![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Искусство Двуречья, хронология его развития, особенности скульптурной пластики
Количество храмовой скульптуры Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.эПамятники представляют собой небольшие, размером до 35—40 см, статуэтки, выполненные из мягких пород камня (известняка, песчаника, местного алебастра). Стилистически их можно разделить на две большие группы — северную и южную. Северную группу отличают более вытянутые, стройные пропорции и несколько более тщательная, чем на юге, обработка. Обе группы объединяются, однако, общей тенденцией к отказу от правильной передачи пропорций человеческого тела, к искажению и гипертрофии отдельных черт человеческого или антропоморфного божественного облика, при определенной функциональной выразительности всей фигурки в целом. Магических требований сходства скульптурного изображения с оригиналом не было; передача внутреннего состояния оказалась важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче. Поэтому антропоморфное божество, наделенное сверхъестественными свойствами, отнюдь не воплощалось в облике телесно гармоническом и совершенном. При этом, несмотря на общие идеологические требования, которые выдвигались перед искусством развивающимся институтом жрецов, вплоть до конца III тыс. до н.э. единый канон так и не был выработан, хотя некоторые общие правила и существовали: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода и прически передаются при помощи незначительно варьирующихся, но в общем однообразных приемов, подчеркиваются глаза и уши. Но в этих пределах позы, одежда, детали узоров в глиптике бесконечно разнообразны и не унифицированы. Совершенно другую картину мы наблюдаем в тех случаях, когда искусство оказывается более свободным от идеологической нагрузки. Примером может служить прекрасная скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами, по которой видно, что в изображении животных шумерские мастера точны и наблюдательны.
Эгейское искусство. Особенности развития. Отличие искусства Среднеминойского и позднеминойского периодов. В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Начало культуры на Крите восходит к неолиту. К предистории эгейской культуры относятся и раскопанные еще Шлиманом в 1871 г. наиболее древние «догомеровские» города из двенадцати последовательно существовавших на Гиссарлыкском холме городов, так называемые первая и вторая Троя, датируемые 3 тысячелетием до н.э. В своем развитии эгейская культура дошла до сложения раннерабовладельческого общества. Быстрее всего это развитие шло на Крите. Около середины 18 в. до н.э. на Крите произошла какая-то катастрофа, характер которой до сих пор не ясен. Некоторые исследователи объясняют ее сильным землетрясением, другие — военным нашествием, подобным нашествию гиксосов в Египте, третьи считают причиной катастрофы какое-то крупное социальное потрясение. Но эгейская культура не была уничтожена; напротив,с начала 17 в. до н.э. начался новый ее расцвет, сопровождавшийся расцветом искусства. Наступил период могущества Крита, сильной морской державы, получившей господство в восточной части Средиземного моря. Во время этого расцвета (по Эвансу - в конце среднеминойского периода и начале позднеминойского) искусство Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую, исполненную живописными и световыми эффектами; декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью; керамику, украшенную с исключительным богатством фантАзии; изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни. Искусство Крита, расцвет которого совпадает с утверждением и высоким подъемом Нового царства в Египте, в целом близко к искусству стран Древнего Востока; однако в нем нет монументальности, нет строгого, спокойного ритма и симметрии.
![]() |