Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ



В макроэкономике под рынком товаров и услугпонимается совокупность отношений, связанных с куплей-продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода и предназначенных для конечного использования.

Поскольку вся сумма созданных в стране конечных товаров и услуг измеряется показателями общественного продукта, исчисленными на основе системы национальных счетов, рынок товаров и услуг в его макроэкономической интерпретации может быть определен как совокупность отношений по поводу купли-продажи произведенного в стране общественного продукта.

В составе отношений, представляющих в своем единстве рынок товаров и услуг,могут быть выделены следующие группы:

– отношения, определяющие решения макроэкономических субъектов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) об объеме покупаемых конечных товаров и услуг;

– отношения, характеризующие решения фирм об объемах производства конечных товаров и услуг;

– отношения купли-продажи, складывающиеся между покупателями и продавцами на самом рынке. При анализе рынка товаров и услуг эти отношения рассматриваются либо в статическом аспекте(как решения экономических субъектов, принимаемые в неизменных экономических условиях), либо в аспекте сравнительной статистики(как реакция субъектов рынка на изменение экономических условий).

Рынок товаров и услуг является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков.Результаты и закономерности его функционирования во многом определяют состояние других рынков.

В свою очередь конъюнктура и механизм функционирования рынков труда, денег, ценных бумаг, международного валютного рынка и международного рынка капитала оказывают прямое и обратное воздействие на рынок товаров и услуг.

Для анализа всей совокупности прямых и обратных связей между отдельными рынками в рамках их единой системы используются макроэкономические модели общего экономического равновесия.Эти модели позволяют установить следующий характер макроэкономических взаимосвязей рынка товаров и услуг и остальных рынков:

рынок трудаопределяет формирование функции совокупного предложения на рынке товаров и услуг. В свою очередь совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном периоде может оказывать определяющее воздействие на формирование спроса на труд;

рынки денег (национальной валюты)и ценных бумаг оказывают влияние на рынок благ путем воздействия на формирование функций совокупного спроса. В то же время параметры равновесного состояния рынка благ (уровень цен, объем продаж) или происходящий на нем процесс приспособления к состоянию равновесия влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги, а также на величины спроса и предложения на рынке ценных бумаг;

международные финансовые рынкив открытой экономике непосредственно влияют на совокупный спрос на товары и услуги. Существование устойчивой взаимосвязи между отдельными рынкамив рамках единой системы должно учитываться при осуществлении макроэкономической политики государства.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС

В макроэкономике под совокупным спросомпонимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в составе совокупного спросавыделяют следующие основные элементы:– потребительские расходы домохозяйств (С);– инвестиционные расходы частного сектора (/);– государственные закупки (б);– чистый экспорт (NX).В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных расходов.Большую часть совокупного спросасоставляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением.Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.Под инвестиционными расходами понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг.Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны.Чистый экспортпредставляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).Существует еще три основных эффекта, способных повлиять на изменение величины совокупного спроса:эффект процентной ставки.При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;– эффект богатствасостоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;– эффект импортных закупок.Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ

Сущность потребления как стадии процесса воспроизводствазаключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

При рассмотрении потребления как элемента совокупного спросаречь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализепроблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей.

Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде.

Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода,не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S,

где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов).

Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения.

В макроэкономическом планеособое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей,т. е. определяют функции потребления и сбережений.

К числу основных объективных факторов потребленияотносятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей.

В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д.

Среди всех перечисленных факторов наиважнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом.

Предельная склонность к потреблению (С) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода.

Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению.Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений.

Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода.

Наряду с понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению».

Средняя склонность к потреблению – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу.

Средняя склонность к сбережению(норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу.



Просмотров 1060

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!