![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Романская архитектура. Основные архитектурные и художественные памятники X – XII вв
В X веке складывается романский стиль. Наиболее ярко представлен во Франции, Италии, Германии. Романские соборы, каменные со сводчатым перекрытием, просты и строги. У них мощные стены, это, по существу, храмы-крепости. С первого взгляда романский собор грубоват и приземист. Его портал символизирует небесные врата, над которыми как бы возносился Бог-триумфатор и высший судия. Ваятелями в Средние века очень часто были люди просты и неграмотные. Они вносили в свое творение религиозное чувство. Романская архитектура не была связана с городом — монастыри, замки и храмы располагались, главным образом, среди сельского ландшафта, на холме, на возвышенном берегу реки и прекрасно гармонировали с природой. Таковы знаменитые приреинские соборы — наиболее совершенные образцы романского зодчества в Германии: соборы в Вормсе, Майнце и Шпейере. Они неоднократно перестраивались, а самой отличительной их чертой является грандиозность и пышность. Замечательные памятники романской архитектуры сохранились в Италии, где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция. Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились жилые многоэтажные дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др. Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византийское и римское влияние. Она более естественна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное создание средневековой романской архитектуры Италии — венецианский собор Св. Марка (строился в 1063-1085 гг., достраивался в XIII в.). Собор Св. Марка, созданный по образцу византийских церквей, был важнейшим религиозным и государственным центром Венецианской республики. Он имеет четкий крестово-купольный план и обильно украшен мрамором и мозаиками.
Вершина романского стиля соборы в Клюни, Отене.
Романская цитадель Каркассона – комполекс светствих замковых сооружений.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора: В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства
![]() |