![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Спрос и предложение– взаимозависимые элементы рыночного механизма. Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями). Соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Эластичность– одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда. Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены. Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости населения. Изучение понятия эластичности позволяет предпринимателям быть в курсе изменения потребительских предпочтений, своевременно реагировать на динамично меняющуюся среду рынка и реагировать соответствующим образом. Значение эластичности в микроэкономическом анализе. В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет: 1) определить размеры производства отдельных товаров и услуг; 2 ) изучить поведение потребителей; 3 ) планировать ценовую политику предприятия; 4 ) формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков; 5 ) прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги. Практическое значение коэффициента эластичности. Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке. Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев. Такой коэффициент называется коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ Суть понятия «потребность» состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные объекты богатства (как вещественные, так и духовные). Классификация потребностей 1. Первичные потребности: еда, сон, одежда. 2. Вторичные потребности: самовыражение, развлечение, духовное развитие. Вторичные потребности удовлетворяются, после того как удовлетворены первичные. Первичные потребности не могут быть заменены одна на другую. Вторичные потребности могут быть заменены одна на другую в более или менее широких пределах. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают реальную форму – форму интереса. Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений. Все люди способны сравнивать удовлетворение, получаемое от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Такой вид предпочтений называется чистым, так как не зависит от цен и доходов. Чистые предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор, в отличие от желаний, ограничен ценами и доходом. Утверждение о том, что люди имеют предпочтения, подтверждает факт, что они в действительности ранжируют различные товары и услуги в соответствии со своими вкусами. Структурным элементом ранжирования является набор товаров и услуг по тем или иным признакам. Каждый набор получает оценку потребителя в зависимости от вкуса, опыта и т.д. Сравнивая любые два набора, потребитель может предпочесть один товар другому. Потребности могут меняться со временем в зависимости от умственного развития, образования, внешней среды, воспитания. Установив потребительские предпочтения, экономисты делают дальнейшие предпочтения, приближающие поведение потребителей к более реальным условиям. Так, при выборе товаров для покупки человек ограничен количеством денег, которое он может заплатить. Потребители не могут купить все, что они хотят, поэтому их возможности ограниченны бюджетом. Конечно, на определенном отрезке времени расходы потребителя могут отличаться от его доходов, поскольку существуют кредит и личные сбережения. Процесс потребления не совершается мгновенно, поэтому в изучении потребительского поведения определенную роль играет фактор времени. Поскольку потребление требует определенного времени, оно имеет положительное значение для большинства людей. Связанные с потреблением расходы склады ваются из двух компонентов: 1) денежных затрат на товар; 2 ) затрат времени на собственное потребление. Потребитель не нуждается ни в микроволновой печи, ни в пылесосе как таковых, а в их услугах. Поэтому (при прочих равных условиях) более покупаемы будут те товары, которые оказывают аналогичные услуги за более короткое время. Теория потребительского поведения.Объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Теория потребительского поведения показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, предпочтения, доход.
![]() |