![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Церковь федора Стратилата Церковь спаса на Ильне
Архитектура Новгорода
Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию князя Ярослава (Мудрого) началось строительство стен кремля, который в древнем Новгороде обычно называли детинцем. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был заложен грандиозный каменный храм Софии. Следует упомянуть, что князь Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем фактически провозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой, независимый путь в развитии архитектуры. Храм строился пять лет - с 1045-го по 1050-ый гг. Новгородская София Постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.
Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции. Пятинефное крестовокупольное здание. Три апсиды и пять куполов. Основное пятикупольное здание, возможно, вскоре после постройки, было окружено двухъярусными крытыми галереями, нижние ярусы которых служили усыпальницами. В процессе постройки к храму так же была добавлена башня с лестницей на хоры, служивщей дозорной башней новгородского детинца. Отличается от софии киевской тем что выстроена из камня, и только арки порталов и оконных проемов из кирпича, в то время как своды здания частично каменные, частично кирпичные. К своеобразным конструктивным особенностям относятся полуарки, подпирающие центральный куб,, двускатные перекрытия, чередующиеся с цилиндрическими сводами и выступающие на фасадах в виде фронтончиков , и своды в виде четвертей цилиндра, выходящих наружу на восточном фасаде в форме полузакомар. Фрески дошли до нас лишь в немногочисленных фрагментах. Хоры были отделены от центральной части двухъярусными аркадами, состоявшими каждая из двух арок, опирающихся на промежуточный столб. Большая компактность интерера и наружного объёма, увенчанная прекрасной группой пяти барабанов, что делает здание стройным, собранным и строгим. Новгородская София почти не имеет декоративных деталей, выразительность архитектуры основана на больших поверхностях стен, расчлененных лишь темными пятнами простых, ничем не обрамленных оконных проемов. В начале XII века происходит переломный момент - Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве. Это связано с тем, что теперь целью является не подчеркнуть величие и богатство храма, а сам факт его существования в личном владении того или иного человека. Князья переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже - Спасо-Нередицкий.1198г(кубический объем храмового пространства- четверик. Ни одной прямой линии, даже закомары искривлены. Уступ можно наблюдать только в верхней части арки. Храм выполнен в три прясла.) Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Ярким примером такого типа построек, а так же последним княжеским храмом XII века стал храм Спаса на Нередице 1198 года.
Церковь Федора Стратилата (1361г. Четкое появление стрельчатых арок, внутри каждого прясла появляется трехлопастное завершение. ) и церковь спаса на Ильне(1374г. На фасаде появляются крестики выложенные из кирпича над порталами используется прием бровка, кресты на фасаде располагаются хаотично.) обе церкви были построены боярами, жителями данной улицы. Для интерьера этих сооружений характерно расширение центральной части, достигнутое путем приближения столбов к стенам, а также наличие полатей(хор) с небольшими приделами на них, сооруженными боярскими семьями для личного пользования, и нескольких тайников для хранения ценностей.
Церковь федора Стратилата Церковь спаса на Ильне
![]() |