![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЧИСТОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО И ЧИСТОЕ ЧАСТНОЕ БЛАГО
Чистое общественное благо обладает двумя свойствами: • неконкурентностью (неизбирательностью); • неисключаемостью. Свойство неконкурентностипроявляется в том, что данное благо могут потреблять одновременно многие люди и это не вызывает дополнительных издержек. Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Например, использование маяка. После того как маяк построен, любое судно может им пользоваться, и это не вызывает дополнительных затрат. Напротив, чистые частные блага являются конкурентными товарами, т.е. распределяются среди отдельных лиц. Например, если потребитель приобрел компьютер, то кроме него этот компьютер купить уже никто не может. Чистое частное благо может быть также разделено на отдельные единицы, каждая из которых затем продается. Общественное благо невозможно разделить на единицы потребления. Скажем, свет от маяка доступен всем, и появление нового пользователя не уменьшает это благо для других и не делает его качество хуже.
СВОЙСТВА НЕИСКЛЮЧАЕМОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ БЛАГ.Свойство неисключаемости означает, что люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются за это платить. Например, освещение улиц городов или национальная оборона. Если улица ночью освещается, то этим благом пользуются все — жители и гости данного города. Свойство неисключаемости порождает проблему оплаты блага. Кроме чистых общественных благ государство создает другие общественные блага, которые либо конкурентные, либо исключаемые. В качестве неконкурентного, но исключаемого блага может быть рассмотрен телевизионный или радиосигнал. Неконкурентным такое благо является, поскольку сигнал доступен всем и от количества пользователей не возникает дополнительных затрат. Но данное благо может стать исключаемым, если используется кабельное телевидение или зашифровка сигнала для приема по отношению к тем потребителям, которые за это не заплатили. Другой пример, когда благо является неисключаемым, но конкурентным. Богатство мирового океана является неисключаемым благом. Но если одни рыбаки вылавливают слишком много рыбы данного вида, то остальным остается меньше. Примером неисключаемого блага может служить также территория континента Антарктиды, единственная, где нет государственных границ, Но это благо конкурентно, поскольку на месте российской или американской научной базы никто уже не может построить свою. Чистые общественные блага при их производстве создают положительные внешние эффекты. Если создано общественное благо хотя бы для небольшого количества потребителей, им могут пользоваться все остальные. Например, если жильцы дома добились закрытия близлежащего экологически грязного предприятия, то пользоваться благом в виде чистого воздуха будут не только они, но и все горожане. СПРОС НА ЧИСТОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО.Кривая спроса на чистое общественное благо не может отражать зависимость объема блага от цены, поскольку невозможно разделить такое благо на отдельные единицы и установить на них цену. Кривая спроса на чистое общественное благо отражает сумму индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене. Потребители чистого общественного блага не имеют возможности корректировать объем этого блага, а должны потреблять имеющийся объем выпуска. Решение о создании общественного блага и его величине принимается государственными органами. Для лучшего понимания характера кривой спроса на чистое общественное благо следует провести сравнение с кривой спроса на рынке чистого частного блага. Кривая спроса на чистое частноеблаго получается путем суммирования индивидуальных объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси. Кривая спроса на чистое общественноеблаго получается путем суммирования предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. В реальной ситуации очень трудно собрать информацию о величине индивидуальной предельной полезности, получаемой от общественного блага. Потребители имеют возможность пользоваться общественным благом независимо от того, участвуют они в оплате его или нет. Каждый из потребителей надеется на то, что общественное благо будет оплачено другими. Возникает желание скрыть реальную ценность для себя общественного блага, чтобы его не оплачивать. Эта ситуация называется проблема «зайца» или безбилетника. Она характерна для больших групп, в которых трудно учесть всех потребителей общественного блага. Если общественное благо финансируется добровольными взносами, то количество «зайцев» возрастает. Поэтому государство производит общественные блага за счет обязательных платежей или налогов, независимо от получаемой индивидуальной пользы. Особенность производства чистых общественных благ лишает возможности потребителей контролировать их размер и качество. Ярким примером может служить военно-промышленный комплекс в России. Для того чтобы достичь национальной безопасности, не надо до бесконечности наращивать военные расходы, следует более эффектно использовать приемлемую для общества сумму. Например, в США расходы на оборону составляют 20% государственного бюджета, а в России 35%. При этом здесь состояние армии ухудшается. Военная реформа, настоятельно требующая перехода от количества к качеству, не может быть проконтролирована со стороны налогоплательщиков, а полностью зависит от государственных чиновников.
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА Во всех странах с разным уровнем экономического развития, к сожалению, существует такое явление, как теневая экономика. Однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой теневой сектор гораздо больше. В чем причина?
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ.Причин несколько. Государство воздействует на процесс спецификации прав собственности, но в рамках закона не всегда удается наделить правомочиями эффективных собственников. Люди начинают самостоятельно перераспределять правовые полномочия и защищать свои права, но выясняется, что осуществление этого в рамках закона или невозможно, или связано с высокими трансакционными издержками. Находится выход — отказаться от использования законодательно установленных норм и перейти к нелегальным нормам разрешения конфликтов по защите своих прав собственности. Поскольку в развивающихся странах правовая и судебная системы находятся на стадии становления и государство не в силах в полной мере защитить права и интересы граждан, теневой или нелегальный сектор экономики особенно велик. Другой причиной, порождающей рост теневой экономики, является слишком высокая цена подчинения закону. Эта цена складывается, во-первых, из трансакционных издержек, связанных с расходами по оформлению своего бизнеса, получению лицензий, а также юридическому оформлению контрактов, разрешению конфликтов; во-вторых, она связана с расходами по уплате налогов государству и выполнению законодательства в сфере труда, экологии, социальных программ и др. Когда издержки, вызванные подчинением закону, настолько велики, что не дают возможности развиваться бизнесу, фирмы уходят в теневой сектор. Деятельность криминального бизнеса, запрещенного законом, может осуществляться только в теневом секторе. Так называемая неофициальная экономика может существовать как в легальной, так и в нелегальной сфере. Выбор зависит от уровня издержек, которые возникают при подчинении закону или в условиях теневой экономики. Бизнес, сравнивая те и другие издержки, выбирает предпочтительную для себя зону действия.
ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ.Теневая экономика пагубно сказывается на всем макроэкономическом развитии страны. Уход участников теневой экономики от уплаты налогов перекладывает бремя по производству общественных благ на меньшее число налогоплательщиков. Государство вынуждено повышать налоги для выполнения своих программ. А это, в свою очередь, подталкивает к разрастанию теневого сектора: • занятые в теневом секторе люди по найму лишены правовой защиты со стороны государства и социальных гарантий. Работа в теневых структурах не идет в стаж, их руководители не делают пенсионных отчислений, работники полностью бесправны; • разросшийся теневой сектор не позволяет государству проводить эффективную экономическую политику, регулировать макроэкономические процессы; • теневой сектор нацелен на получение быстрой прибыли, поэтому связан с хищническим использованием ресурсов; • наличие криминального бизнеса, связанного с производством
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: почему теневой бизнес в России получил такой размах? В России масштабы теневой экономики за годы реформ значительно увеличились. По различным опенкам они составляют от 20 до 50% ВВП. Существенно, что «в тень» уходят не традиционно нелегальные товары — оружие и наркотики, но практически все виды производимой продукции. Реально действующих механизмов вытеснения фирм в сферу теневой экономики несколько. Одной из важнейших форм теневой активности и уклонения от уплаты налогов является наличный оборот. Подобная схема получила широкое распространение в 1993—1994 гг. В России в последние годы помимо традиционных, используемых на Западе схем получили распространение другие варианты. Отечественная изобретательность, не знающая границ, породила вариант минимизации налогов с использованием неучтенного оборота. Это предполагает обязательное проведение фиктивных сделок не только по изъятию части дохода, полученного в наличной форме, но и замещение одних видов затрат другими. Классическим примером этого служит замещение зарплаты фиктивными материальными издержками. Применение подобного варианта делает возможным включение в схему предприятий, которые непосредственно не получают наличных денег за свои товары и услуги. Вся эта схема способствует увеличению количества участников операции. При использовании этого варианта одна из компаний является подставной фирмой-однодневкой. Эта фирма существует всего несколько месяцев, а потом исчезает из правового поля, не предоставляя ни одного отчета налоговым органам. На этой фирме замыкаются все возможные нестыковки финансовых и товарных потоков, которые возникают у легальных предприятий, участвующих в этой схеме. Риск разоблачения легальных предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов, существенно снижается, а масштабы ухода от налогов в стране увеличиваются. Такие схемы могут применяться на всех типах предприятий, однако на крупных предприятиях, когда в курсе дела большое количество людей, следовать этой схеме труднее. Также в малых городах эту схему применяют реже, поскольку фирме-однодневке затеряться в крупном городе гораздо легче.
![]() |