Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Строение органов периферического отдела артикуляторного аппарата



От составителей

Одним из распространенных речевых нарушений у младших школьников является дизорфография. Дизорфография — это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Симптоматика данной патологии у младших школьников носит полиморфный характер. Ее типичными проявлениями являются: нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания, трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме.

Дизорфография может проявляться как изолированно, так и в структуре такого сложного дефекта как общее недоразвитие речи, при нерезко выраженном общем недоразвитии речи, в сочетании с нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией).

У младших школьников с дизорфографией не сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий.

При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.

Данную патологию следует отличать от трудностей иного характера при усвоении и применении правил правописания. Они возникают из-за частых болезней ребенка, педагогической запущенности, одновременного использования нескольких методик обучения и некоторых других причин. При этом учащиеся допускают также большое количество орфографических ошибок. Ученики не усваивают орфограммы, которые подчиняются нескольким принципам написания. Однако данные затруднения не приобретают стойкого характера и преодолеваются при систематической работе над правилами.

Коррекция дизорфографии предполагает использование специально разработанной методики. Она является результатом десятилетней работы с младшими школьниками по данной проблеме.

Значительная часть учащихся с дизорфографией имеет речевые нарушения. Поэтому 1-й раздел представленной методики является частью речевой карты, которая заполняется при логопедическом обследовании каждого школьника. Речевой материал может меняться учителем или логопедом согласно программным требованиям.

По степени выраженности выделяется 3 вида дизорфографии: тяжелая (низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего), средняя (в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне). При легкой степени дизорфографии ученики выполняют более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные - на среднем и высоком уровнях.

Данное исследование позволяет организовать коррекционную работу более эффективно и целенаправленно.

В представленной методике используются некоторые приемы, описанные в работах Д.Н.Богоявленского, Р.И.Лалаевой, Л.Ф.Спировой и др.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Анкетные данные;

а) фамилия, имя;

б) возраст;

в) школа и класс;

г) национальность;

д) домашний адрес.

Анамнез

Устанавливается анамнез нормальный или анамнез отягощенный (патологическим протеканием беременности и родов матери ребенка). Уточняются особенности формирования устной и письменной речи испытуемого. Отмечается наличие речевых нарушений у родителей и родственников, а также имеющиеся нервно-психические и соматические заболевания до рождения ребенка. Выясняется нервно-психическое и физическое состояние школьника по данным медицинской карты, делается выписка.

Состояние звукопроизношения

Характер нарушения звукопроизношения гласных и согласных звуков определяется по общепринятой методике исследования: произношение изолированных звуков и в слоговых сочетаниях; в словах различной структуры; предложениях и связной речи. Дается характеристика произносительной стороны речи (нарушенного звука или группы звуков).

Строение органов периферического отдела артикуляторного аппарата

Путем осмотра периферического отдела артикулярного аппарата выявляется наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении челюстей, зубов, губ, языка, твердого и мягкого неба.

Речевая моторика

При исследовании учитываются следующие параметры выполнения заданных положений губ, языка: объем движений, точность переключения с одного движения на другое, самостоятельность, их координированность, наличие синки-незий. При этом используются методы и приемы, широко описанные в литературе.

Слуховая функция

А. Из медицинской карты выписываются заключение о состоянии биологического слуха. Экспериментатор отмечает нормальный или сниженный слух.

Б. На основании проведенной беседы с учащимся : и выполненных им специальных заданий проводится анализ восприятия обращенной к ребенку речи. (Используются традиционные приемы исследования.)



Просмотров 1131

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!