![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели, задачи и предмет дисциплины
БЛОК Б ОБЩЕЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ Часть 1 Рабочая учебная программа Дисциплины Цели, задачи и предмет дисциплины «Общее библиотековедение» является одной из ведущих библиотековедческих дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку квалифицированных библиотечных кадров. Основная цель курса – обеспечить фундаментальную подготовку библиотечных специалистов, способных реализовать в своей деятельности социальные функции библиотек, независимо от их типа, вида, ведомственной принадлежности, выполнять аналогичные функции в информационных органах, видеть перспективы развития библиотечного дела. Основные задачи курса – с учетом уровня развития отечественного и мирового библиотековедения раскрыть перед студентами эволюцию библиотековедения как самостоятельной, гуманистически ориентированной научной дисциплины, охарактеризовать типы и виды библиотек, их социальное предназначение, сформировать необходимый объем знаний, который в дальнейшем поможет студентам изучить другие библиотечные дисциплины и подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Учебный комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и учебным планом, принятым на факультете документально-информационных коммуникаций. «Общее библиотековедение» следует рассматривать как теоретическую базу для более качественного эффективного освоения студентами таких дисциплин как «Библиотечное обслуживание», «Библиографическая деятельность библиотек», «Библиотечный менеджмент», «Управление библиотечным делом» и др. Программа подготовлена в соответствии с содержанием учебников Н.С. Карташова и В.В. Скворцова «Библиотековедение. Общий курс» (М., 1996 – 1997) и Р.С. Мотульского «Общее библиотековедение» ( М., 2004 ). Глоссарий составлен на основе ГОСТа 7.0 – 99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография и словаря «Глоссарий современных библиотечных терминов», подготовленного А.И. Племнеком, Н.В. Соколовой, С.О. Шапошниковым (М., 2005).
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты, успешно изучившие общий курс библиотековедения, должны знать: а) этапы становления и развития библиотековедения, как научной дисциплины; б) статус библиотековедения и его место среди других отраслей знания; в) функции библиотековедения, его объект и предмет; г) особенности библиотеки, как социального института, ее структуру; д) функции библиотеки и различные точки зрения на их формирование и отражение в деятельности библиотек разных типов и видов; е) различные подходы к решению проблемы типологии библиотек; ж) особенности деятельности библиотек разных типов и видов; Также студенты должны уметьприменять полученные знания при оценке сущностных, типообразующих и производных функций библиотек, характеристике существующих типов и видов библиотек, их информационных ресурсов и направлений деятельности. Список литературы, который не повторяет списки к семинарским занятиям, поможет студентам более глубоко и детально изучить отдельные проблемы курса.
Раздел 1 Учение о библиотеке
Тема 2 Библиотека как социальный институт, ее структурный анализ Объективные причины возникновения библиотеки как социального института. Объективная необходимость собрания и хранения документально зафиксированной информации. Роль государства в становлении библиотек как особого социального института. Роль библиотеки в организации общественного использования информации. Различные подходы к определению сущности библиотеки в Федеральном законе «О библиотечном деле», ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», в работах отечественных и зарубежных библиотековедов. Принципы деятельности библиотеки. Развитие принципов деятельности библиотеки в работах отечественных библиотековедов. Теория принципов деятельности библиотеки ее ценностные детерминанты. Характеристика принципов деятельности библиотеки. Функциональная характеристика библиотеки. Основные элементы ее функционирования: внешняя среда и обратная связь; процесс деятельности библиотеки; результат деятельности библиотеки; организационная структура библиотеки. Маркетинг в системе функционирования библиотеки: цели, задачи, функции, принципы, методы и средства маркетинга. Возможности использования маркетинга в практике отечественных библиотек. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга. Основные направления маркетинговой деятельности с учетом миссии и функций отечественных библиотек. Комплекс маркетинга в библиотеках.
Тема 3 Документная концепция библиотеки Ю.Н. Столярова Концепция библиотеки Ю.Н. Столярова как четырехэлементной двухуровневой системы, включающей элементы: библиотечный фонд; пользователи, библиотечный персонал; материально-техническая база. Взаимосвязь и взаимовлияние элементов, образующих библиотеку. Дискуссия о библиотеке как о четырехэлементной системе. Характеристика элементов, предложенных Ю.Н. Столяровым. Библиотечный фонд как целостная, открытая, информативная динамично-статичная, управляемая система, исходный системообразующий элемент библиотеки. Подсистемы библиотечного фонда. Документ как фондообразующий элемент. Свойства библиотечного фонда. Пользователи и влияние их информационных интересов, запросов и потребностей на содержание и организацию библиотечного обслуживания. Внутрибиблиотечное и социальное понимание сути библиотечного обслуживания, его функции и принципы. Просветительская, идеологическая, педагогическая, социализирующая, информационная и другие концепции библиотечного обслуживания. Индивидуальное и фронтальное (массовое и групповое) библиотечное обслуживание. Разделение труда в библиотеке. Новые профессиональные задачи современного библиотекаря. Появление разнообразных модификаций библиотечной профессии: библиотекарь-аналитик, библиотекарь-информационный посредник, библиотекарь-социальный работник, библиотекарь-педагог и др. Профессиональные и личностные качества библиотекаря отдела обслуживания. «Кодекс этики российского библиотекаря » и его значение для качественного библиотечного обслуживания. Материально-техническая база библиотеки, ее составляющие. Роль и значение материально-технического обеспечения в выполнении функций библиотеки.
Тема 4 Информационная концепция библиотеки, проблемы ее компьютеризации Информационное общество, его характеристика. Информатизация общества как значимый фактор развития автоматизированных библиотечно-библиографических систем и технологий. Информация как ключевое понятие информационной концепции развития библиотеки. Библиотека как один из значимых факторов информатизации общества. Системно-деятельностный подход к пониманию сущности библиотеки. Трансформация библиотек в условиях информатизации. Переход от документоведческой парадигмы развития библиотеки к информационной. Изменения в области библиотечных технологий в условиях информатизации. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов удовлетворения информационных запросов и потребностей пользователей. Электронные библиотеки. Компьютеризация библиотечной деятельности.
Тема 5 Библиотека и ее функции Понятия «социальные функции библиотеки», «технологические функции библиотеки». Соотношение социальных функций библиотеки и ее миссии. Отличие социальных функций библиотеки от технологических (производственных) функций. Федеральный закон «О библиотечном деле» о социальных функциях библиотек. Различные подходы российских (советских) библиотековедов к решению проблемы социальных функций библиотеки. 60 – 70-е гг. 20 столетия – период формирования учения о социальных функциях библиотек с учетом классового характера библиотечного дела. Развитие учения о социальных функциях библиотек в 80-е гг. в работах М.Д. Афанасьева, А.В. Соколова и др. Решение проблемы социальных функций библиотек в работах М.И. Акилиной, Н.В. Бубекиной, Н.В. Жадько, Е.Т. Селиверстовой, В.В. Скворцова, Ю.Н. Столярова, Н.И. Тюлиной и других в конце XX – начале XXI века. Производные социальные функции библиотеки. Технологические функции библиотеки. Характеристика информационной, образовательной и культурной функций библиотеки. Взгляды российских библиотековедов на информационную функцию как исходную функцию библиотеки. Многообразие функций, выполняемых библиотеками и их реализация в библиотечно-библиографической практике. Значение теории функций для дальнейшего развития библиотек.
Тема 6 Типология библиотек: теоретический анализ Типология библиотек как научная проблема. Существование разнообразных библиотек как основа для их типологии. Социальное предназначение – ведущий признак, используемый при формировании типов библиотек. Понятия «типология», «типологизация», «классификация», «тип», «вид». Вопросы типологии библиотек в работах российских и советских библиотековедов (конец XIX – конец 80-х гг. XX в). Отражение видов библиотек в федеральном законе «О библиотечном деле». Современные подходы к решению проблемы типологии библиотек (конец XX – начало XXI в). Положительные и отрицательные стороны существующих концепций типологии библиотек. Типология библиотек в документах ЮНЕСКО, ИФЛА. Значение типологии библиотек для развития библиотечного дела, прогнозирования появления новых видов библиотек.
Тема 7 Национальные библиотеки, их типологические особенности Национальная библиотека, ее определение. Предпосылки появления национальных библиотек. Задачи и функции, реализуемые в деятельности национальных библиотек, признак государственности. Виды национальных библиотек: общегосударственные, национальные субъектов Российской Федерации и отраслевые. РГБ и РНБ как общенациональные библиотеки, их задачи, функции, основные направления деятельности. Предпосылки появления национальных библиотек в субъектах Российской Федерации в 90-е гг. XX в. Их задачи, функции, основные направления деятельности. Взаимодействие региональных и общегосударственных национальных библиотек. Отраслевые национальные библиотеки, задачи, функции, особенности деятельности. Крупнейшие национальные библиотеки зарубежных стран. Перспективы развития национальных библиотек в информационном обществе.
Тема 8 Универсальные библиотеки, их социальное назначение и особенности деятельности Универсальные библиотеки, их определение. Социальное назначение универсальных библиотек, их типологические признаки. Проявление признака региональности в деятельности универсальных библиотек. Универсальная библиотека как публичная библиотека. Универсальные библиотеки как информационные, краеведческие, культурные центры региона. Дифференциация универсальных библиотек на муниципальные и научные. Эволюция общедоступных библиотек в XX – начале XXI в., их социальное назначение, типологические характеристики, направления деятельности. Городские, сельские муниципальные библиотеки, их структура, задачи, направления работы. Специализация и профилирование деятельности муниципальных библиотек как перспективный путь их развития. Детские и юношеские библиотеки, их социальное назначение, особенности работы. Каналы взаимодействия детских библиотек со школьными библиотеками, библиотеками-филиалами, обслуживающих читателей-взрослых и читателей-детей. Юношеские библиотеки, их назначение, функции, направления деятельности. Роль юношеских библиотек в социализации молодежи. Координация юношеских библиотек с универсальными научными и вузовскими библиотеками. Универсальные научные библиотеки, их определение. Областные и краевые библиотеки как разновидность универсальных научных библиотек, их цели, задачи, функции и структура. Областные универсальные библиотеки как центральные библиотеки региона по реализации информационной, образовательной, культурной функций. Краеведческая деятельность областных универсальных библиотек.
Тема 9 Специальные библиотеки, направления и особенности их деятельности Определение понятия «специальные библиотеки» в ГОСТ 7.0-99, в словарях по библиотечному делу. Основные цели, задачи и функции, реализуемые в деятельности специальных библиотек. Состав пользователей, обращающихся к услугам специальных библиотек. Особенности формирования фондов специальных библиотек. Видовая дифференциация специальных библиотек по а) отраслям знания; б) характеру деятельности пользователей. Задачи и направления деятельности библиотек, возглавляющих сети отраслевых библиотечных учреждений: ГПНТБ России, ЦНСХБ, ГЦМНБ и т.д. Академические библиотеки, их определение, цели, задачи, основные направления и особенности их деятельности. Характеристика работы ведущих академических библиотек страны: Библиотеки РАН, Библиотеки по естественным наукам, ГПНТБ СО РАН. Учебные библиотеки, их определение, типологические черты, социальное назначение. Разновидности учебных библиотек: школьные, вузовские, библиотеки колледжей, лицеев, гимназий.
Тема 10 Библиотечная профессия, ее социальная обусловленность Предпосылки зарождения библиотечной профессии. 80-е гг.XIX века – период зарождения библиотечной профессии. Зависимость функций, выполняемых библиотечным сотрудником, от уровня развития общества. Кодекс этики библиотекаря. Творчество как основа успешной деятельности библиотекаря. Неоднородность библиотечной профессии. Многообразие библиотечных специальностей и видов библиотечной профессии. Дифференциация и интеграция библиотечного труда. Профессиограмма как модель формирования библиотечного специалиста. Социальная направленность личности библиотекаря. Профессиональные знания, навыки и умения библиотечного специалиста. Критерии научного мышления сотрудников библиотек. Современные системы подготовки кадров библиотечных специалистов. Стандарты, регулирующие подготовку библиотечных кадров. Существующие уровни послевузовского профессионального образования. Самообразовательное чтение библиотекарей как необходимое условие совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений. Библиотечная профессия в информационном обществе.
Тема 12 Сущность, функции, структура библиотековедения Библиотековедение как теоретическое воспроизведение состояния библиотечного дела. Определение термина «библиотековедение» в научной, справочной, учебной литературе. Признаки, характеризующие библиотековедение как научную дисциплину. Эволюция взглядов ученых на сущность библиотековедения в XIX – начале XX века. Объект и предмет библиотековедения. Различные подходы отечественных библиотековедов (А.Н. Ванеев, В.П. Леонов, Ю.Н. Столяров, А.Я. Черняк и др.) к определению объекта и предмета библиотековедения. Научные и социальные функции библиотековедения как научной дисциплины. Структура библиотековедения как науки. Вклад отечественных библиотековедов (К.И. Рубинского, Л.Б. Хавкиной, В.А. Артисевич, О.С. Чубарьяна, А.Н. Ванеева, Ю.Н. Столярова и др.) в решение проблемы структуры библиотековедения. Разделы библиотековедения, появляющиеся в процессе его взаимодействия с другими научными дисциплинами. Проблема правомерности существования таких разделов библиотековедения как региональное, сравнительное, электронное и др. Тема 13 Статус российского библиотековедения и его место в системе наук Понятие статуса библиотековедения. Эволюция взглядов отечественных библиотековедов на статус библиотековедения. 20 – 30-е гг. ХХ века – начало формирования статуса советского библиотековедения. Особенности взглядов советских библиотековедов на статус библиотековедения в конце 30-х – 50-х гг. Исследование учеными статуса библиотековедения в 60-е – первой половине 70-х гг. Развитие взглядов ученых на статус библиотековедения в середине 70-х – начала 90-х. гг. Решение проблемы статуса библиотековедения в конце XX – начала XXI века. Взаимодействие библиотековедения c родственными дисциплинами: библиографоведением, книговедением, информатикой, архивоведением, документоведением. Взаимосвязь библиотековедения с дисциплинами общественно-научного и гуманитарного циклов: экономикой, правом, культурологией, управлением, педагогикой, психологией, социологией и др.
Тема 14 Этапы становления и развития библиотековедения как научной дисциплины Донаучный этап развития библиотековедения. Предпосылки формирования библиотековедческой мысли: появление библиотек как учреждений, предназначенных для сбора, хранения и использования рукописных и печатных книг, изменение представлений о роли библиотек в зависимости от социально-экономических условий, состояния культуры, науки, просвещения. Библиотековедческая мысль в странах Западной Европы. Появление в начале Х1Х термина «библиотековедение». Научный этап, его дифференциация на буржуазный период, периоды бифуркации и дебифуркации. Х1Х в. – начало ХХ века – буржуазный этап развития библиотековедения. 1917 г. – начало 90-х г.г. – этап бифуркации мирового библиотековедения на социалистическое и буржуазное. Подчинение содержания советского библиотековедения идеологической политике КПСС и Советского государства. Развитие библиотековедения в странах Западной Европы, проблематика решаемых им задач. 90-е гг. – по настоящее время – период дебифуркации библиотековедения. Документографическая и информационная концепция развития библиотековедения. 1.5 Темы семинарских занятий Семинарское занятие 1 Библиотека как социальный институт Цель семинарского занятия – помочь студентам получить всестороннюю характеристику библиотеки как социального института, увидеть ее место среди других социальных институтов, раскрыть существующие точки зрения на будущее развитие библиотеки в условиях информатизации общества.
Вопросы к теме: 1.Объективные причины возникновения, становления и развития библиотеки как социального института 2. Современные концепции библиотеки как социального института: документная, информационная, деятельностная 3. Основные задачи и функции библиотеки 4. Библиотека в системе социальных коммуникаций 5. Библиотека в информационном обществе, перспективы ее дальнейшего развития
Литература
Абрамова, Т. Эволюция формы : решающий фактор развития современной публичной библиотеки // Библ. дело. - 2010. - № 23. - С. 36-39 Акилина, М. Информационная функция как понятие // Библиотека. – 1999. – № 10. – С. 30 – 32. Антопольский, А. А. Правовые вопросы создания электронной библиотеки "Научное наследие России" // Информ. ресурсы России. - 2012. - № 1. - С. 31-34 Бартова, С. Ф. Обещал - ещё не женился. Мониторинг "В каком статусе вы работаете?" : [изучение ситуации в б-ках России секцией публ. б-к РБА] / С. Ф. Бартова, М. В. Криворучко // Библ. дело. - 2011. - № 21. - С. 24-29 Басов, С.А. Библиотека в демократическом контексте. Статья 1. Библиотека и политические ценности // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 6. – С. 5 – 18. Белай, Т. И. Путешествие в страну Остерляндию, или Как подружить книгу с компьютером // Библ. дело. - 2011. - № 2. - С. 13-14 Бубекина, Н.В. Размышления об образовательной функции библиотек // Библиотековедение. – 2000. – № 5. – С. 26 – 36. Василькова, Е. А. Дипломированный блог : [библ. блог как способ продвижения б-ки в обществе] // Соврем. б-ка. - 2011. - № 3. - С. 36-39 Викулова, В. П. Библиотека-музей как равноправный участник процесса сохранения культурного наследия // Библиотека в эпоху перемен. - 2011. - № 1. - С. 104-107 Викулова, В.П. Исследование мемориальной функции публичной библиотеки // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 32 – 36. Виноградова, В. А. Интеллигенты и интеллектуалы на страницах библиотечных блогов // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 6. - С. 65-74. Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. – М. : Пашков дом, 2003. Волохин О. М. На пороге глобальных перемен: готовы ли к перевоплощению?: [влияние компьютерных технологий на б-ку как социальный институт] // Соврем. б-ка. - 2011. - № 1. - С. 32-37 Гениева, Е. Библиотека как инструмент модернизации, или Ноев ковчег цивилизации // Библ. дело. - 2011. - № 21. - С. 2-8 Гениева, Е. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е. Гениева. – М. : РОССПЭН, 2005. – 208 с. Дворкина, М.Я. Современная библиотека : инновационное развитие // Библиотековедение. – 2006. –№ 4. – С. 30 – 33. Дворкина, М. Я. Институционализация библиотек : [б-ка как социальный институт] // БИБЛИОСФЕРА. - 2011. - № 4. - С. 7-10 Димитрюк, Ю.С.Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников (роль вузов, школ, библиотек) // Библиотековедение. – 2007. – № 5. – С. 39 – Жадько, Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института // Библиотековедение. – 1996. – № 3. – С. 54 – 64. Жадько, Н.В. Статус и функции библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 1994. – № 3. – С. 3 – 12. Збаровская, Н.В. Формирование информационно-образовательной среды современных библиотек // Библиотековедение. – 2006. –№ 4. – С. 50 – 54. Зверевич, В. В. Пространство современной библиотеки: вектор развития // Библ. дело. - 2011. - № 6. - С. 37-39 Ковязина, Е. В. Перспективы развития автоматизации библиотек // Науч. и техн. б-ки. - 2011. -№ 2. - С. 84-92. Коробкина, Т. Е. Больной скорее жив, чем мёртв. О том, что ожидает публичные библиотеки в недалёком будущем // Библ. дело. - 2011. - № 21. - С. 16-21 Кузнецова, Т. Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурных трансформаций // Библиотековедение. - 2011. - № 1. - С. 28-33 Матлина, С. Г. Реальность и метафизика современного библиотечного пространства // Библ. дело. - 2011. - № 6. - С. 2-5 Моргенштерн, И.Г. Место СБА в библиотеке как системе // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 10. – 23 – 26. Пальгуева Г. М. Новая стратегия или новая упаковка? Эра "цифровых аборигенов": [Библиотека 2.0] // Библ. дело. - 2011. - № 6. - С. 10-15. Плохотник, Т. Детская библиотека XXI века: стратегия развития // Библ. дело. - 2011. - № 10. - С. 35-37. Полтавская Е. И. Библиотека в системе социокультурных институтов: осмысление понятий // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 10. - С. 5-20. Прохорова, И. Интернет и книга не конкуренты // Библ. дело. – 2006. – № 4. – С. 18 – 20. Пурник, А. В. От Библиотеки к Библиотеке 2 .0. Новые методики построения системы // Библ. дело. - 2011. - № 6. - С. 6-9. Редькина, Н. С. "Библиотеки в облаках", или Возможности использования перспективных информационных технологий // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 8. - С. 44-54 Редькина, Н. С. Внедрение информационных технологий в библиотеках с учетом оценки их эффективности // БИБЛИОСФЕРА. - 2011. - № 1. - С. 45-52. Редькина, Н. С. Внедрение перспективных и эффективных информационных технологий в библиотечную практику // Библиотечное дело. - 2011. - № 6. - С. 10-14. Рябов, М.А. Библиотека как коммуникативная система // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 28 – 31. Селиверстова, Е.Т. О функциях библиотеки // Библиотека. – 1992. – № 1. – С. 27 – 29. Соколов, А. В. Библиотека - гуманистический символ нации. Цикл статей. Статья первая. Коэволюция гуманизма и библиотек // Соврем. б-ка. - 2011. - № 4. - С. 18-27 Соколов А. В. Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе // Библ. дело. - 2011. - № 17. - С. 8-15 Соколов, А.В Гуманистический символ нации : [изменение коммуникационной сущности б-к] // Библ. дело. - 2011. - № 7. - С. 28-30 Соколов, А. В. Информационное общество и библиотеки. Ч. 2 : Гуманистический символ нации // Библиотековедение. - 2011. - № 3. - С. 28-36 Соколов, А. В. Миссия и мутации библиотек. Раздумья интеллигента-книжника // Библиотека в эпоху перемен. - 2011. - № 2(50). - С. 115-124 Соколов, А. В. Информационное общество и библиотеки. Ч. 1 : Соблазн «разбиблиотечивания» // Библиотековедение. - 2011. -№ 3. - С. 15-21. Сорокина, И. В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду / И. В. Сорокина, А. В. Скалабан // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 3. - С. 23-31 Степанов, В. К. Библиотеки в системе легального распространения цифрового контента // Соврем. б-ка. - 2011. - № 6. - С. 10-15 Столяров, Ю.Н. Библиотека – двухконтурная система / Ю.Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 11. – С. 5 – 34. Столяров, Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю.Н. Столяров. – М., 1980. – С. 14 – 43. Столяров, Ю.Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С. 21 – 28. Тюлина, Н.И. Информационная функция библиотеки // Библиотековедение. – 1993. – № 1. – С. 3 – 11. Уварова Т. А. Критерии и показатели оценки качества и эффективности деятельности библиотек // Библиотечное дело –XXI век : науч.-практ. сб. – М., 2010. - № 2. - С. 184-195. Чаднова, И. В. Деятельность российских библиотек по обслуживанию мультикультурных сообществ // Библиотечное дело –XXI век : науч.-практ. сб. – М., 2010. - № 2. - С. 123-140. Швецова-Водка, Г. Н. Особенности библиотеки как документальной среды / Г. Н. Швецова-Водка // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 9. - С. 44-50 Шрайберг, Я. Л. Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе. Ежегодный доклад Конференции "Крым" 2010 год. // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 1. - С. 7-63. Юдина, И. Г. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела // БИБЛИОСФЕРА. - 2010. - № 3. - С. 59-63 Раздел 1 Учение о библиотеке Тема 6 Семинарское занятие 2 Типология библиотек как научная и практическая проблема Цель семинарского занятия – выяснить различные подходы к определению ведущих терминов, таких как «типология», «классификация», «типологизация», «классифицирование», определить сущность типологии библиотек и показать ее значение для развития, дать характеристику основных типов и видов библиотеке Вопросы к теме:
1. Сущность терминов «типология», «классификация», «типологизация», « классифицирование» 2. Различные подходы к решению проблемы типологии библиотек 3. Значение типологии библиотек для развития библиотечного дела 4. Характеристика национальных, универсальных и специальных библиотек: их социальное назначение, функции и основные направления деятельности (на примере работы отдельных библиотек) Литература 1. Акилина, М.И. К вопросу о классификации // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1989. – № 12. – С. 3 – 9. 2. Акилина, М.И. Классификация и типология библиотек: вопросы методологии // Библиотековедение. – 1996. – № 3. – С. 40 – 54. 3. Акилина, М.И. Типологические функции универсальной научной : тенденции изменений // Библиотека. – 1998. – № 11. – С. 31 – 33. 4. Багрова, И. Национальные библиотеки и проблемы развития библиотечного дела за рубежом в конце XX – начале XXI века : обзоры, реф. и пер. англояз. лит. – М. : Пашков дом, 2004. – 499 с. – (Библиотека. Новые возможности). 5. Белобратова, Т.А. Проблемы типологии библиотек : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.А. Белобратова. – СПб., 1993. – 16 с. 6. Виноградова, Е.Б. Типология и классификация библиотек: термины, признаки, методы // Библиотековедение. – 2007. – № 6. – С. 41 – 44. 7. Геболис, З. Миссия национальных библиотек в Европе : теория и практика // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 89 – 94. 8. Гришин, А.В. Предложения по классификации библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1994. – № 5. – С. 3 – 22. 9. Гукова, В.Г. Подходы к классификации библиотек // Тр. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. – М., 1991. – Т. 25. – С. 52 – 66. 10. Гусева, Е. К развитию типов современных библиотек //Библиотека в контексте истории : материалы междунар. науч. конф.: [5 ; Москва, 21 – 23 окт. 2003 г.]. – М., 2003. – С. 102 – 104. 11. Гусева, Е.Н. Проблема типологии библиотек в современном отечественном библиотековедении // Библиотечное дело – XXI век : науч.-практ. сб. – М., 2007. – Вып. 2. – С. 6 – 19. 12. Зайцев, В.Н. Ответственность национальной библиотеки за развитие инфосферы страны // Библиотековедение. – 2006. –№ 4. – С. 22 – 26. 13. Карташов, Н.С. Методы классификации библиотек : дихотомия и типология // Библиография. – 2000. - № 1. – С. 62 – 71. 14. Карташов, Н.С. Сущность и критерии типологии библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1996. – № 3. – С. 35 – 46. 15. Каратыгина, Т.Ф. Миссия специальных библиотек // Библиотековедение. – 1994. – № 2. – С. 56 – 58. 16. Маслова, А.Н. Типология академических библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – № 12. – С. 10 – 19. 17. Сокольская, Л. Типология библиотек: терминологический аспект // Библиотековедение. – 2004. – № 3. – С. 30 – 35 18. Столяров, Ю.Н. Опыт классифицирования библиотек по логическим и системным основаниям // Книга : исслед. и материалы. – М., 1996. – Сб. 73. – С. 63 – 89. 19. Столяров, Ю.Н. Родо-видовая и типологическая классификация библиотек // Библиотековедение. – 1996. – № 3. – С. 25 – 39. 20. Сукиасян, Э.Р. Классификация или типология? // Науч. и техн. б-ки. – 1996. – № 10. – С. 3 – 10. 21. Типология библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1995. – № 4. – С. 20 – 27. 22. Просмотр журналов «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело – XXI век», «Научные и технические библиотеки» за последние 3 – 5 лет с целью выявления публикаций, посвященных характеристике деятельности отдельных универсальных и специальных библиотек.
Раздел 2 Теоретические основы библиотековедения Темы 12 – 14
Семинарское занятие 3 Библиотековедение: эволюция, статус, проблемы и итоги
Цель занятия – помочь студентам получить целостное представление о библиотековедении как научной дисциплине, его объекте, предмете и функциях, месте среди других отраслей знания.
Вопросы для обсуждения: 1. Эволюция библиотековедения: 1.1. Донаучный этап в развитии библиотековедения 1.2. Научный этап в развитии библиотековедения и его подэтапы: буржуазный, бифуркации и дебифуркации 2. Объект и предмет современного библиотековедения как дискуссионная проблема 3. Проблема статуса библиотековедения и ее решение в трудах отечественных ученых XX – начала XXI вв. 4. Взаимодействие библиотековедения с родственными (библиографоведением, книговедением, информатикой, документоведением, архивоведением) и другими дисциплинами (культурологией, экономикой, правом, управлением, педагогикой, психологией, социологией и др.) 5. Функции и структура современного библиотековедения
Литература
Басов, С. А. Об институциональном подходе в библиотековедении // Науч. и техн. б-ки. - 2011. -№ 3.- С. 50-69. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России в конце ХХ века // Библиотековедение. – 2000. – № 2. – С. 26 – 32. Ванеев, А. Н. Об объекте библиотековедения (полемические заметки) // БИБЛИОСФЕРА. - 2011. - № 1. - С. 89-91 Ванеев, А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI – начало XX в.) / А.Н. Ванеев. – М. : Пашков дом, 2003. – 304 с. Васильев, И.Г. Оценка институциональных характеристик библиотековедения // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 7. – С. 5 – 22. Гусева, Е. Н. Методологические проблемы современного библиотековедения // Библиотековедение. - 2011. - № 2. - С. 24-26. Збаровская, Н.В. Библиотечная педагогика как научная дисциплина // Библиотековедение. – 2006. –№ 2. – С. 119 – 125. Каланж, Б. Можно ли определить библиотековедение? // Библиотековедение. – 2001. – № 1. – С. 76 – 87. Каратыгина Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 3. – С. 31 – 36. Каратыгина, Т. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 3. – С. 19 – 28. Карташов, Н. Региональное библиотековедение как наука // Библиотековедение. – 2005. – № 5. – С. 110 – 121. Кожевникова, Л. А. Библиотековедение как наука // Библиотековедение. - 2011. - № 1. - С. 22-27. Лукашов, И. Протонаучный этап возникновения российского библиотековедения // Библиотека в контексте истории : материалы междунар. науч. конф.: [5 ; Москва, 21 – 23 окт. 2003 г.]. – М., 2003. – С. 41 – 47. Матлина, С. Понятийный аппарат современного библиотековедения: (социально-культурные аспекты) // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 23 – 30. Полтавская, Е.И. Объект и предмет библиотековедения : анализ проблемы в начале XXI века // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 1. – С. 75 – 91. Полтавская, Е. Стоит ли ломать копья? (в продолжение дискуссии по сущностным вопросам библиотековедения) // Библиотековедение. – 2004. – № 4. – С. 39 – 42. Романов П. С. Векторы развития зарубежного библиотековедения на современном этапе // БИБЛИОСФЕРА. - 2011. - № 2. - С. 19-23. Российское библиотековедение : ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги : опыт моногр. исслед. / сост. Ю.П. Мелентьева. – М., 2003. – С. 9 – 158. Скворцов, В.В. Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра : (полемич. заметки ) // Библиотековедение. – 1996. – № 4 / 5. Скворцов. В.В. Библиотековедение: сущность, методология, статус : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.В. Скворцов. – М., 1997. – 39 с. Скворцов, В.В. Становление и развитие библиотековедения как науки // Библиотековедение. – 1996. – № 2. – С. 29 – 42. Соколов, А.В. Объект и предмет библиотековедения: что, как? наука // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 19 – 23. Столяров, Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 3. – С. 37 – 40. Столяров, Ю.Н. Электронное библиотековедение // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 2. – С. 94 – 102. Столяров, Ю.Н. Энциклопедическое определение библиотековедения // Библиотековедение. – 1998. – № 1. – С. 54 – 64. Сукиасян, Э.Р. Мы живем в меняющемся мире. Как развивался наш профессиональный язык за последние 40 лет // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 7. – С. 5 – 14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Карташов, Н.С. Общее библиотековедение : учебник. В 2 ч. / Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. – М.: МГУК, 1996 – 1997. 2. Мотульский, Р.С. Общее библиотековедение : учеб. пособие для вузов / Р.С. Мотульский. – М. : Либерея, 2004. – 223 с. 3. Общее библиотековедение : хрестоматия. Ч. 1 – 3. – М. : Либерея-Бибинформ, 2006 – 2008. 1.6.2 дополнительная 4. Берестова, Т.Ф. Информационное пространство библиотеки : науч.-метод. пособие. – М. Либерея-Бибинформ, 2007. – 240 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 76). 5. Библиотековедение, библиографоведение и информатика : терминол. путеводитель / сост. : И.Ю. Акифьева и др. ; науч. ред. М.Г. Вохрышева. – М. Либерея-Бибинформ, 2007. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 26). 6. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца ХХ века: теоретические концепции и дискуссии : монография / А.Н. Ванеев. – СПб. : Профессия, 2007. – 247 с. – (Библиотека). 7. Вохрышева, Е.В. Медиа-технологии – путь в будущее современной библиотеки : науч.-практ пособие / Е.В. Вохрышева, В.Н. Стрельникова. – М. : Либерея-Бибинформ, 2004. – 88 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 17). 8. Гениева, Е.Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е. Гениева. – М. : РОССПЭН, 2008. – 208 с. 9. Гусева Е. Н. Методологические проблемы современного библиотековедения // Библиотековедение. – 2011. – № 2. – С. 24–26 10. Гусева, Е.Н. Типология библиотек : науч.-метод. пособие. – М. Либерея-Бибинформ, 2007. – 152 с. 11. Кожевникова, Л. А. Библиотековедение как знание и наука // Библиотековедение. – 2011. – № 1. – С. 22–-27: 12. Кузнецова, Т. Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурных трансформаций // Библиотековедение. – 2011. – № 1. – С. 28–-33 13. Кургина, Н.Н. Библиотека как система: обзор научных подходов / // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 2. – С. 14–18. 14. Полтавская Е. И. Библиотека в системе социокультурных институтов: осмысление понятий // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 10. – С. 5–20. 15. Полтавская Е. И. Библиотека: учреждение и/или социальный институт / Е. И. Полтавская. – М. : Литера, 2009. – 160 с. – Современная библиотека ; вып. 43). 16. Интернет-ресурсы
2.3. вопросы для подготовки к экзамену
1. Cуществующие подходы к определению библиотековедения как научной дисциплины 2. Объект и предмет библиотековедения, подходы отечественных библиотековедов к их обоснованию 3. Научные и социальные функции библиотековедения 4. Структура современного отечественного библиотековедения как научной и учебной дисциплины 5. Статус библиотековедения и его место в системе наук 6. Формирование библиотековедческой мысли в России и странах Западной Европы 7. Буржуазный период в развития библиотековедения 8. Период бифуркации и дебифуркации в развитии библиотековедения 9. Библиотека как социокультурный институт 10. Библиотека в системе социокультурных институтов 11. Принципы деятельности библиотеки 12. Концепция библиотеки как двухконтурной четырехэлементной системы 13. Информационная, системно-деятельностная концепции библиотеки 14. Основные элементы функционирования библиотеки: внешняя среда и обратная связь; процессы деятельности библиотеки; результаты деятельности библиотеки; организационная структура библиотеки 15. Социальные функции библиотеки 16. Различные подходы отечественных библиотековедов к решению проблемы социальных функций библиотек 17. Типология библиотек как научная проблема, подходы отечественных библиотековедов к ее решению 18. Национальные библиотеки, их миссия, разновидности и функции 19. Российская государственная библиотека, основные направления ее деятельности 20. Российская национальная библиотека, основные направления ее деятельности. 21. Национальные библиотеки субъектов Российской Федерации (на примере одной из них по выбору студента). 22. Универсальные библиотеки, их социальное назначение, основные направления деятельности 23. Универсальные научные библиотеки, их место в региональной системе библиотек (на примере областных/краевых библиотек) 24. Муниципальные библиотеки, их социальное назначение, типологические признаки и направления деятельности 25. Специализированные библиотеки, обслуживающие людей с ограниченными физическими возможностями
26. Детские библиотеки, их типологические особенности, основные направления деятельности. 27. Юношеские библиотеки: назначение, функции, направления деятельности. 28. Специальные библиотеки: цели, задачи, особенности, видовая дифференциация 29. Специальные библиотеки общественно-научного (гуманитарного) профиля. 30. Специальные библиотеки естественнонаучного профиля. 31. Специальные библиотеки технического (прикладного) профиля. 32. Учебные библиотеки, их характеристика. 33. Научные библиотеки, их характеристика (на примере академических библиотек) 34. Управленческие библиотеки, их характеристика (на примере Парламентской библиотеки Российской Федерации)
Словарь основных терминов Академическая библиотека – библиотека, находящаяся в ведении Академии наук. Различают два основных уровня академических библиотек: центральная библиотека (возглавляющая систему библиотек, нередко имеющая статус научно-исследовательского учреждения, как например, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН) и библиотека, являющаяся структурным подразделением научно-исследовательского учреждения, организующая библиотечное обслуживание его коллектива Библиобус – передвижная библиотека, располагающая в специально оборудованной автомашине и предназначенная для обслуживания читателей, которые по характеру своей деятельности или условиям быта не могут пользоваться стационарной библиотекой Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов, предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам Библиотека-депозитарий – библиотека, на которую возложена обязанность постоянного хранения максимально полного библиотечного фонда в целях освобождения фондов остальных библиотек региона или отрасли от малоиспользуемых произведений печати и других документов Библиотека научно-исследовательского института / учреждения – библиотека, являющаяся структурным подразделением НИИ (НИУ), предназначенная для информационно-библиотечного обеспечения проводимых им научных исследований, для обслуживания научных сотрудников и специалистов НИИ Библиотекарь– 1. Профессия, содержанием которой является выполнение комплекса библиотечных процессов, комплектования и организации фонда, обслуживания читателей, пропаганды литературы, изучения читательских интересов и удовлетворения их. 2. Должность в библиотеке Библиотека-филиал – библиотека, находящаяся в подчинении у другой библиотеки Библиотековедение – научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела Библиотечная сеть – библиотечная система, объединенная общностью задач, организационных решений, рядом единых признаков (принадлежность к определенной территории, учредителю, отрасли и т.д.). На современном уровне развития библиотечные учреждения ее составляющие объединяются сетью электронной связи для выполнения библиотечных функций Библиотечная система – совокупность взаимодействующих библиотек, объединенных на определенных договорных условиях в целях более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов Библиотечное дело – область деятельности по организации библиотечного обслуживания, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек Библиотечный пункт – форма нестационарного обслуживания – территориально обособленное подразделение, организуемое по месту жительства, работы или учебы пользователей Вид библиотеки – родно из основных понятий типологии библиотек, означающее группы библиотек с определенными признаками, созданные в процессе дальнейшей детализации типов библиотек, например центральные библиотеки и библиотеки низового уровня Видеотека– организация и служба (отдел библиотеки), в обязанность которой входит сбор, хранение и предоставление в распоряжение пользователей видеодокументов Медицинская библиотека– специальная библиотека, обслуживающая преимущественно медицинских работников всех категорий. Сеть медицинских библиотек РФ составляют: 1) крупные научные библиотеки – ГЦНМБ, ФБ РАМН; республиканские, областные медицинские библиотеки; медицинские библиотеки вузов и институтов усовершенствования врачей, библиотеки научно-исследовательских институтов и организаций; 2) специальные библиотеки – технические библиотеки предприятий медицинской промышленности; библиотеки при учреждениях здравоохранения Муниципальная библиотека – универсальная библиотека, расположенная в пределах административной единицы города и учрежденная органом городского местного самоуправления (муниципалитетом) для обслуживания населения Научная библиотека – библиотека, обеспечивающая развитие науки; удовлетворяющая информационные потребности научных учреждений и отдельных лиц, связанные с исследовательской деятельностью на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата Национальная библиотека – библиотека, которая в рамках национальной (государственной) библиотечно-информационной системы выполняет особые функции: получение обязательного экземпляра документной продукции страны, ее каталогизация и обеспечение сохранности, оказание централизованных информационно-библиотечных услуг читателям, обеспечение сохранности и пропаганда национального культурного наследия, проведение государственной библиотечной политики в области информационной культуры, руководство национальными компаниями по пропаганде книги и чтения и участие в международных программах и проектах Областная библиотека– универсальная научная библиотека, выполняющая функции регионального координационного научно-методического центра, а также центра МБА для библиотек области Отраслевая библиотека – библиотека, удовлетворяющая информационные потребности по определенной отрасли знания или практической деятельности (общественно-политическая, научно-техническая, медицинская, сельскохозяйственная и др.) на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата Патентная библиотека – специальная библиотека, официально регистрирующая выданные патенты и (или) формирующая фонд описаний изобретений и патентов, удовлетворяющая информационные потребности в них Передвижная библиотека –библиотека, расположенная в специально оборудованном, укомплектованном транспортном средстве (библиобус и т.д.) и меняющая свое местонахождение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки пользователей библиотек Пользователь библиотеки – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки Публичная библиотека – общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения Сельская библиотека–общедоступная универсальная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население одного села, его части или нескольких сел Сельскохозяйственная библиотека – специальная библиотека, обслуживающая работников сельского хозяйства: сотрудников сельскохозяйственных НИИ, опытных станций, вузов, при которых находится библиотека. Координируя работу с универсальными научными библиотеками, сельскохозяйственные библиотеки обслуживают ученых и специалистов сельского хозяйства Специальная библиотека – библиотека, обеспечивающая профессиональные потребности особых групп читателей на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата (патентно-техническая, нотная, библиотека для слепых, библиотека НИИ и др.) Стационарная библиотека – библиотека с постоянным местом нахождения и зоной обслуживания Тип библиотеки – характеристика библиотеки в соответствии с общественными информационными потребностями. Следуя этому признаку, можно вы делить два типа библиотек: универсальные и специальные. Имеются и другие подходы к делению библиотек на типы Универсальная библиотека – библиотека, удовлетворяющая разнообразные читательские потребности, содействующая всестороннему гармоничному развитию личности, повышению общеобразовательного и профессионального уровня потребителей; имеет универсальный библиотечный фонд, сформированный без тематических и типологических ограничений Учебная библиотека – специальная библиотека, обеспечивающая удовлетворение специфических информационных потребностей пользователей (читателей), возникающих в процессе учебной деятельности в школах, училищах, техникумах, вузах и т.п. Федеральная библиотека – Государственная библиотека, учрежденная правительством РФ Фильмотека– организация или служба, в обязанности которой входит сбор, хранение и предоставление в распоряжение пользователей кинематографических документов и видеограмм Фонотека – организация или служба, в обязанности которой входит сбор, хранение и предоставление в распоряжение пользователей звуковых документов Фототека – организация или служба, в обязанности которой входит сбор, хранение и предоставление в распоряжение пользователей фотографических документов Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.), доступные в удобном для пользователя виде через глобальные сети передачи данных.
![]() |