![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ценовая политика предприятия
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы» Кафедра Налогообложения и учета
Контрольная работа на тему: Ценовая политика предприятия. Характеристика методов ценообразования.
Выполнил: студент группы 10310 Татарникова.В.В Проверил: кандидат.эк.наук,доцент Конюкова.Н.И
Новосибирск 2011 Оглавление Оглавление Оглавление. 2 Введение. 3 Ценовая политика на различных рынках. 3 Содержание. 4 Ценовая политика предприятия. 4 Методы ценообразования. 8 Классификация методов ценообразования. 13 Заключение. 15 Список литературы.. 16
Введение Ценовая политика на различных рынках Цена — это денежное выражение стоимости товара. Рыночная цена формируется под влиянием нескольких факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют ее минимальную величину[1]. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
Содержание Ценовая политика предприятия Под Ценовой политикой предприятия — следует понимать концепцию формирования и применения системы цен на продукцию организации, направленную на достижение целей организации. Ценовая политика - это особая область финансовых отношений, возникающих у организации с контрагентами: поставщиками и покупателями. Поэтому ценовая политика организации условно может быть представлена в виде двух частей. Во - первых, это часть ценовой политики, отражающая финансовые отношения с покупателями по поводу цен на реализацию готовой продукции. Во - вторых, часть ценовой политики, отражающая финансовое отношение с поставщиками по поводу цен на приобретаемым и потребляемые ресурсы. Эти две части ценовой политики организации тесно связаны друг с другом. Существуют три основные цели ценовой политики: § обеспечение выживаемости; § максимизация прибыли; § удержание рынка. Обеспечение выживаемости (сбыта) — это главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены. К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не очень уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. На систему ценообразования, а соответственно на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно:
Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность — они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен. Ценовые стратегии — это обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:
Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К стратегиям дифференцированного ценообразования относятся:
Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. К стратегиям конкурентного ценообразования относятся: 1. Ценовая стратегия проникновения на рынок — основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства; используется для внедрения новых товаров на рынок. 2. Ценовая стратегия по «кривой освоения» — базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии те, кто приобретает товар в начале делового цикла, покупают его по более низкой цене, чем последующие потребители. 3. Ценовая стратегия сигнализирования — строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах (пример — успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров). 4. Ценовая географическая стратегия — используется для соприкасающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления). Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся: 1. Ценовая стратегия «набор» — применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары. 2. Стратегия смешанных наборов — набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. 3. Ценовая стратегия «комплект» — основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы. 4. Ценовая стратегия «выше номинала» — применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства. 5. Ценовая стратегия «имидж» — используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары.
Методы ценообразования Ценообразование - это процесс, обеспечивающий формирование, применение и контроль цен. Как уже отмечалось, это процесс распадается на ряд этапов, важнейшими из которых являются выбор и применения методов ценообразования.[2] Мир товаров и услуг весьма разнообразен, Существует их бесконечное множество. Исходя из этого, методы ценообразования также разнообразны. Они дифференцируются в зависимости от конкретных групп товаров и услуг ,целевых установок, рыночной конъюнктуры и других факторов. Совокупность различных методов ценообразования представляет собой определенную систему. Метод ценообразования предполагает использование определенной системы расчетов. Система расчетов состоит из большого количества способов, математических приемов, с помощью которых формируется уровень цены. Важной характеристикой любого метода, ценообразования является присущая ему модель расчета цен. Модель расчета цены отражает формализованное выражение главных элементов цены, ее структуры. Каждый из элементов цены несет конкретную функциональную нагрузку, обусловленную множеством исходных условий. К таким условиям могут быть отнесены: § тип хозяйственной системы § развитость рыночных отношений § степень государственного участия в процессе ценообразования § сложившаяся конъюнктура на рынке конкретных товаров и услуг § конкурентоспособность участников рыночных отношений Система цен предъявляет свои требования к системе методов ценообразования, а также к конкретным методам, образующих эту систему. Однако не существует"жестокой привязанности" конкретного метода ценообразования к какому-либо определенному методу цены. Один метод ценообразования может использоваться для определения уровней различных видов цен. Методы ценообразования применяются на всех этапах жизненного цикла товара. Условно все этапы жизненного цикла товаров можно объединить в два больших этапа. Первый этап связан с разработкой и создание нового товара. На этом этапе в ценообразовании, как правило, не участвует будущий потребитель, поскольку он просто не имеет информации о новом товаре. Однако непосредственные участники создания товара уже на этом этапе должны знать хотя бы прогнозную, "примерную" цену на него, по которой товар может быть реализован в дальнейшем. Знание примерной цены позволяет разработчикам и изготовителям планировать: § финансовое состояние организации в перспективе § перспективу развития данного производства § номенклатуру продукции § эффективное распределение различных производственных ресурсов для её изготовления
Второй этап связан уже с реализацией и потребление нового товара. По мере разработки и совершенствования создания нового товара используемые с учетом производственных факторов методы определения цены дополняются другими методами, с помощью которых происходит так называемое "дообразование" цены. Важным условием "дообразование" выступает рынок на котором уже потребитель выдвигает свои реальные требования. Такими требованиями являются: § количество товара, необходимого потребителю § качество товара § уровень цены с учетом коммерческих условий поставки При использовании методов ценообразования решается дилемма, которая представлена интересами продавца и покупателя. По своей сущности методы ценообразования субъективны.
Различают затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам ценообразования относятся:
Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован. Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты, поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек. Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К параметрическим методам ценообразованияотносятся:
Метод удельной цены - основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. Метод баллов - заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т. д.). Ценовой метод регрессии - состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара. Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса. Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.
![]() |