![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Управление качество обслуживания
Необходимость во множественном доступе к разделяемым вычислительным ресурсам обусловила создание распределенных систем. Со стороны конечного пользователя, такая система является не чем иным, как совокупностью сетевых служб, обеспечивающих возможность передачи, получения, обработки и хранения информации или доступа к необходимым ему услугам. Естественно, что для выполнения данных функций распределенная система должна не только предоставлять пользователю необходимые услуги, но и обеспечивать их должное качество — «качество обслуживания» (Quality of Service, QoS). Отношение QoS определяет взаимные обязательства между объектом и пользователем является способом выражения взаимосвязи требований и возможностей системы по обеспечению QoS
Управление QoS (QoS management) можно определить как совокупность действий, которые направлены на выполнение объектом требований по поддержанию необходимого уровня QoS, а так же процедур его контроля и администрирования. Управление QoS представляет собой любой вид деятельности, касающийся контроля, управления и администрирования QoS в рамках объекта и его компонентов. Для этого используются различные функции управления QoS (QMF, Quality Management Function), которые основаны на заложенных в объект требованиях к QoS и относятся к любой функции, предназначенной для удовлетворения требований пользователем к QoS. QMF определяется типом объектов, выполняемой функции, затрагиваемых характеристик, используемых механизмов, фаз управления и т. д., а самоуправление QoS включает следующие возможности: • установку (организацию) QoS по его характеристикам; • контроль наблюдаемых параметров QoS; • сигнализацию QoS; • поддержание необходимого уровня QoS; • управление объектами QoS; • запросы относительно некоторой информации или действия QoS; • предупреждения на основе событий, относящихся к управлению QoS. При реализации QMF необходимо рассматривать три основные фазы управления QoS: • фазе прогнозирования, предназначенной для предсказания поведения объекта с тем, чтобы он мог правильно включать механизмы QoS, создавая, как правило, запросы, касающиеся текущей загруженности элементов объекта, предыдущего достигнутого уровня QoS и т. д.; • фазе организации QoS, служащей для создания условий достижения определенных значений показателей качества, например, выражая требования на QoS, вступая в переговоры или возобновляя их, заключая соглашения по предоставляемому QoS и действиям, предпринимаемым в случае его снижения, и включая необходимые на рабочей фазе механизмы; • рабочей фазе QoS, предназначенной для слежения за выполнением достигнутых на фазе установления соглашений и выполнения действий при невозможности таких соглашений. Для соблюдения соглашения об уровне услуг в рамках систем управления (TMN, CORBA, NQMS и др.) в течение времени предоставления услуги осуществляется управление QoS, заключающееся в его поддержании на необходимом уровне и использующее такие механизмы, как: • управление доступом к объекту; • выделение ресурсов; • регулирование работы объекта; • опрос, предупреждение, фильтрация; • синхронизацию, обеспечивающую: o временное соответствие действий или событий; o гарантию реализации других механизмов целостности и связности. Первые два механизма служат для управления запросами на услугу и требуемыми для нее ресурсами, соответственно: • ограничивая посредством механизмов управления доступом приема запросов на услугу, что необходимо для предупреждения перегрузки ресурсов или нарушения текущих временных рамок; • осуществляя с помощью механизмов выделения ресурсов их перераспределение, например, в целях противодействия обнаруженной деградации QoS или для поддержки приоритетной активности объекта. Выбор показателей QoS требует предварительного установления их связи с непосредственно контролируемыми или получаемыми на их основе посредством расчетов параметрами QoS. В связи с этим следует различать: • единичный показатель QoS, который характеризует работу одного объекта или его компонента и получен путем расчета из соответствующих результатов контроля; • обобщенный показатель QoS, который характеризует работу объекта в целом и/или услугу и формируется из единичных показателей QoS; • интегральный показатель QoS, который характеризует объект с позиций предоставляемых услуг в части контракта QoS. На основании полученных показателей, выражаемых набором характеристик QoS, определяются возможности объекта по обеспечению QoS, которые позволяют установить связь предлагаемого QoS с показателями полученного QoS. Распределенная информационная система, в общем случае, может быть представлена пятью основными составляющими: предметной (enterprise), информационной (information), алгоритмической (algorithmic), конструкторской (engineering) и технологической (technology), каждая из которых характеризуется функциональностью, доступностью, совместимостью, управляемостью, защищенностью. Обобщенная модель исследования любой информационной системы может быть представлена в трехмерном виде (рис. 0) с поверхностями, отражающими область, цель и метод контроля применительно к тому или иному аспекту исследования, в данном случае — качеству обслуживания — QoS в электросвязи, и составляющими модели в виде секущих плоскостей соответствующих поверхностей. Предметная область определяет предметный аспект контроля распределенной системы, фиксируя требования к качеству и, следовательно, определяя возможный круг параметров и показателей по которым может или должен производиться контроль для обеспечения QoS по заданным характеристикам. Данная область определяет также и возможности по обеспечению QoS. Рис. 0 Модель исследования распределенной системы Так как приведенные составляющие распределенных систем могут иметь взаимные связи и ряд наборов утверждений соответствия с возможностями его контроля, в рассматриваемом контексте предметная плоскость будет охватывать требования к QoS на всю систему, информационная, алгоритмическая и конструкторская — требования к QoS на составляющие системы, а технологическая — на возможности обеспечения требуемого QoS. Естественно, каждое из этих требований имеет свои особенности, которые с позиций контроля QoS вызывают необходимость рассмотрения фундаментальных вопросов исследования, как самой системы, так и взаимодействия систем. Функциональность распределенной системы является наиболее важной характеристикой, так как определяет назначение и особенности предметной области. Функциональность объекта включает описание входной информации, результатов ее обработки, а также используемые для получения необходимого результата процессы и их характеристики. Отдельную группу описания объекта составляет ряд аспектов, которые не учитываются его функциональностью. Эти аспекты включают использование и распределение ресурсов, определяя так называемую доступность объекта, характеризующую возможность установления требуемых характеристик связи в зависимости от ресурсов объекта с вероятностью суммарных потерь попыток установления связи, не превышающей предопределенного значения. Доступность объекта — это вероятность Управляемость системы характеризует возможности прямого управления системой, ее мониторинга, а также изменения и даже создания новых функциональных характеристик. Чем выше управляемость системы, тем выше вероятность обеспечения наилучшего ее функционирования, что непосредственно связано с понятием качества.
![]() |