Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Теории мышления в тифлопсихологии



Изучая мышление, буржуазные тифлопсихологи исходили из ненаучных механистических, идеалистических и других философских и общепсихологических концепций что, естественно, отразилось на их теоретических построениях.

Наиболее распространенная концепция утверждала что потеря зрения способствует более раннему, быстрому развитию логического мышления у слепых, нежели у нормально видящих. Основываясь на рационалистических и идеалистических философских построениях, тифлопсихологи этого направления разрывали единство чувственного и логического, противопоставляли образное и понятийное, не видели диалектики перехода от ощущения к мысли.

Возникшая в западноевропейской тифлопсихологии и берущая свое начало от Вюрцбургской школы чистого мышления концепция преимущественного по сравнению с нормой развития логического мышления слепых, утверждавшая его более быстрое и раннее по сравнению со зрячими развитие, в своей основе имела антидиалектическое положение, согласно которому чувственные данные не только не способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления. А отсюда следовало, что, чем меньше ощущений вторгается в фиксационную точку сознания (А. А. Крогиус), тем интенсивнее работает мысль, тем глубже сосредоточение слепых на своем внутреннем

мире. А это будто бы открывает широкие возможности для научного и художественного творчества, особенно в области математики, музыки, литературы.

Однако подобные утверждения являются умозрительными, так как не подтверждены ни практикой слепых, ни иэкспериментами, а немногочисленные примеры слепых, достигшие высокого уровня интеллектуального развития,свидетельствуют лишь о принципиальной возможности высокого умственного развития при отсутствии зрения, ноникак не могут доказать более раннего и быстрого развития мышления, достигающего более высокого, нежели в норме, уровня. Еще более наивными и не выдерживающими критики являются попытки обосновать независимость мышления от чувственного познания, а также отрицательное влияние последнего на мыслительную деятельность.

Противоположную позицию занимали тифлопсихологи, развивавшие концепцию, согласно которой слепота тормозит и ограничивает развитие мышления. Эта тифлопсихологическая концепция является вариантом ассоциативной теории, широко распространенной в психологической науке конца XIX начала XX века.

Представители этого направления правильно замечали, что недостатки в области чувственного познания неизбежно должны сказаться в сфере мышления, однако сведение содержания мышления к представлениям, уподобление мыслительных процессов течению ассоциаций различной сложности привело их к отрицанию возможности компенсаций дефекта, к утверждению фатальной неизбежности ограниченности умственного развития слепых.

Несмотря на полярность взглядов, тифлопсихологов,то утверждавших преимущественное развитие мышления слепых, либо, напротив, его ограниченность, объединяет недиалектический подход к процессу познания, неспособность увидеть соотношение и взаимосвязь чувственного и логического, что и приводит в результате либо к разрыву, либо к отождествлению последних.

Подлинно научный подход к чрезвычайно важным процессам мышления при дефектах зрения возможен только с позиций диалектического материализма, рассматривающего мыслительную деятельность в неразрывной связи с чувственным познанием, утверждающего их единство.

Мыслительные процессы, являясь актами познания, раскрывают закономерности существования объективного мира. Выявление связей, отношений, а также основных свойств и сущности явлений и объектов действительности осуществляется посредством мыслительных операций.

Очевидно, что успешность этих операций на уровне чувственного отражения зависит от сохранности и степени развития анализаторного аппарата.

Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют также операции анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным

отражением свойств и признаков объектов, а с другой, относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результате чего страдают сравнение и дифференцировка. Эти же причины лежат и в основе трудностей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.



Просмотров 1395

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!