![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Классическая и холотропная модели сознания
В исследовании психики и разума человека наибольших успехов в XX веке достигли нейрофизиология, психоанализ и кибернетика. Вселенная расширяется с огромной скоростью, и континенты раздвигаются со скоростью, которую можно зафиксировать только самыми точными приборами. Но информация (прежде всего научная) уплотняет все многообразие мира в точку (в теории ноосферы Тейяра де Шардена это точка Омега), и несмотря на то, что континенты становятся все дальше друг от друга, средства связи все теснее соединяют их. Такова диалектика жизни. В процессе совершенствования механизма реагирования на воздействия окружающей среды психика все более усложнялась, что в конечном счете привело к появлению того, что является главным отличием человека от всех других видов жизни, — сознания. Возможно, уплотнение информации весьма способствовало появлению сознания, которое затем, развиваясь и вбирая в себя все больше и больше, как бы расширялось, наподобие расширения Вселенной, но не в физическом, а в духовном смысле. Процесс развития психики и сознания носит название психогенеза. Постулаты психогенеза, по X. Дельгадо, таковы: 1. Создав сознание, эволюция стала управлять собой. 2. Разум — один из механизмов обратной связи между организмом и средой. 3. Человек представляет собой функциональное единство сенсорной информации, поведенческих реакций и процессов, происходящих в мозгу. 4. В момент рождения сознания не существует. 5. Сознание не может возникнуть без притока сенсорной информации. Над человеком довлеет наследственность и воспитание. 6. Над человеком довлеет наследственность и воспитание. 7. Индивидуальность человека — это приобретенные функции. 8. Цель воспитания — в создании психических функций индивидуума. 9. Воспитание не должно быть авторитарным, но контроль необходим. 10. Символы окружающего мира материализуются в мозгу как молекулярные изменения структуры нейронов. 11. Свобода — результат развития цивилизации. 12. Сделай самого себя. 13. Управление психикой приводит нас к психоцивилизации. 14. Управление гигантскими силами требует развития психических свойств. Исследования последних лет в области изучения сознания человека, связанное с использованием гипноза и психотропных средств, позволили, однако, С. Грофу сделать выводы, которые во многом противостоят классической модели сознания и человека. В соответствии с классической моделью: 1. Границы человеческого организма абсолютны и совпадают с поверхностью кожи. 2. Коммуникация и приобретение информации требуют участия сенсорных органов и известных видов энергии. 3. Умственная деятельность состоит в перекомбинировании сенсорной информации (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах). 4. Хранение в памяти осуществляется на основе материального субстрата — мозговых клеток и цепей генов. 5. Духовный опыт сводится к исходному нарциссизму, жажде «океанического чувства» и другим младенческим переживаниям. 6. Сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических процессов, происходящих в нем. 7. Симптомы психического заболевания надо ликвидировать с помощью лекарств. 8. Во время патологического процесса внутренние гомеостатические и целительные механизмы организма бездействуют. 9. Лечение психических заболеваний следует проводить электрошоком, инсулиновой блокадой, психофармакологическими средствами, вербальной психотерапией (метод свободных ассоциаций, беседа, разрушение стереотипов). 10. В процессе лечения терапевт активен, пациент пассивен. Врач — эксперт, он все знает. 11. Цель лечения—преодоление симптомов болезни и дискомфорта. Напротив, в соответствии с так называемой холотропной моделью сознания С. Грофа: 1. Человек имеет бесконечное поле сознания, выходящее за пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей; он соизмерим со всею целостностью бытия. 2. Для коммуникации и получения информации не обязательны сенсорные каналы и известные виды энергии. 3. Психика включает весь опыт эволюции Вселенной (в том числе смерть и коллективное бессознательное). В каждом человеке есть все. 4. Память может существовать без материального субстрата. 5. Духовный опыт является универсальным; продолжает информацию, полученную в измененных состояниях сознания, и несводим к регрессивным состояниям. 6. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем. 7. Симптомы болезни следует поддерживать (принцип гомеопатии), так как наличие их свидетельствует о возможности решения проблемы, вставшей перед организмом. 8. Гомеостатические и целительные механизмы всегда играют решающую роль и необычные состояния сознания активизируют их силу. 9. Лечение осуществляется с помощью сеанса изменения сознания (духовное исцеление, исцеление через транс, ритуалы перехода, мистерии смерти и возрождения и т. п.). 10. Терапевт только помогает в процессе исцеления установить связь между Эго и высшим Я. Источник исцеления — сам пациент. 11. Цель лечения — глубокая трансформация личности и смена фундаментальных ценностей человека. По-настоящему здоров тот, кто приходит к чувству планетарного единства, экологической озабоченности и необходимости служения. Какими бы удивительными ни казались максимы холотропной модели сознания, прослеживаются определенные параллели между ними и современными физическими представлениями. 1. Поле сознания выходит за трехмерное пространство и линейное время (в физике: пространство — время не трехмерно и не линейно). 2. Отсутствует однозначный детерминизм (в физике: внедрение вероятностных представлений). 3. Память, как и энергия может существовать без материального субстрата (в физике: масса покоя может быть равна нулю). 4. Поле сознания бесконечно (в физике: принцип дальнодействия). 5. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем (в физике: «свобода воли» электрода). 6. Вселенная предполагает участие космического разума как решающего фактора развития. Сознание — исходный атрибут существования (в космологии: антропный принцип).
![]() |