы усмотреть необходимость сообщить о нем общественности в своей книге[711]. 9. Во время решающей фазы вооруженного конфликта НАТО стала наносить воздушные удары, в то время как ОАК, де-факто союзники международных сил, проводила наземные операции. После ухода властей Сербии международные органы, ответственные за безопасность в Косово, в значительной степени полагались на политические силы, находящие у власти в Косове, в основном представленные бывшими лидерами ОАК. 10. Международные организации, действующие на территории Косова, предпочитали прагматичный политический подход, придерживаясь точки зрения, что им необходимо содействовать краткосрочной стабильности любой ценой, тем самым принося в жертву некоторые важные принципы правосудия. В течение долгого времени не делалось ничего, чтобы расследовать доказательства причастности членов ОАК к совершению преступлений против сербского населения и против некоторых косовских албанцев. Сразу после завершения конфликта, когда фактически ОАК контролировала практически полностью ситуацию в регионе, много счетов было сведено между различными группировками и против тех, кого считали – без суда и следствия – предателями, потому что их подозревали в сотрудничестве с сербскими властями, ранее контролировавшими Косово. 11. EULEX, которая в конце 2008 г. приняла на себя выполнение некоторых функций в области правосудия, ранее осуществляемых структурами ООН (МООНК), унаследовала сложную и деликатную ситуацию, особенно в сфере борьбы с организованной преступностью: неполные учетные записи и архивы, утерянные документы, несобранные показания свидетелей. Следовательно, вполне возможно, что большое число преступлений и впредь будут оставаться безнаказанными. Не проводится никаких или никаких детальных расследований деятельности организованной преступности и ее связи с представителями политических институтов или в отношении военных преступлений, совершенных против сербов и косовских албанцев, считавшихся коллаборационистами или соперниками наиболее влиятельных группировок. Последний из названных вопросов и сегодня до сих пор является настоящим табу в Косове, хотя все обсуждают эту тему в частных беседах, но очень осторожно. EULEX совсем недавно, по-видимому, удалось добиться успеха в этом отношении, и остается надеяться, что политические соображения не будут препятствовать этой работе. 12. Команда международных обвинителей и следователей в рамках миссии EULEX, ответственная за расследование обвинений в бесчеловечном обращении, включая те, которые имеют отношение к предполагаемым случаям незаконной торговли органами, добилась успехов, особенно в вопросе подтверждения существования секретных мест лишения свободы ОАК в Северной Албании, где, как утверждается, происходили случаи бесчеловечного обращения и даже убийства. Однако албанские власти не осуществляют желаемого сотрудничества со следствием. 13. Из-за ужасающих преступлений, совершенных сербскими властями, которые вызвали крайне сильную реакцию по всему миру, сложились настроения, которые также нашли отражение в позиции некоторых международных организаций и которые основаны на предположении, что преступления совершала неизменно только одна сторона, а другая сторона выступала жертвой, являясь тем самым непременно безвинной. Реальность менее однозначна и более запутанна. 14. Ассамблея решительно подтверждает необходимость абсолютно бескомпромиссной борьбы с безнаказанностью тех, кто грубо нарушает права человека, и выражает желание подчеркнуть, что тот факт, что они были совершены в условиях вооруженного конфликта, никогда не может оправдать решения воздержаться от привлечения к ответственности любого, кто совершил эти действия (см.: Резолюция № 1675 (2009 г.)). 15. Не может и не должно быть одной справедливости для победителей и другой – для проигравших. Всякий раз, когда происходит конфликт, все преступники должны преследоваться по закону и должны быть привлечены к ответственности за совершенные незаконные действия, к какой бы стороне они ни принадлежали и вне зависимости от их политической роли. 16. Вопрос, который с гуманитарной точки зрения остается наиболее острым и чувствительным, это вопрос о пропавших без вести лицах. Из более чем 6000 исчезнувших, в отношении которых Международным комитетом Красного Креста были открыты дела, были найдены живыми приблизительно 1400 человек, и было обнаружено и опознано около 2500 тел. В основном это были жертвы среди косовских албанцев, найденные в массовых захоронениях в регионе под контролем Сербии и в Косове. 17. Уровень сотрудничества между международными организациями, с одной стороны, и органами Косова и Албании – с другой, чтобы установить судьбу пропавших без вести, до сих пор явно недостаточный. В то время как Сербия в конечном счете оказывала сотрудничество, оказалось гораздо сложнее проводить раскопки на территории Косова, и невозможно, по крайней мере до настоящего времени, на территории Албании. Особенно остро ощущается недостаток сотрудничества со стороны властей Косова в вопросе поиска почти 500 человек, которые после окончания конфликта официально признаны пропавшими без вести. 18. Рабочая группа по пропавшим без вести лицам под руководством Международного комитета Красного Креста и Управления EULEX по пропавшим без вести нуждается в полной и безоговорочной поддержке международного сообщества, для того чтобы преодолеть нежелание сотрудничать, исходящее с обеих сторон. Узнать правду и позволить семьям жертв наконец скорбеть – это ключевое условие для примирения между этими сообществами и мирного будущего в этом балканском регионе. 19. В свете вышеизложенного Ассамблея призывает: 19.1. государства – члены ЕС и другие страны-участницы: 19.1.1. предоставить миссии EULEX необходимые ей ресурсы в вопросах логистики и высококвалифицированных кадров, чтобы справляться с необычайно сложной и важной ролью, возложенной на нее; 19.1.2. поставить перед миссией EULEX четкую цель и предоставить ей политическую поддержку на самом высоком уровне, чтобы бескомпромиссно бороться с организованной преступностью и обеспечить осуществление правосудия без каких-либо соображений политической целесообразности; 19.1.3. выделить все ресурсы, необходимые для открытия действенных программ защиты свидетелей; 19.2. EULEX: 19.2.1. продолжать упорно проводить расследования, не принимая во внимание должностей, занимаемых вероятными подозреваемыми, или происхождение жертв, делая все возможное, чтобы пролить свет на исчезновения людей, связанные с преступлениями, следы незаконной торговли органами; коррупцию и тайный сговор между организованными преступными группировками и политическими кругами, на что так часто жалуются; 19.2.2. принять все необходимые меры, чтобы обеспечить эффективную защиту свидетелей и добиться их доверия; 19.3. МТБЮ всецело сотрудничать с EULEX, особенно предоставляя информацию и предметы доказательств в его распоряжении, которые могут помочь ЕиЬЕХ привлечь к ответственности лиц, совершивших преступления в ее юрисдикции; 19.4. власти Сербии: 19.4.1. принимать все усилия, чтобы поймать лиц, до сих пор разыскиваемых МТБЮ за военные преступления, особенно генерала Ратко Младича и Горана Хаджича[712], чья безнаказанность до сих пор представляет серьезное препятствие в процессе примирения и на которую зачастую ссылаются власти других стран, чтобы оправдать нежелание предпринимать судебные действия самостоятельно; 19.4.2. тесно сотрудничать с EULEX, особенно передавая любую информацию, которая может помочь раскрыть преступления, совершенные во время и после завершения конфликта в Косово; 19.4.3. принимать необходимые меры, чтобы предотвратить утечку в прессу информации о расследованиях в отношении Косова, утечку, которая наносит ущерб сотрудничеству с другими странами и объективности и надежности расследований; 19.5. власти Албании и Администрацию Косова: 19.5.1. сотрудничать всецело с EULEX и властями Сербии в рамках процедур, направленных на то, чтобы узнать правду в отношении преступлений, совершенных в Косово, независимо от известного или предполагаемого происхождения подозреваемых и жертв; 19.5.2. в частности, принимать меры по запросам со стороны EULEX об оказании правовой помощи в отношении преступных действий, которые, как утверждается, произошли в лагерях ОАК в Северной Албании; 19.5.3. начать серьезное и независимое расследование, для того чтобы раскрыть полную правду в отношении обвинений, иногда определенных и конкретных, в существовании секретных мест заключения, где, как предполагается, бесчеловечно обращались с заключенными из Косова сербского или албанского происхождения во время или сразу после завершения конфликта; расследование должно распространиться также на проверку не менее конкретных обвинений в незаконной торговле органами, которые, как утверждается, имели место в тот же самый период, причём некоторые из случаев – на территории Албании; 19.6. все государства – члены Совета Европы и заинтересованные государства-наблюдатели: 19.6.1. отвечать без лишнего промедления на запросы об оказании правовой помощи, с которыми к ним обращаются EULEX и власти Сербии в рамках своих текущих расследований в отношении военных преступлений и незаконной торговли органами; отсроченный ответ на подобные запросы непостижим и неприемлем ввиду важности и крайней необходимости международного сотрудничества, чтобы решать подобные серьёзные и опасные проблемы преступности; 19.6.2. сотрудничать с EULEX в ее усилиях защищать свидетелей, особенно, когда заинтересованные лица более не могут продолжать жить в регионе и поэтому должны принять новую идентичность и найти новую страну проживания. 20. Ассамблея, осознавая, что незаконная торговля человеческими органами является сегодня серьезной общемировой проблемой и явно противоречит основополагающим нормам в сфере прав человека и человеческого достоинства, приветствует и разделяет выводы совместного исследования Совета Европы и ООН, опубликованного в 2009 г. Она, в особенности, соглашается с выводом о том, что необходимо разработать международный правовой инструмент, который дает определение незаконной торговли человеческими органами, тканями и клетками и предусматривает принятие мер, для того чтобы предотвратить подобную незаконную торговлю и защитить ее жертв, а также мер уголовно-правового характера, чтобы привлечь к ответственности лиц, совершивших эти преступления.
![]() |