![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Требования к практическим рекомендациям психолого-педагогического исследования
Требования к формулировке теоретических выводов по результатам психолого-педагогического исследования. Когда исследование в своей основной части завершено и прошло апробацию, его результаты и ход должны быть обнародованы, без чего невозможно их широкое освоение, использование в науке и практике. Формы обнародования различны: публичные выступления, выставки, показы, смотры, дискуссии, запись на видеопленку и др. Но ведущуюроль пока играет старый традиционный способ — литературное оформление результатов исследования и подготовка публикаций (методических пособий, статей, книг). Основные требования к содержанию излагаемого: — концептуальная направленность; — сущностный анализ и обобщение; — аспектная определенность; — однозначность употребления понятий и терминов; — четкое выделение нового и авторской позиции; — конструктивность рекомендаций. Концептуальная направленность определяется системой исходных положений, которые служат основой объяснения и преобразования действительности. Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, объяснение и обобщение фактов, чтобы подойти к выяснению причин, факторов и перспектив развития. Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. В одном исследовании может быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться. Однозначность употребляемых понятий и терминов предполагает их использование в одном значении, стремлении к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего это понятие термина. Четкое выделение нового и авторской позиции — это не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов в специфических условиях или модернизированные методики. В литературной записи должны быть даны ссылки на все используемые источники, так как их отсутствие создает представление, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору. Собственные выводы оговариваются: «как нам представляется», «мы считаем», «как удалось установить» и т.п. Конструктивность рекомендаций. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения. Помимо требований к содержательной стороне изложения необходимо уделить внимание логике и методике изложения. Научный отчет. Это официальная форма подведения результатов работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Стиль изложения — деловой, строгий. Содержит следующие разделы: — характеристика авторского коллектива; — обоснование актуальности темы и проблемы; — задачи исследования; — аналитический обзор литературы; — анализ существующей практики; — теоретическое обоснование работы; — методика исследования, ее основные этапы и их содержание; — характеристика полученных результатов; — выводы и рекомендации; — библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; — приложения. Доклад или сообщение. Они предназначены для зачитывания вслух, аннотации исследования и выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Статья. Обычно содержит обоснование темы, задачи исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения. Методические рекомендации. Краткое изложение современных научных данных и более развернутое — практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур. Методические рекомендации должны прежде всего помочь в практическом использовании определенных методик и технологий. Требования к практическим рекомендациям психолого-педагогического исследования. Практические рекомендации – новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам. Их уточнение, дополнение, разработка, проверка. Все эти материалы в результате оформляются в научные публикации. Причем материалы одного и того же исследования могут быть опубликованы в разных формах, так как многие исследования длятся годами и десятилетиями, над ними начинают работать коллективы целых лабораторий и научно-исследовательских коллективов. Научные публикации могут быть различных жанров и видов: реферат (автореферат), диссертация, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия. Студенты педагогического вуза могут ориентироваться на такие формы научной продукции, как доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа). В качестве оценки научных психолого-педагогических студенческих работ рассматриваются такие признаки, как самостоятельность подбора и изучения основной и дополнительной литературы по проблеме, критическое использование научной литературы, раскрытие различных точек зрения, определение собственного отношения к ним; обоснование выбора проблемы и темы исследования, актуальность темы, ее теоретическая значимость, связь работы с потребностями практики воспитания учащихся, самостоятельность опытно- экспериментальной работы, новизна подхода и результатов, методологическая обоснованность, адекватная предмету методика исследования, наличие достаточно разработанного аппарата, грамотная интерпретация и обработка полученных данных, четкое оформление текста согласно требованиям ГОСТа, владение научным стилем изложения.
![]() |