![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Экономика Советского Союза и Казахстана в 60-70-е гг. XX в. Экономические реформы 60-х гг
После прихода к власти нового руководства во главе с Л. И. Брежневым были предприняты попытки придать cоветской экономике новое дыхание. С 1965 г. стала внедряться реформа по переводу предприятий и организаций в новые условия хозяйствования, расширявшая экономический инструментарий воздействия, вместо административных методов. Однако дальнейший ход реформы оказался невозможен по политическим причинам (из-за событий в Чехословакии и Польше), так что с конца 60-х годов наметилась явная тенденция к консерватизму. Быстрые темпы экономического роста, характерные для 30-50-х годов, сменились периодом постепенного замедления прироста производительности по мере того, как сокращался разрыв уровня жизни с развитыми капиталистическими странами. В современной историографии 60-80-ые годы называют застойными, т.к. в начале 70-х гг. XX века происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х гг. XX века. Поднять эффективность общественного производства не удалось, но вместе с тем, эти годы в советской истории были благополучными, особенно когда дело касалось уровня жизни народа. Выросли показатели среднего роста промышленности и сельскохозяйственного производства. В 1966-1970 гг народнохозяйственный комплекс достиг наивысших индексов роста со времен введения плановой экономики. За 1965-1985 гг. Республика превратилась в один из крупнейших, промышленных регионов СССР. К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании которых было занято 1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики. В 1970—.1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. В их числе Казахский газоперерабатывающий завод, Шевченковский завод пластмасс, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате; Экибастузская и Ермаковская ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Чимкентский и Джамбулский фосфорные заводы, Жайремский горно-обогатительный комбинат и др. По объему промышленного производства Казахстан занимал третье место в СССР (после РСФСР и Украины). Сформировались территориально- производственные комплексы—Мангышлакский, Каратау-Джамбулский и Павлодар-Экибастузский. Если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно заметить ее явно обозначившуюся сырьевую направленность. Преимущественное развитие получили топливно-энергетический комплекс, цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли. В результате сложился относительно высокий удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из республики сырьевые ресурсы и 'получая громадную прибыль, союзные ведомства, в ведении которых находилось около половины промышленности республики, почти не вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие социальной инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану окружающей среды. Плачевное положение складывалось и в аграрном секторе. Несмотря на постоянное наращивание капитальных вложений в сельское хозяйство, двукратный рост его энергетических мощностей, объемы валовой продукции не только не возрастали, но, напротив обнаруживали устойчивую тенденцию к убывании. Располагая на своей территории 2/3 мировых черноземов, занимая 1 место в мире по площади сельхозугодий, являясь абсолютным лидером по поголовью крупного рогатого скота, овец, свиней и птицы, обладая стадом товаров, в 10 раз большим, чем Великобритания и 40 с лишним раз, чем Дания, страна оставалась крупнейшим импортером продовольствия. И хотя в 70-е годы XX века еще не раз предпринимались попытки улучшить механизм хозяйствования, планирования и стимулирования, должного эффекта это не принесло. В нарастании кризисных явлений в 70- 80 гг. виновата прежде всего командно-административная система. Неэкономические методы управления отчуждали труженников от производства, создавали бесхозяйственность и несамостоятельность. Экстенсивная и антинародная по своей сути экономика КПСС в эти годы полностью исчерпала себя и нуждалась в коренной ломке системы.
78. Послание Президента Республики Казахстан «20 шагов к обществу всеобщего труда»
Программное выступление Президента страны - это важнейший политический документ, каждая строка которого продиктована временем и самой жизнью. В нем Глава государства предложил новаторскую концепцию развития Казахстана, базирующуюся на идее Общества всеобщего труда, в котором труд должен выйти на первый план как решающий национальный фактор социальной модернизации и глобальной конкурентоспособности. Сегодня цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием страны и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации. Сегодня труд – как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции, – должен быть выдвинут на первый план. Задачи: • Предстоит на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий, как в вопросах информирования граждан, так и укрепления постоянной «обратной связи» государства и населения. • Важно создать условия непрерывного роста среднего класса, зарождения и развития креативного класса – главных движущих сил инновационной экономики. • Преодолеть такие явления, как иждивенчество и социальный инфантилизм, внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством. • Важный аспект модернизации – создание в Казахстане эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти. Именно на решение этих задач должны быть сориентированы все госорганы. Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться. Во-первых, это принцип ЭВОЛЮЦИОННОСТИ. Не должно быть никакого «забегания вперед». Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню развития и возможностям казахстанской экономики. Во-вторых, принцип ОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации. В-третьих, принцип ПАРТНЕРСКОГО УЧАСТИЯ. Вся работа должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Задача власти здесь в том, чтобы обеспечивать рациональный баланс интересов государства, общества и личности. В-четвертых, принцип СТИМУЛИРОВАНИЯ. Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности. В-пятых, принцип ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. Все принимаемые решения должны быть досконально просчитаны, приниматься с учетом научно проработанной целесообразности на основе изучения мирового опыта.
![]() |