![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Российская Федерация на современном этапе
Основные понятия темы: гласность, гражданское общество, демократизация, новое политическое мышление, перестройка, правовое государство, президентская республика, рыночная экономика, ускорение. Исторические деятели: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Н.И. Рыжков, Е.К. Лигачев, Э.А. Шеварднадзе, Г.И. Янаев, В.С. Павлов, В.А. Крючков, Д.Т. Язов, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, А.В. Руцкой, Г.А. Зюганов, Г.А. Явлинский, В.В. Жириновский, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, В.В. Путин. Основные документы эпохи: Конституция РФ Контрольные даты: 1985, март – избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС 1988, июнь – XIX Всесоюзная партийная конференция 1989, май-июнь – I Съезд народных депутатов СССР 1990, март – избрание М.С. Горбачева президентом СССР (III Съезд народных депутатов СССР) 1990, 12 июня – принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1991 – роспуск СЭВ и ОВД 1991, 12 июня – избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР 1991, 19-21 августа – путч ГКЧП в Москве 1991, 8 декабря – Беловежские соглашения о роспуске СССР и образовании СНГ 1991, 25 декабря – отставка М.С. Горбачева с поста президента СССР 1993, 12 декабря – принятие Конституции РФ 1994, декабрь – 1996, декабрь – война в Чечне 1996, 3ююля – избрание Б.Н. Ельцина президентом РФ 2000, 26 марта – избрание В.В. Путина президентом РФ. Методические рекомендации к теме: Рассматривая данную тему, необходимо показать неизбежность радикальных изменений, начатых по инициативе М.С. Горбачева. Уместно остановиться на этапах перестройки, структурируемых стратегией ускорения (1985-1988 годы) и демократизации (1988-1991 годы). Анализируя реализацию «нового мышления» во внешней политике, целесообразно остановиться как на позитивных, так и на негативных сторонах этого процесса. Исследуя итоги августовского путча 1991 года, распад СССР, заключение Беловежских соглашений, уместно высказать свою точку зрения по этим проблемам с привлечением конкретных аргументов. Анализируя основные направления политики России в эпоху правления Б.Н. Ельцина, следует дать оценку монетаристскому курсу в экономике (либерализация цен, приватизация), корректировке этого курса через усиление государственного вмешательства, распространению либеральной идеологии. Важно уяснить направления внешней политики России в начале и середине 90-х гг. XX столетия. Нужно обратить внимание на сложность взаимоотношений России и Украины в решении вопросов о принадлежности Крыма и разделении Черноморского флота. Следует продумать значение подписания Российско-Белорусского союза, демонстрирующего более высокую степень сближения двух государств. Необходимо учитывать тот факт, что после крушения СССР осталась единственная сверхдержава – США, которая стремится диктовать миру свои условия внешней политики. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Содержание лекционного курса
Тема 1 (4часа). История как наука. Методологические проблемы исторической науки. Понятие истории. Предмет исторической науки. Методология истории. Принципы, основные категории и методы исторической науки. Историческое сознание и его функции. Основные концепции исторического процесса. Проблема особенностей исторического развития России в исторической науке. Тема2 ( 2часа). Восточные славяне в древности. Образование государства у восточных славян. Проблема происхождения восточных славян. Догосударственная Русь: расселение, соседи, занятия, верования восточных славян. Образование древнерусского государства: проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства.
Тема 3 (2 часа). Русь в период политической раздробленности. Причины и предпосылки феодальной раздробленности. Характеристика основных княжеств и земель. Борьба русских земель с иноземными нашествиями в ХIII веке.
Тема 4 (4 часа). Образование единого централизованного государства Причины и предпосылки, особенности процесса объединения русских земель. Этапы объединения и их характеристика.
Тема 5 (2 часа). Политическое развитие России в XVIIв. Смутное время в истории России: причины, периодизация, характеристика отдельных этапов, итоги и последствия. Политический строй России в XVII в.: эволюция от сословно-представительной монархии к абсолютной.
Тема 6 (4 часа). Россия в XVIII в. Предпосылки модернизации. Абсолютизм, признаки абсолютизма. Оформление абсолютизма: реформы первой четверти XVIII в.Итоги и значение реформ Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов». «Просвещенный абсолютизм» в России. Внутренняя и внешняя политика во второй половине XVIII в.
Тема 7 (2 часа). Россия в первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.: особенности социально-экономического развития, основные тенденции в изменении сословной структуры. Правление Александра I. Сперанский М.М., административные реформы. Война 1812г. Особенности внутренней политики в 1815-1825гг. Особенности внутренней политики Николая I. Централизация и бюрократизация управления. Кодификация законов. Политика в области просвещения и цензуры. Крестьянский вопрос в политике правительства Николая I:
Тема 8 (2 часа): Буржуазное реформирование Российской империи. Объективные и субъективные предпосылки реформ 60-70-х гг. Крестьянский вопрос: этапы решения. Политические реформы 60—70-х гг. Социально-политические последствия реформ.
Тема 9 (2 часа). Первая российская революция. Революционный кризис 1905-1907 гг.: предпосылки, характер, последствия. Эволюция государственной власти: изменения в политической системе в 1905–1907 гг. Предпосылки и особенности формирования российской многопартийности, политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Тема 10 (2 часа). Россия в 1917-1918 гг.: альтернативные пути развития и установление большевистской диктатуры. Февральская революция 1917г. Установление двоевластия. Причины победы и значение Февральской революции. Политические силы от Февраля к Октябрю: основные политические группы и партии, их требования, программы. Многовариантность развития политической ситуации после февральской революции. Октябрьский переворот: лозунги новой власти, II съезд Советов и его решения. Вопрос об Учредительном собрании. Брестский мир. Установление однопартийного политического режима. Социально-экономические преобразования новой власти, завершение социалистического переворота летом 1918 г. Тема 11(2часа).Советское общество в 20-30-е годы. Обстановка в стране после окончания военных действий. Социально-политический кризис 1920 г. Причины и значение перехода к НЭПу. НЭП и военный коммунизм: сравнительный анализ. Образование СССР. Принципы мирного сосуществования и конфронтация во внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е гг. Тема 12(2 часа). Советская внешняя политика. Великая Отечественная война. Принципы мирного сосуществования и конфронтация во внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е гг. Современные споры о международном кризисе 1939 - 1941 гг. Военно-стратегическое положение СССР накануне Великой Отечественной войны, военно-экономическая и идеологическая подготовка к войне. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Этапы Великой Отечественной войны и их характеристика. Цена и значение победы СССР в войне. Тема 13 (2 часа). СССР в постсталинский период Сер.50 - сер.60-х гг.). Перестановки в политическом руководстве страны после смерти Сталина, приход к власти Н.С. Хрущева. Восстановление законности в стране. ХХ съезд КПСС и его значение, оценка культа личности Сталина. «Хрущевская оттепель»; политические реформы. Попытка смещения Хрущева с поста Первого секретаря (1957 г.). Преобразования в области экономики, их непоследовательность, результаты. Коммунистические иллюзии Хрущева. Тема 14 (2 часа). «Перестройка» в СССР. Кризис административно-командной системы; объективная необходимость политических и экономических преобразований в стране. «Перестройка» в СССР. Борьба за реформирование СССР. Август 1991 г. Распад СССР, образование СНГ.
![]() |