Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Определение места судна с помощью РЛС



В судовых РЛС в качестве индикатора применяется электронно­лучевая трубка (ЭЛТ) с круговым обзором. Индикатор кругового об­зора (ИКО) дает изображение окружающей надводной обстановки и позволяет определять расстояния до объектов и направления на них.

Изображение окружающей надводной обстановки на ИКО может иметь различный вид и различную ориентировку. На морских судах применяются ИКО с двумя видами изображения обстановки: в отно­сительном движении (ОД); в истинном движении (ИД).

ОД удобно применять для решения задач на расхождение с другими судами. Недостатком этого вида изо­бражения является нечеткость изображения береговых объектов .

ИД удобно применять при плавании в узкостях и стесненных водах. При этом исключается «размазывание» изображения неподвижных объектов. Однако решение задачи на расхождение с другими судами в ИД выполнять неудобно.

Изображение на ИКО может быть ориентировано: относительно диаметральной плоскости (ДП) судна («по курсу»); относительно гирокомпасного меридиана («по норду»).

При ориентировке изображения «по курсу» на ИКО видна та­кая же картина взаимного расположения объектов относительно ДП судна, как и при непосредственном визуальном наблюдении. Этот вид ориентировки це­лесообразно применять при плавании в узкостях и при использо­вании РЛС для предупреждения столкновения судов. Следует иметь в виду, что при ориентировке «по курсу» рыскание судна приводит к смещениям изображения, а это неизбежно ухудшает его четкость, и его называют нестабилизированным. Применяется оно только для режима ОД.

При ориентировке изображения «по норду» на ИКО видна карти­на, похожая на изображение местности на морской карте. Ориентировку «по норду» целесообразно применять для опреде­ления места судна Следует иметь в виду, что этот вид ориентировки применяется для режимов относительного и истинного движения.

Недостаток ориентировки «по норду» — рассогласование в ориен­тировке картины на ИКО с наблюдаемой визуально с мостика судна, при которой нулем отсчета служит ДП судна Это особенно сказыва­ется при плавании в стесненных водах курсами, близкими к 180°, ко­гда отметка курса направлена вниз экрана

тре­тий вид ориентировки - «курс стабилизированный». При этой ориентировке отметка курса совпадает с направлением ДП судна и проходит через ноль азимутального круга Но при небольших изме­нениях курса, вызванных рысканием, или поворотах отметка курса со­ответственно изменяет свое положение, а изображение на ИКО остает­ся неподвижным. Благодаря этому изменение курса судна не приводит к «смазыванию» изображения, т. е. устраняется недостаток, свойственный ориентировке «по курсу». Этот вид ориентировки рекомендуется применять при плавании в узкостях и вдоль берегов в условиях силь­ного волнения и для решения задач на расхождение с другими судами.

Радиолокационная станция применяется главным образом для определения места судна по измеренным расстояниям. При наличии точечных или имеющих характерные очертания ориентиров можно для этого использовать и радиолокационные пеленги.

Определение места судна по расстояниям до не­скольких ориентиров.

1. Расстояния измеряются до точечных или имеющих характерные очертания ориентиров. Чтобы уменьшить влияние разновременности измерения расстоя­ний на точность определения места судна этим способом, необходимо сначала измерять расстояния до объектов, расположенных на траверзе или около него, а затем до объектов, расположенных на острых КУ .

2. Расстояния измеряются до участка береговой черты с плавными очертаниями и точечного (или имеющего характерные очертания) ориентира. Измерения расстояний ничем не отличаются от предыду­щего способа Однако прокладка этих расстояний затруднена, так как на плавной береговой черте невозможно найти точку, до которой про­изводились измерения.

Построение ведется следующим образом (рис. 17.14): от точеч­ного объекта радиусом, равным измеренному расстоянию, прово­дят дугу окружности и на ней ищут место, откуда дуга, проведен­ная радиусом, соответствующим второму измеренному расстоя­нию, касалась бы плавной береговой черты. Положение острия циркуля будет соответствовать месту судна. Точность определения места судна в данном случае будет несколько ниже, чем в первом, за счет всегда возможной ошибки объекта при измерении расстоя­ния до береговой черты.

Для контроля следует определить радиолокационный пеленг то­чечного объекта и нанести его на карту.

3. Расстояния измеряются до участ­ков береговой черты с плавными очер­таниями. В практике часто встречаются случаи, когда на ИКО видны только плавные очертания береговой черты без каких-либо приметных ориентиров, на­пример при входе в проливы, устья рек, широкие каналы и т. п.

В этом случае рекомендуется изме­рять расстояния D1 и D2 до ближайших к судну точек береговой черты (рис. 17.15).

Затем на кальку наносят линию курса судна и из какой-либо точки этой линии проводят дуги окружностей радиусами, равными изме­ренным расстояниям (в масштабе карты). Дуги проводят примерно в районе тех КУ, на которых были измерены расстояния. Кальку на­кладывают на карту так, чтобы общий центр дуг находился пример­но в районе счислимого места. Передвигая кальку на карте, находят такое ее положение, при котором дуги коснутся обоих участков бере­га. Положение центра дуг в этот момент и определит место судна. Очевидно, что в случае, когда участки береговой черты параллельны, место судна определить таким способом нельзя.

4. Если во время измерения расстояний до участков береговой черты с плавными очертаниями одновременно заметить и приближенные пеленги на точки касания ПКД, то построение можно выполнить не­посредственно на карте, не пользуясь калькой. Для этого от наблю­даемых объектов проводят линии пеленгов и откладывают на них измеренные расстояния D1 и D2. Через полученные таким путем точки проводят линии /— / и //— II, перпендикулярные наблюденным пе­ленгам. Точка пересечения этих линий и даст место судна (рис. 17.16).

Реальная средняя квадратичная погрешность определения места судна по двум радиолокационным расстояниям может быть рассчи­тана по формуле

При определении места судна по трем радиолокационным рас­стояниям погрешность может быть рассчитана по формуле

Определение места судна по радиолокационному пеленгу и расстоянию до одного ориентира. Этот спо­соб применяется, когда на ИКО виден только один хорошо различи­мый, лучше всего точечный, ориентир и его не видно визуально. Обсервованное место получают на линии пеленга на измеренном рас­стоянии от объекта. При прокладке линии радиолокационного пе­ленга не следует забывать исправлять пеленг поправкой ГК.

Средняя квадратичная погрешность в определении места судна данным способом может быть вычислена по формуле.

Так как расстояние РЛС измеряется с высокой точностью, то по­грешности в определении места судна этим способом зависят, глав­ным образом, от погрешностей радиолокационного пеленга.

 

Кроме названных выше, могут применяться также и комбиниро­ванные способы определения места, например по визуальному пеленгу маяка и радиолокационному расстоянию и др.



Просмотров 3032

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!