Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Экономические аспекты развития внутрифирменного предпринимательства



Формирование системы внутрифирменного предпринимательства и внутрипроизводственных эконо­мических отношений предполагает использование элементов рыночной экономики в структурных подразделениях предприятия. Од­ним из основных элементов является распределение части прибыли пред­приятия от реализации между его производственными подразделениями и формирование на этой основе валовой прибыли последних.

Распределение прибыли предприятия осуществляется с помощью нормативов, которые устанавливают экономические границы распреде­ления дохода между государственным бюджетом, предприятием и его трудовым коллективом. Эти границы определяются ставками отчисле­ний и платежей. Границы распределения остающейся в распоряжении предприятия прибыли между ним и его самостоятельными производст­венными подразделениями также определяются различными нормати­вами, в частности нормативами образования на уровне предприятия фондов накопления, потребления, резервного фонда.

Таким образом, распределению между подразделениями может под­лежать та часть прибыли от реализации, которая остается после всех рас­четов предприятия с государственным бюджетом, государственным и коммерческими банками, другими кредиторами, выплаты дивидендов и образования фондов на уровне предприятия.

Остаточный принцип распределения заводской прибыли позволяет аккумулировать часть средств на уровне предприятия с целью централи­зованного решения некоторых важнейших вопросов перспективного развития предприятия (реконструкция и техническое перевооружение предприятия, освоение новых видов продукции, расширение произ­водственных мощностей, осуществление мероприятий в социальной сфере и др.).

Критерием распределения части прибыли предприятия между его производственными подразделениями являются добавленные издержки производства подразделений, которые включают в себя собственные за­траты данного производственного подразделения и затраты (добавлен­ные издержки) вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений, которые на договорной основе с ним сотрудничают.

Итак, распределение части прибыли предприятия от реализации меж­ду его производственными подразделениями происходит пропорци­онально добавленным издержкам производства с помощью специально­го коэффициента распределения:

,

где — часть прибыли предприятия от реализации, которая подле­жит распределению между его производственными подраз­делениями;

— суммарные добавленные издержки производства в полной се­бестоимости реализуемой предприятием продукции.

Коэффициента доводится до подразделений в виде нормы рентабель­ности, одинаковой для всех цехов и служб, что обеспечивает равную стар­товую базу и сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предпри­ятия. На основе коэффициента распределения формируются планово-расчетные внутризаводские цены на продукцию, работы и услуги подраз­делений, а следовательно, формируется прибыль подразделений.

Добавленные издержки производства — это все текущие затраты произ­водства в подразделении, для которого устанавливается расчетная цена на изделие, за исключением стоимости покупных материалов и ресурсов и стоимости полуфабрикатов, поступивших по внутризаводским коопе­рированным поставкам от других подразделений предприятия:

,

где — смета затрат на производство -го изделия -м подразделени­ем (смета затрат на проведение -го вида работ, оказания ус­луг);

— стоимость покупных материалов и ресурсов в себестоимос­ти -го вида продукции (работ, услуг) -го подразделения;

— объем кооперированных поставок комплектов для -го изде­лия -м подразделением -му подразделению по технологи­ческой цепочке основного производства;

— планово-расчетная цена комплекта для -го изделия, полу­ченного от -го подразделения.

Объем кооперированных поставок полуфабрикатов и комплектов де­талей по планово-расчетным ценам определяется только для цехов ос­новного производства (заготовительных, механических и сборочных), которые образуют технологическую цепочку основного производства. Исключение объема кооперированных поставок из сметы затрат на про­изводство основных цехов происходит с целью избежания повторного счета в добавленных издержках производства данных подразделений, а следовательно, с целью избежания повторного счета при определении планово-расчетных цен на продукцию данных подразделений.

Такой подход позволяет обеспечить сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предприятия.

При определении добавленных издержек вспомогательных, обслужи­вающих и обеспечивающих подразделений из их сметы затрат вычитает­ся только стоимость покупных материалов и ресурсов. На себестоимость основных производственных цехов услуги вспомогательных, обслужива­ющих и обеспечивающих подразделений относятся лишь в размере пла­новых издержек производства, т.е. в пределах утвержденной в рамках централизованного планирования сметы затрат. В состав планово-рас­четной цены на работы и услуги вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений входят также плановые добавленные издержки.

Такие планово-расчетные цены фигурируют в договорных отношени­ях и используются во взаиморасчетах с основными цехами.

Перерасход добавленных издержек производства по сравнению с пла­новым заданием покрывается соответствующими подразделениями за счет собственной прибыли.

 

Внутризаводские планово-расчетные цены — один из основных инстру­ментов организации внутризаводских экономических отношений. Они составляют основу договорных отношений между предприятием и его подразделениями относительно материально-технического обеспечения последних и поставки готовой продукции на склад предприятия, а также между самими подразделениями относительно реализации продукции (работ, услуг) по внутризаводской кооперации.

Основу формирования внутризаводских планово-расчетных цен со­ставляют добавленные издержки производства [3,c.155]:

,

где — планово-расчетная цена -го изделия (вида работ или услуг) -го подразделения;

— добавленные издержки на производство -го изделия (на вы­полнение -го вида работ или услуг) -м подразделением;

коэффициент распределения прибыли, который доводится до всех подразделений в виде единой нормы рентабельности.

Такой подход позволяет экономическому (финансовому) управлению предприятия установить объективные планово-расчетные цены на внут­ризаводском уровне, а производственным подразделениям - формиро­вать прибыль:

,

где — прибыль -го подразделения, полученная от реализации -го вида продукции (выполнения работ, оказания услуг);

— планово-расчетная цена -го изделия (работы, услуги) -го подразделения;

— добавленные издержки на производство -го вида изделия (плановые добавленные издержки на проведение -го вида работ, оказания услуг) -го подразделения.

Что касается внутризаводских кооперированных поставок, стоимость которых не входит в планово-расчетную цену, то для экономического стимулирования их рационального использования до подразделений до­водятся обязательные к соблюдению нормы, нормативы и лимиты.

Это же относится и к формированию планово-расчетных цен на услу­ги непроизводственных подразделений.

В то же время методический подход к формированию оптовых цен различных юридических лиц, входящих в состав акционерно­го общества (АО), не должен быть одинаковым, поскольку они являются самостоятельными предприятиями. Тем не менее экономические интере­сы АО должны быть учтены. Приоритет экономических интересов АО - учредителя юридического лица - должен быть закреплен в со­ответствующем учредительном договоре. В связи с этим договорные цены на их продукцию, работы и услуги товариществ и кооперативов, принимаются лишь в том случае, если заложенная в них средняя рентабельность не превышает средней рентабельности продук­ции предприятия-учредителя. Кроме того, верхняя граница этих цен не должна превышать оптовые (прейскурантные) цены специализирован­ных предприятий, т. е. оптовые цены на капитальный ремонт не должны превышать прейскурантных цен ремонтных предприятий, цены на запасные части не должны превышать оптовых цен заводов-изготовителей и т. д.

При отсутствии соответствующих оптовых (прейскурантных) цен ко­оперативы и товарищества реализуют свою продукцию (работы, услуги) по договорным ценам с рентабельностью, которая не должна быть выше рентабельности продукции акционерного общества:

; ,

где — договорная цена на продукцию товариществ и кооперативов в составе АО;

— себестоимость продукции (работ, услуг) товариществ и коопе­ративов в составе АО;

— рентабельность продукции товариществ и кооперативов в составе АО;

— средняя по предприятию рентабельность продукции.

Следует отметить, что если внутризаводские планово-расчетные цены на продукцию (работы, услуги) подразделений предприятия являются инструментом организации внутризаводских экономических отношений и функционируют исключительно на внутризаводском уровне, юридические лица в составе АО, имеют право заключать договоры и реализовывать свою продукцию сто­ронним предприятиям и организациям. В этом случае ограничением договорных цен на их продукцию (работы, услуги) может служить только рыночная категория спроса.

 



Просмотров 1555

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!