![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Определение места судна с помощью РЛС
В судовых РЛС в качестве индикатора применяется электроннолучевая трубка (ЭЛТ) с круговым обзором. Индикатор кругового обзора (ИКО) дает изображение окружающей надводной обстановки и позволяет определять расстояния до объектов и направления на них. Изображение окружающей надводной обстановки на ИКО может иметь различный вид и различную ориентировку. На морских судах применяются ИКО с двумя видами изображения обстановки: в относительном движении (ОД); в истинном движении (ИД). ОД удобно применять для решения задач на расхождение с другими судами. Недостатком этого вида изображения является нечеткость изображения береговых объектов . ИД удобно применять при плавании в узкостях и стесненных водах. При этом исключается «размазывание» изображения неподвижных объектов. Однако решение задачи на расхождение с другими судами в ИД выполнять неудобно. Изображение на ИКО может быть ориентировано: относительно диаметральной плоскости (ДП) судна («по курсу»); относительно гирокомпасного меридиана («по норду»). При ориентировке изображения «по курсу» на ИКО видна такая же картина взаимного расположения объектов относительно ДП судна, как и при непосредственном визуальном наблюдении. Этот вид ориентировки целесообразно применять при плавании в узкостях и при использовании РЛС для предупреждения столкновения судов. Следует иметь в виду, что при ориентировке «по курсу» рыскание судна приводит к смещениям изображения, а это неизбежно ухудшает его четкость, и его называют нестабилизированным. Применяется оно только для режима ОД. При ориентировке изображения «по норду» на ИКО видна картина, похожая на изображение местности на морской карте. Ориентировку «по норду» целесообразно применять для определения места судна Следует иметь в виду, что этот вид ориентировки применяется для режимов относительного и истинного движения. Недостаток ориентировки «по норду» — рассогласование в ориентировке картины на ИКО с наблюдаемой визуально с мостика судна, при которой нулем отсчета служит ДП судна Это особенно сказывается при плавании в стесненных водах курсами, близкими к 180°, когда отметка курса направлена вниз экрана третий вид ориентировки - «курс стабилизированный». При этой ориентировке отметка курса совпадает с направлением ДП судна и проходит через ноль азимутального круга Но при небольших изменениях курса, вызванных рысканием, или поворотах отметка курса соответственно изменяет свое положение, а изображение на ИКО остается неподвижным. Благодаря этому изменение курса судна не приводит к «смазыванию» изображения, т. е. устраняется недостаток, свойственный ориентировке «по курсу». Этот вид ориентировки рекомендуется применять при плавании в узкостях и вдоль берегов в условиях сильного волнения и для решения задач на расхождение с другими судами. Радиолокационная станция применяется главным образом для определения места судна по измеренным расстояниям. При наличии точечных или имеющих характерные очертания ориентиров можно для этого использовать и радиолокационные пеленги. Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров. 1. Расстояния измеряются до точечных или имеющих характерные очертания ориентиров. Чтобы уменьшить влияние разновременности измерения расстояний на точность определения места судна этим способом, необходимо сначала измерять расстояния до объектов, расположенных на траверзе или около него, а затем до объектов, расположенных на острых КУ 2. Расстояния измеряются до участка береговой черты с плавными очертаниями и точечного (или имеющего характерные очертания) ориентира. Измерения расстояний ничем не отличаются от предыдущего способа Однако прокладка этих расстояний затруднена, так как на плавной береговой черте невозможно найти точку, до которой производились измерения. Построение ведется следующим образом (рис. 17.14): от точечного объекта радиусом, равным измеренному расстоянию, проводят дугу окружности и на ней ищут место, откуда дуга, проведенная радиусом, соответствующим второму измеренному расстоянию, касалась бы плавной береговой черты. Положение острия циркуля будет соответствовать месту судна. Точность определения места судна в данном случае будет несколько ниже, чем в первом, за счет всегда возможной ошибки объекта при измерении расстояния до береговой черты. Для контроля следует определить радиолокационный пеленг точечного объекта и нанести его на карту.
В этом случае рекомендуется измерять расстояния D1 и D2 до ближайших к судну точек береговой черты (рис. 17.15). Затем на кальку наносят линию курса судна и из какой-либо точки этой линии проводят дуги окружностей радиусами, равными измеренным расстояниям (в масштабе карты). Дуги проводят примерно в районе тех КУ, на которых были измерены расстояния. Кальку накладывают на карту так, чтобы общий центр дуг находился примерно в районе счислимого места. Передвигая кальку на карте, находят такое ее положение, при котором дуги коснутся обоих участков берега. Положение центра дуг в этот момент и определит место судна. Очевидно, что в случае, когда участки береговой черты параллельны, место судна определить таким способом нельзя.
Реальная средняя квадратичная погрешность определения места судна по двум радиолокационным расстояниям может быть рассчитана по формуле При определении места судна по трем радиолокационным расстояниям погрешность может быть рассчитана по формуле Определение места судна по радиолокационному пеленгу и расстоянию до одного ориентира. Этот способ применяется, когда на ИКО виден только один хорошо различимый, лучше всего точечный, ориентир и его не видно визуально. Обсервованное место получают на линии пеленга на измеренном расстоянии от объекта. При прокладке линии радиолокационного пеленга не следует забывать исправлять пеленг поправкой ГК. Средняя квадратичная погрешность в определении места судна данным способом может быть вычислена по формуле. Так как расстояние РЛС измеряется с высокой точностью, то погрешности в определении места судна этим способом зависят, главным образом, от погрешностей радиолокационного пеленга.
Кроме названных выше, могут применяться также и комбинированные способы определения места, например по визуальному пеленгу маяка и радиолокационному расстоянию и др.
![]() |