![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Экономические аспекты развития внутрифирменного предпринимательства
Формирование системы внутрифирменного предпринимательства и внутрипроизводственных экономических отношений предполагает использование элементов рыночной экономики в структурных подразделениях предприятия. Одним из основных элементов является распределение части прибыли предприятия от реализации между его производственными подразделениями и формирование на этой основе валовой прибыли последних. Распределение прибыли предприятия осуществляется с помощью нормативов, которые устанавливают экономические границы распределения дохода между государственным бюджетом, предприятием и его трудовым коллективом. Эти границы определяются ставками отчислений и платежей. Границы распределения остающейся в распоряжении предприятия прибыли между ним и его самостоятельными производственными подразделениями также определяются различными нормативами, в частности нормативами образования на уровне предприятия фондов накопления, потребления, резервного фонда. Таким образом, распределению между подразделениями может подлежать та часть прибыли от реализации, которая остается после всех расчетов предприятия с государственным бюджетом, государственным и коммерческими банками, другими кредиторами, выплаты дивидендов и образования фондов на уровне предприятия. Остаточный принцип распределения заводской прибыли позволяет аккумулировать часть средств на уровне предприятия с целью централизованного решения некоторых важнейших вопросов перспективного развития предприятия (реконструкция и техническое перевооружение предприятия, освоение новых видов продукции, расширение производственных мощностей, осуществление мероприятий в социальной сфере и др.). Критерием распределения части прибыли предприятия между его производственными подразделениями являются добавленные издержки производства подразделений, которые включают в себя собственные затраты данного производственного подразделения и затраты (добавленные издержки) вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений, которые на договорной основе с ним сотрудничают. Итак, распределение части прибыли предприятия от реализации между его производственными подразделениями происходит пропорционально добавленным издержкам производства с помощью специального коэффициента распределения:
где
Коэффициента Добавленные издержки производства — это все текущие затраты производства в подразделении, для которого устанавливается расчетная цена на изделие, за исключением стоимости покупных материалов и ресурсов и стоимости полуфабрикатов, поступивших по внутризаводским кооперированным поставкам от других подразделений предприятия:
где
Объем кооперированных поставок полуфабрикатов и комплектов деталей по планово-расчетным ценам определяется только для цехов основного производства (заготовительных, механических и сборочных), которые образуют технологическую цепочку основного производства. Исключение объема кооперированных поставок из сметы затрат на производство основных цехов происходит с целью избежания повторного счета в добавленных издержках производства данных подразделений, а следовательно, с целью избежания повторного счета при определении планово-расчетных цен на продукцию данных подразделений. Такой подход позволяет обеспечить сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предприятия. При определении добавленных издержек вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений из их сметы затрат вычитается только стоимость покупных материалов и ресурсов. На себестоимость основных производственных цехов услуги вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений относятся лишь в размере плановых издержек производства, т.е. в пределах утвержденной в рамках централизованного планирования сметы затрат. В состав планово-расчетной цены на работы и услуги вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений входят также плановые добавленные издержки. Такие планово-расчетные цены фигурируют в договорных отношениях и используются во взаиморасчетах с основными цехами. Перерасход добавленных издержек производства по сравнению с плановым заданием покрывается соответствующими подразделениями за счет собственной прибыли.
Внутризаводские планово-расчетные цены — один из основных инструментов организации внутризаводских экономических отношений. Они составляют основу договорных отношений между предприятием и его подразделениями относительно материально-технического обеспечения последних и поставки готовой продукции на склад предприятия, а также между самими подразделениями относительно реализации продукции (работ, услуг) по внутризаводской кооперации. Основу формирования внутризаводских планово-расчетных цен составляют добавленные издержки производства [3,c.155]:
где
Такой подход позволяет экономическому (финансовому) управлению предприятия установить объективные планово-расчетные цены на внутризаводском уровне, а производственным подразделениям - формировать прибыль:
где
Что касается внутризаводских кооперированных поставок, стоимость которых не входит в планово-расчетную цену, то для экономического стимулирования их рационального использования до подразделений доводятся обязательные к соблюдению нормы, нормативы и лимиты. Это же относится и к формированию планово-расчетных цен на услуги непроизводственных подразделений. В то же время методический подход к формированию оптовых цен различных юридических лиц, входящих в состав акционерного общества (АО), не должен быть одинаковым, поскольку они являются самостоятельными предприятиями. Тем не менее экономические интересы АО должны быть учтены. Приоритет экономических интересов АО - учредителя юридического лица - должен быть закреплен в соответствующем учредительном договоре. В связи с этим договорные цены на их продукцию, работы и услуги товариществ и кооперативов, принимаются лишь в том случае, если заложенная в них средняя рентабельность не превышает средней рентабельности продукции предприятия-учредителя. Кроме того, верхняя граница этих цен не должна превышать оптовые (прейскурантные) цены специализированных предприятий, т. е. оптовые цены на капитальный ремонт не должны превышать прейскурантных цен ремонтных предприятий, цены на запасные части не должны превышать оптовых цен заводов-изготовителей и т. д. При отсутствии соответствующих оптовых (прейскурантных) цен кооперативы и товарищества реализуют свою продукцию (работы, услуги) по договорным ценам с рентабельностью, которая не должна быть выше рентабельности продукции акционерного общества:
где
Следует отметить, что если внутризаводские планово-расчетные цены на продукцию (работы, услуги) подразделений предприятия являются инструментом организации внутризаводских экономических отношений и функционируют исключительно на внутризаводском уровне, юридические лица в составе АО, имеют право заключать договоры и реализовывать свою продукцию сторонним предприятиям и организациям. В этом случае ограничением договорных цен на их продукцию (работы, услуги) может служить только рыночная категория спроса.
![]() |