![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Организация и руководство преддипломной практикой
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «Управление и экономика предпринимательства»
Методические указания По выполнению преддипломной практики Для студентов специальности 080507.65 Менеджмент организации Всех форм обучения
Уфа 2008 Составитель: Г.Н. Овчинникова, Т.И. Пашкина, И.М. Шарипова, Н.У. Ибрагимова
УДК 005 М 54
Методические указания по выполнению преддипломной практики для студентов специальности 080507.65 Менеджмент организации / Сост.: Г.Н. Овчинникова, Т.И. Пашкина, И.М. Шарипова, Н.У. Ибрагимова. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. – 48 с.
В программе и методических указаниях изложены цели, содержание и задачи преддипломной практики, требования к выполнению программы практики и содержанию отчета. Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности 080507.65 Менеджмент организации.
Рецензент: канд. экон. наук, доц. Г.Б. Хафизова
© Овчинникова Г.Н., ПашкинаТ.И., Шарипова И.М., Ибрагимова Н.У., 2008 © Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения Преддипломная практика студентов УГАЭС дневного обучения факультета экономики и управления по специальности 080507.65 Менеджмент организации является важнейшей частью профессиональной подготовки кадров в области менеджмента на предприятиях различных организационно-правовых форм. Преддипломная практика является подготовительной стадией к разработке дипломного проекта и проводится в 10 семестре для студентов дневного отделения, в 7 семестре для студентов, обучающихся по сокращенной программе, в 11 семестре для студентов заочного отделения. Цели и задачи преддипломной практики Цель практики - подготовка студента как к выполнению дипломного проекта, так и будущей трудовой деятельности. Задачи практики: - комплексное изучение экономики, организации, управления, техники и технологии объекта прохождения практики в условиях функционирования рыночных отношений в тесной взаимосвязи с темой дипломного проектирования; - характеристика объекта, социально-экономический и технологический анализы его работы за пятилетний период; - сбор, систематизация и обобщение материалов для разработки дипломного проекта - получение новых знаний и приобретение практических навыков делового предпринимательства. В результате изучения всех сфер деятельности организации, его технико-экономических показателей и анализа коньюктуры рынка студентам предлагается: - провести социально-экономический анализ деятельности предприятия, и дать обоснованную оценку его производственно-хозяйственной деятельности; - выявить имеющиеся на предприятии резервы; - сформулировать предложения о мерах повышения эффективности деятельности предприятия, совершенствования его управленческой, производственной и других видов деятельности.
Организация и руководство преддипломной практикой Преддипломная практика осуществляется в сроки, определенные графиком учебного процесса специальности и согласно государственного образовательного стандарта. Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляется кафедрой «Управление и экономика предпринимательства». Прохождение практики проходит под контролем руководителя дипломного проекта или руководителя практики от института. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области управления организацией, назначенных руководством предприятия. Студенты направляются на места практики в соответствии с приказом ректора по институту о прохождении практики. Предварительно студенты должны: - ознакомиться с заданием на практику; - получить направление к руководителю дипломного проекта; - ознакомиться с требованиями к отчету по практике. Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он знакомит с правилами, нормами, процедурами и распорядком дня в организации, обеспечивает условия для выполнения студентами программы практики и сбора материала к дипломному проекту. Руководитель практики от вуза (кафедры): - консультирует студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе; - обеспечивает качество прохождения практики студентами в строгом соответствии с учебными планами и программой практики; - помогает в подборе и систематизации материала для разработки дипломного проекта; - по окончании практики организует защиту отчетов по практике. Руководитель практики от предприятия: - подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов в цеху, отделе, лаборатории; - обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и ТБ; - вовлекает студентов в научно-исследовательскую и рационализаторскую работу; - контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины; - организует совместно с руководителями практики от ВУЗа перемещение студентов по рабочим местам. Индивидуальное задание студенту выдает руководитель дипломного проекта в соответствии с темой дипломного проекта. Рекомендуется следующее распределение времени в рабочих днях:
Перед уходом на практику со студентами проводится общее организационно-методическое собрание, на котором указываются конкретные задачи прохождения практики и методы их решения. Студенты обеспечиваются программой практики, методической литературой и получают задание на дипломное проектирование. В качестве методических указаний студентам рекомендуется пользоваться разработанными кафедрой материалами по выполнению дипломного проекта. Учитывая специфику некоторых тем дипломных проектов, руководитель дипломного проектирования определяет перечень литературы и методических разработок по конкретному вопросу, рассматриваемому в теме дипломного проекта. Для руководства со стороны предприятия студент прикрепляется к одному из специалистов предприятия, который консультирует его по выполняемой работе, знакомит с необходимой документацией и систематически контролирует выполнение программы практики. Вся работа выполняемая по программе, а также по заданиям руководителя практики от предприятия, фиксируется в дневнике, который студент аккуратно ведет в период прохождения практики. Дневник ведется в календарной последовательности и систематически представляется на просмотр руководителю практики от института (Приложение 3). В конце практики дневник представляется на кафедру как составная часть отчета по практике. Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий. Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал. Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий. На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике (прил.2). Содержание отчета по практике
Содержание отчета по практике аналогично аналитической части дипломного проекта (глава 2).
4.1. Общая характеристика объекта исследования
Рекомендуется дать описание объекта исследования по следующим вопросам: - полное и сокращенное наименование организации; - год создания и основные этапы развития организации; - организационно-правовая форма, юридический статус (характер собственности организации, ее правовое положение, владельцы организации, тип объединения, в которое входит организация и ее положение в нем); - месторасположение исследуемой организации; - виды и географические сфера деятельности организации; - основные изменения в организационной и производственной структуре организации; - размер организации (по численности работников, объему товарной продукции), ее место в числе аналогичных фирм страны, региона, города; - основные финансово-экономические показатели деятельности организации; - особенности внутрипроизводственной деятельности; - специфика работы на рынке товаров и услуг; - производственно-технические и прочие связи с другими организациями; - другие аспекты, наиболее выгодно характеризующие организацию; - цели организации и существующие ограничения на ее деятельность. В случае, когда объектом исследования выбрано структурное подразделение, дополнительно указывается место и значение этого подразделения в структуре организации, условия его работы (в том числе снабжение ресурсами), связи с другими подразделениями, оцениваются результаты его производственно-хозяйственной деятельности.
4.2. Анализ организации управления объектом исследования
В данном подразделе проводится анализ сложившейся организационной структуры управления объектом исследования, определяется ее тип, степень ее прогрессивности, выявляются основные недостатки. Оценивается уровень использования современных методов управления. При обследовании и анализе управляющей системы целесообразно установить, какие цели поставлены перед ней и соответствует ли она решению стоящих перед организацией задач. Следует сопоставить фактическую численность аппарата управления с численностью производственного персонала; провести анализ состава управленческих процедур в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений; дать характеристику документооборота; показать техническое оснащение системы управления. Целесообразно установить, каким образом недостатки в организации управления влияют на уровень эффективности производства и качества работы. При необходимости углубленного анализа по этому направлению следует отразить как реализуются в деятельности организации основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Анализируя структуру управления организации следует попытаться установить излишние звенья управления и внести свои предложения по ее совершенствованию. Рекомендуется отразить распределение функций управления в подразделениях организации, распределение полномочий в системе управления и распределение кадров по звеньям и уровням управления. Целесообразно оценить стратегию и тактику управления: охарактеризовать виды управленческих решений и процесс подготовки и принятия управленческих решений; раскрыть информационное обеспечение менеджмента; дать характеристику видов документов и схемы их движения; указать применяемые информационные технологии и используемую компьютерную технику. В зависимости от темы дипломного проекта целесообразно подробнее остановиться на функциях, характеристике деятельности подразделений, занимающихся реализацией того аспекта исследования, который указан в формулировке темы дипломного проекта. 4.3. Управленческий анализ деятельности объекта исследования
Управленческий анализ проводится с целью выявления внутрипроизводственных факторов и причин, под воздействием которых сформировались конечные социально-экономические результаты деятельности организации. Устанавливаются резервы повышения эффективности деятельности объекта исследования. В процессе управленческого анализа могут быть проведены исследования по следующим направлениям: · анализ производства и реализации продукции (работ, услуг): изучение динамики объемных показателей производства и реализации, анализ выполнения плана производства и реализации продукции, анализ ассортимента, оценка ритмичности производства и реализации продукции; · анализ состава и динамики численности работников организации: анализ обеспеченности объекта исследования трудовыми ресурсами; анализ движения трудовых ресурсов; анализ производительности труда и трудоемкости продукции; анализ оплаты труда; · анализ использования основных фондов: оценка наличия, состава и структуры основных фондов; анализ движения основных фондов; анализ эффективности использования основных фондов; · анализ обеспеченности объекта исследования материальными ресурсами: анализ использования материальных ресурсов; анализ производственных запасов; анализ эффективности использования материальных ресурсов; · анализ себестоимости: анализ затрат на производство и реализацию продукции по калькуляционным статьям и экономическим элементам; анализ затрат на один рубль продукции. Оценка основных показателей хозяйственной деятельности объекта исследования проводится в динамике за два - три года и в течение отчетного периода. Анализ динамики исследуемых показателей проводится по текущим и сопоставимым ценам. Результаты анализа оформляются в табличной форме, расширенной аналитическими комментариями. Рекомендуемые формы аналитических таблиц приведены в приложении 4. 4.4. Финансовый анализ объекта исследования
Целью финансового анализа является получение информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности объекта исследования. Финансовый анализ основан на данных бухгалтерской отчетности. Основные направления финансового анализа: · оценка финансового состояния организации: наличие и размещение капитала; оценка структуры и динамики статей баланса; анализ структуры пассивов организации, ее финансовой независимости и степени финансового риска; анализ структуры активов организации и степени производственного риска; оценка структуры источников формирования оборотных активов; оценка платежеспособности организации и ликвидности активов ее баланса; оценка платежеспособности организации на основе изучения потоков денежных средств; оценка риска банкротства (несостоятельности) организации; · анализ финансовых результатов: оценка абсолютных показателей прибыли организации и их динамики; определение и оценка относительных показателей рентабельности и их динамики; определение влияния отдельных факторов на прибыль и рентабельность (факторный анализ); анализ безубыточности; · анализ деловой активности и эффективности: анализ показателей, характеризующих эффективность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Оценка основных финансовых показателей объекта исследования проводится в динамике за два-три года, в сопоставлении со средними и нормативными (рекомендуемыми) значениями по отрасли. Рекомендуемые аналитические таблицы приведены в приложении 4.
4.5. Маркетинговый анализ деятельности объекта исследования
В данном разделе дипломного проекта необходимо выявить положение организации в конкурентной среде и оценить его шансы на успех в перспективе. Целесообразно анализировать и в дальнейшем планировать деятельность организации не на всех рынках, а выделять стратегические поля деятельности, т.е. отдельные рыночно - продуктовые сегменты окружения, на которые организация имеет (или хочет получить) выход. Целью маркетингового анализа является изучение окружения организации с точки зрения отдельных опасностей, возможностей, которые вытекают из состояния такового окружения; определение потенциала успеха. Основные направления маркетингового анализа: · исследование тенденций изменения внешней среды: анализ всех существенных изменений внешнего окружения организации; оценка степени динамики и неопределенности внешней среды; выделение факторов внешней среды, представляющих угрозу (риск) для организации и возможности (шансы) для достижения поставленных целей; · изучение платежеспособного спроса на продукцию: анализ потребностей, потребителей; сегментация рынка; анализ факторов, формирующих спрос; эластичность спроса по цене и доходам потребителей; · оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня: функционально-потребительские свойства продукции; надежность, долговечность; конструктивные показатели; экологические показатели; показатели безопасности; патентно-правовые показатели; себестоимость продукции (услуг); цена на продукцию (услугу); формы сбыта продукции; · анализ рынков сбыта продукции: анализ динамики рынков сбыта и их доходности, анализ положения товаров на рынках сбыта; основные движущие силы отрасли; · анализ конкурентных сил в отрасли и их влияние на ее привлекательность: соперничество между фирмами внутри отрасли; новые конкуренты внутри отрасли; угрозы со стороны заменителей товара; сила поставщиков основных ресурсов; сила покупателей / потребителей; характеристика позиции основных конкурентов в отрасли; сопоставление преимуществ и недостатков позиции организации по отношению к основным конкурентам; факторы, обеспечивающие конкурентоспособность организации; · анализ ценовой политики: факторы, определяющие ценовую политику; сравнительный анализ уровня цен. Рекомендуемые формы таблиц для проведения аналитического исследования приведены в приложении 6. В зависимости от специфики объекта управления и темы дипломного проекта аналитические таблицы могут отличаться по объему, форме изложения и представления материала.
4.6. Выводы по анализу социально-экономического состояния организации
По итогам аналитического раздела выводы представляются в концентрированном виде по всем его пунктам. Следует выделить выявленные в результате проведенного анализа внутренние резервы организации, неиспользуемые возможности, сильные и слабые стороны, угрозы внешней среды. Определяются стратегические проблемы (задачи) организации. Дается краткая оценка состояния рассматриваемой темой дипломного проекта проблемы в организации. Материалы аналитического раздела являются основой для разработки проектной части дипломной работы (Приложение 4).
![]() |