![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
АКСЕЛЕРАЦИЯНачало формыКонец формы
Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др. ) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривают: большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия; более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия; более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия; увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим; половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин, 1985). На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первому относятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений для этой возрастной группы, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину. Для объяснения процесса акселерации в настоящее время предложен ряд теорий (Ю. П. Лисицын, Из большого числа морфологических и функциональных признаков для оценки физического развития детей и подростков в каждом возрасте используются различные критерии. Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оценке физического развития в настоящее время принято верифицировать и биологический возраст. Известно, что отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными. Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы. Для оценки физического развития детей использовались различные методы: метод индексов, сигмальных отклонений, оценочные таблицы-шкалы регрессии и в последнее время — центильный метод. Антропометрические индексы представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных формулами. Доказана ошибочность использования индексов для оценки физического развития растущего организма, поскольку в результате исследований возрастной морфологии показано, что отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно, а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Широко используемые в настоящее время для оценки физического развития детей метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении соответствия исследуемой выборки закону нормального распределения. Между тем исследование формы распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др. ) указывает на асимметрию их распределения, чаще правостороннюю. В силу этого границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая истинный характер оценки. 54. Гигиена детей и подростков — отрасль профилактической медицины, которая разрабатывает и обосновывает нормативы гигиенически полноценной среды обитания растущего организма для обеспечения формирования и сохранения здоровья детей и подростков. Целью гигиены является нормирование факторов среды учреждений воспитания и образования.Детство — оптимальный период онтогенеза для профилактической работы с получением хороших результатов.К категории детей и подростков относят лиц в возрасте от рождения до 18 лет.Гигиену детства выделяют в самостоятельную научную дисциплину по следующим причинам. Интенсивный рост и развитие в первые два десятилетия онтогенеза формируют специфические особенности организма ребенка и подростка. Детский контингент имеет высокую социальную значимость, поскольку дети и подростки составляют значительную часть населения любой страны.В любом государстве существует система обучения и воспитания детей и подростков, для чего создается сеть образовательных учреждений. Их деятельность нуждается в гигиенической регламентации и медицинском обеспечении. Это связано, во-первых, с тем, что на каждом этапе развития дети имеют морфологические и функциональные свойства организма, которые не только количественно, но и качественно отличают их от взрослого человека. Рост — это увеличение продольных, поперечных, объемных размеров тела и отдельных его частей. Развитие — постепенное усложнение и дифференцировка морфологического строения, а также функций органов и систем ребенка. Незавершенность и напряженность процессов роста и развития обусловливают высокую пластичность детского организма и его уязвимость даже к минимальным неблагоприятным факторам окружающей среды, которые снижают способность к обучению, могут вызвать нарушения в здоровье и заболевания. Нарушения питания, экологическая интоксикация, дефекты воспитания повышают риск заболеваний в дальнейшей их жизни, снижения трудоспособности и появления различных жизненных проблем.Во-вторых, мировая демографическая статистика расценивает численность детей младше 15 лет как показатель «молодости» страны, ее будущий трудовой и репродуктивный потенциал. В России и многих европейских странах численность детей постоянно уменьшается из-за снижения рождаемости. В 2001 г. Россия занимала одно из последних мест по мировой статистике: доля детей младше 15 лет в общей структуре населения нашей страны составляет только 18 % при мировом показателе 30 %. Для сравнения приведем коэффициент «молодости» (%) в разных странах (2001 г.): США — 21; Англия, Швеция, Франция, Канада — 19; Германия — 16; Уганда — 51; Индия — 36; Индонезия — 31.Структура непрерывности и преемственности уровней образования в России представлена дошкольным, общим средним (начальным, основным, полным), начальным профессиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным и постдипломным образованием. Одной из важнейших задач системы образования является формирование и сохранение здоровья детей и подростков. Таким образом, рост и развитие определяют специфичность гигиены детей и подростков, поэтому ее называют возрастной гигиеной; на особенностях роста и развития базируются принципы нормирования в гигиене детей и подростков. Гигиеническая регламентация в образовательных учреждениях основана на следующих принципах: • гигиенические нормы факторов окружающей среды должны соответствовать уровню зрелости организма; • гигиенические нормы меняются на разных возрастных этапах развития, смена норм для разных факторов происходит неодновременно; • нормирование должно не только обеспечивать сохранение и укрепление здоровья, но и создавать возможности для будущих этапов онтогенеза. Тренирующий и стимулирующий эффект нормативов благоприятен для дальнейшего здоровья человека. Гигиена детей и подростков как наука изучает следующие проблемы: мониторинг здоровья детей в организованных коллективах; гигиена деятельности, отдыха детей и подростков; гигиена строительства и оборудования детских учреждений; гигиена питания детей и подростков; гигиена работающего подростка; формирование здорового образа жизни (гигиеническое воспитание). Гигиена детей и подростков связана со многими другими науками, прежде всего с отраслями гигиены (гигиена питания, труда, коммунальная гигиена и др.), возрастной морфологией и физиологией, педиатрией, педагогикой и психологией, эпидемиологией, архитектурой, строительством и другими техническими дисциплинами. Немаловажное значение имеет изучение факторов риска здоровья детей и подростков. Применительно к состоянию здоровья риск — это совокупность условий, которые допускают вероятность утраты здоровья, формирований хронической патологии, прогрессирования болезни, инвалидизации и преждевременной смерти человека. Выделяют медико-социальные, биологические и экологические факторы риска роста и развития детей. К группе медико-социальных факторов относятся неудовлетворительное качество питания, рост распространенности вредных привычек и асоциальных форм поведения, рост числа лиц с болезнями, передающимися половым путем, высокая гинекологическая заболеваемость девочек и женщин, рост числа юных матерей, неудовлетворительный уровень санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений и семейного воспитания, некачественные стандарты медицинского обеспечения. Среди биологических факторов наиболее тревожными являются неудовлетворительное состояние здоровья родителей, особенно женщин, а также увеличение числа новорожденных с патологией. Факторы, ухудшающие качество окружающей среды, относятся к группе экологических. 55. Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Организация обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления. 56.К дошкольным организациям относятся организации следующих видов:- детский сад;- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, оздоровительных мероприятий и процедур;- детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениямиобслуживания в любом сочетании);- центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.1.5. В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.1.6. В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованиям настоящих санитарных правил (глава XI).лительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон: до 3 - 4 часов без организации питания и сна;- до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;- более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей.1.7. Здания дошкольных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к торцам жилых домов, встроенными в жилые дома и встроено-пристроенными к торцам жилых домов.1.8. Допускается совмещение дошкольных образовательных организаций с общеобразовательными учреждениями в единый комплекс (детский сад - школа).1.9. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. При комплектовании групп вместимостью до 80 детей оптимальным является:- две смешанные группы детей смежного возраста (ясельная, дошкольная);- две смешанные группы детей смежных возрастов и однаподготовительная.1.10. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из их предельной наполняемости:1.10.1. Для ясельного возраста:- от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек;- от 1 года до 3 лет - не более 15 человек;- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек.1.10.2. Для дошкольного возраста:- для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек);- разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек;- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек)1.11. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации компенсирующей направленности устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста. Предельная наполняемость групп для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, должна быть не более:III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций3.1. Территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации.При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами в целяпредупреждения возникновения отравлений среди детей, и колючих кустарников.Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При размещении территории дошкольной образовательной организации на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.Допускается сокращение площади озеленения деревьями и кустарниками в районах Крайнего Севера с учетом климатических условий.3.2. На сложных рельефах местности предусматривается отвод паводковых и ливневых вод от территории дошкольной организации для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.3.3. Территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли.3.4. На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны:- игровая зона;- хозяйственная зона.Расстояние между игровой и хозяйственной зоной должно быть не менее 3 м.3.5. Зона игровой территории включает в себя:- групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв.м на 1 ребенка дошкольноговозраста и с соблюдением принципа групповой изоляции;- физкультурную площадку (одну или несколько).3.6. Групповые и физкультурные площадки дошкольных организаций должны иметь продолжительность инсоляции не менее 3 часов не менее чем на 50% площади каждой площадки.Уровни шума на территории дошкольных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки.3.7. Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) - дощатым. Возможно выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей.3.8. Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.3.9. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м.Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей.3.9.1. Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. 58.Работа врача-педиатра в детском саду Должность врача в штатных расписаниях детских садов чаще всего не предусмотрена. Поэтому график работы и обязанности специалиста определяет главный врач детской поликлиники, к которой относится дошкольное учреждение.Работа врача-педиатра в детском саду строится на основании Положения о враче-педиатре детской городской поликлиники по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольном учреждении (приложение 14 к приказу Минздрава СССР от 19.01.1983 № 60).В связи с введением страховой медицины врач-педиатр в детском саду выполняет следующие обязанности:проводит осмотр вновь пришедших детей и детей, вышедших после болезни; осматривает детей перед вакцинацией и контролирует проведение прививок медицинской сестрой дошкольного образовательного учреждения согласно Национальному календарю профилактических прививок, утв. приказом Минздрава России от 27.06.2001 № 673; осматривает детей при подозрении на острое (инфекционное) заболевание и определяет карантинные мероприятия; участвует в диспансеризации детей 3-, 5-, 6- и 7-летнего возраста; составляет и сдает отчетность в дошкольно-школьное отделение (далее – ДШО) детской поликлиники (анализ диспансеризации, учет движения детей по группам здоровья, отчетность по хроническим патологиям). Проведение диспансеризации воспитанников дошкольного образовательного учрежденияДиспансеризация детей в дошкольном образовательномучреждении проходит по утвержденному заведующим ДШО детской поликлиники графику. В проведении диспансеризации участвуют все имеющиеся в детской поликлинике врачи-специалисты, которые по результатам осмотра ребенка делают записи в его медицинской карте и должны внести заключение в Паспорт здоровья ребенка.В свою очередь, дошкольное образовательное учреждение обязано выделить помещение и инвентарь для организации работы по проведению целевой диспансеризации воспитанников. Обучение медицинского персонала дошкольного образовательного учрежденияОбучение медицинского персонала детского сада также проводит детская поликлиника. Результатом обучения является получение допуска к выполнению прививок.Ежемесячно поликлиника согласно плану проводит следующие тематическиеучебные курсы:медицинская отчетность;детские инфекции;проведение вакцинации;профилактика простудных заболеваний и т. д.Нормативные документыНациональный календарь профилактических прививок, утв. приказом Минздрава России от 27.06.2001 № 673 (ред. от 09.04.2009) Медицинская карта для образовательных учреждений, утв. приказом Минздрава России от 03.07.2000 № 241 Приказ Минздрава СССР от 19.01.1983 № 60 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах" (ред. от 05.05.1999) Паспорт здоровья ребенка, утв. приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 24.07.2006 № 283 59. Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину.Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании — содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:* наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихсяфизическими упражнениями и спортом;* наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленностизанимающихся;* предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.);* надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий,* предупреждение спортивных травм, также их лечение.
![]() |