Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава III. Законы тогда можно обсуждать, когда они вводятся, но не после того, как они были введены



Грациан. Законы вводятся при обнародовании; приобретают прочность, когда закрепляются привычками применяющих их. Так как некоторые законы, противоположные привычкам, при­

 

меняющих их, оказались ныне лишенными силы, сами законы утверждаются привычками применяющих их...

Часть IV. Грациан. Не порицают как виновных в наруше­ниях тех, кто не соблюдает нечто, хотя и установленное закона­ми, но все же не закрепленное общим употреблением. Вообще же неповинующиеся им [канонам] теряют собственную должность, поскольку тем, кто не в состоянии повиноваться святым канонам, приказывают полностью оставить принятое служение; если толь­ко кто-нибудь не скажет, что это было установлено не в качестве декрета, а предписано как поучение. Ведь декрет предписывает необходимое, а поучение побуждает свободную волю.

Различение VIII. Грациан

Часть I. Естественное право отличается от обычая и уста­новления. Ведь, согласно естественному праву, все является общим для всех. Как известно, это соблюдалось не только меж­ду теми, о которых мы читаем: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32) и т. д., но сохра­нялось и в предшествующее время философами. Так, сообщают, что у Платона справедливейшим образом было устроено то госу­дарство (civitas), где никто не ведал собственнических жела­ний. Согласно же праву обычая или установления, это является моим, а то — чужим.

Поэтому Августин сказал в комментарии на Иоанна (VI, 1, 25):

Глава I. Согласно божественному праву, все является общим для всех: согласно же праву установления, это есть мое, а то — чужое

«По какому же праву ты будешь защищать церковные вил­лы, по Божественному или по человеческому? Божественное право мы имеем в писаниях, человеческое право — в законах королей? На каком основании кто-либо владеет тем, чем владе­ет? Разве не по человеческому праву? Ведь по Божественному праву, «Господня — земля и что наполняет ее» (Глава 23, 1). Бедных и богатых Бог сотворил из одной и той же глины, и бедных и богатых одна и та же земля носит. Тем не менее по человеческому праву говорят: эта вилла моя, этот дом мой, этот серв мой. Законы людей есть законы императоров. Почему? Поскольку Бог дает человеческие законы роду человеческому

 

 

через императоров и царей (reges) мира... § 1. Упраздни законы императоров, и кто тогда осмелится сказать: эта вилла моя, этот дом мой, этот серв мой... § 2. Пусть читают законы, где импера­торы ясно предписывали, чтобы те, кто пребывая вне общности католической церкви, присваивают себе имя христианское и при этом не хотят в мире почитать творца мира, не осмелятся чем-либо владеть под именем церкви. § 3. Однако что общего между нами [т. е. Церковью] и императором? Но уже сказал, что речь идет о человеческом законе. Ведь Апостол хотел, чтобы царям служили, хотел, чтобы царей почитали, и сказал: «Царя чтите» (1 Пет. 2, 17). Не говорите, что [общего] между мной и царем? Что же [общего] между тобой и владением? Владения имеют благодаря законам царей...»

Часть II. Грациан. Естественное право достоинством прямо превосходит обычай или установление. Что бы ни было усвоено обычаями или содержалось в рескриптах, если будет противоре­чить естественному праву, должно восприниматься как лживое и ошибочное.

Поэтому Августин и сказал в «Исповеди» (III, 8):

Глава II. Никому не дозволяется нарушать естественное право...

§ 1. «Если же Бог приказывает что-нибудь делать вопреки чьим бы то ни было обычаям или установлениям, то это долж­но быть сделано, хотя бы там никогда так не делали; если же это не было заведено, то должно быть введено. § 2. Если же царю в государстве (civitas), которым он правит, дозволено отдавать приказания, которых до него никто, ни сам он раньше не отдавал и повиновение ему не является действием против сообщества государства — наоборот именно неповиновение будет поступком против сообщества [ибо во всех людских со­обществах условлено повиноваться своим царям], то тем более надлежит без всякого сомнения подчиняться тому, что прика­зывает Бог, царствующий над всем творением своим. Как в государственных сообществах людей большая власть поставля­ется над меньшей, чтобы та ей повиновалась, так и Бог стоит над всеми...»

Различение IX. Грациан

Часть I. То, что естественному праву подчиняется и уста­новление, подтверждается различными авторитетами.

 

Ведь сказал же Августин в письме к комиту Бонифацию [185]:



Просмотров 730

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!