Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Объект, предмет, задачи педагогического исследования



Объект и предмет исследования. Педагогическая действитель­ность бесконечно разнообразна. Ученый же должен получить неко­торые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный, ключе­вой пункт, аспект или связь, он может, образно говоря, «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях.
В качестве объекта познания, по мнению В. И. Загвязинского1, выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. В целом объект исследования — это определенная совокупность свойств и отношений, которая сущест­вует независимо от познающего, но отражается им, служит источни­ком необходимой для исследования информации, своеобразным по­лем научного поиска.

► Объект исследования в педагогике и психологии— это, как правило, процесс, некоторое явление, которое сушествует независимо от субъ­екта познания и на которое обращено внимание исследователя.
В качестве объекта могут выступать, например, процессы обуче­ния, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т. д.), процессы становления но­вых образовательных и воспитательных систем, процессы формиро­вания определенных качеств личности и т. п.
► Понятие предмет исследованияещё конкретнее по своему содержа­нию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отноше­ние в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специаль­ному изучению.
В одном и том же объекте могут быть выделены различные пред­меты исследования. Поэтому в предмет включаются только те эле­менты, которые подлежат непосредственному изучению в данной ра­боте. Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее сущест­венных в плане поставленной проблемы связях, и допущение воз­можности их временного вычленении и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления по­иска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующи­ми научными средствами и методами.
Цель и задачи исследованияопределяются исходя из актуально­сти исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследо­вания.
Как известно, целенаправленность — важнейшая характеристика любой деятельности человека. Прежде чем достигнуть чего-то, он создает мысленный образ потребного ему будущего, строит его в сво­ей голове, совершает так называемое опережающее отражение дейст­вительности. Все эти положения в полной мере относятся и к психо­лого-педагогическому исследованию. Подлинная исследовательская деятельность возникает лишь тогда, когда действия ученого целена­правленны и внутренне мотивированны.
Следовательно, целеполагание в психолого-педагогическом ис­следовании есть выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изу­чаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогиче­ской действительности в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.
► Таким образом, цель исследования— это обоснованное представле­ние об обших конечных или промежуточных результатах научного по­иска.
По существу, в цели формулируется общий замысел исследова­ния. Поэтому она должна быть сформулирована лаконично и пре­дельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой своей научной работы.
Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не бо­лее пяти-шести.
Первая задача, по мнению В. П. Давыдова1, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснова­нием и т. п. сущности, природы, структуры изучаемого объекта; вто­рая — с анализом реального состояния предмета исследования, дина­мики и внутренних противоречий его развития; третья — со способа­ми его преобразования, опытно-экспериментальной проверки; чет­вертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с приклад­ными аспектами работы; пятая — с прогнозом развития исследуемо­го объекта или с разработкой практических рекомендаций для раз­личных категорий работников образования.
По мнению В. И. Загвязинского, в психолого-педагогическом ис­следовании целесообразно выделять три группы задач. Как правило, первая группа — историке-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических ос­нований исследования; вторая — теоретико-моделирующая — с рас­крытием структуры и сущности изучаемого, факторов, модели структуры, функций и способов преобразования объекта исследова­ния; третья — практически-преобразовательная группа задач — с раз­работкой и использованием методов, приемов и средств рациональ­ной организации педагогического процесса, его предполагаемого пре­образования, а также с разработкой практических рекомендаций.
Представленные группы задач не противоречат друг другу, а лишь подчеркивают, что определять научные задачи необходимо, строго исходя из логики предполагаемого исследования, его объекта, пред­мета и цели.



Просмотров 15131

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!