![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности развития советского права в 1926-1929 гг
Семейное право. КЗАГС 1918 г., создававшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие справедливо считали, что Кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г. коллегия Наркомюста постановила разработать в кратчайший срок проект нового семейного Кодекса. Работа над проектом вызвала новую дискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М. Коллонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др. К 1923 г. НКЮ РСФСР разработал проект нового Кодекса и переработал его в 1924 г. Наркомат внутренних дел РСФСР создал свой проект. Оба документа поступили на рассмотрение Совнаркома РСФСР. Был одобрен проект НКЮ, переданный затем на утверждение ВЦИК. Новизна идей, содержавшихся в проекте, вызвала острые споры членов ВЦИК. Было решено принять проект за основу и передать его на места для обсуждения. В течение целого года проект обсуждался трудящимися и 19 ноября 1926 г. был утвержден ВЦИК. Главным нововведением Кодекса было признание так называемого фактического брака, т.е. приравнение брака незарегистрированного к зарегистрированному. Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в сожительство. Доказательствами наличия фактического брака в случае спора являлись, согласно ст. 12 Кодекса, "факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.". В отличие от Кодекса 1918 г. новый вводил институт общей собственности супругов (ст. 10). При прекращении брака помимо раздела имущества предусматривалось алиментирование нуждающегося нетрудоспособного супруга в течение одного года после прекращения брака, а также алиментирование безработного супруга в течение полугода. Введение института фактического брака исключало из оборота термин "внебрачные дети", поскольку почти любое сожительство считалось теперь браком. Однако оно не устраняло процедуры установления отцовства. В отличие от прежнего закона обязанность алиментирования ребенка была возложена только на одного мужчину, хотя бы женщина имела связь с несколькими мужчинами. В условия регистрации брака тоже вносились существенные изменения. Брачный возраст повышался для женщин с 16 до 18 лет. Регистрирующие брак обязаны были дать подписку о том, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья, в частности, в отношении венерических, душевных и туберкулезных заболеваний, а также указать, в который по счету брак, зарегистрированный или незарегистрированный, каждый из них вступал и сколько имел детей. Сокрытие этих сведений каралось в уголовном порядке. Сохраняя принцип единобрачия, Кодекс 1926 г. не допускал регистрации брака с лицом, если оно уже состояло в фактических брачных отношениях. Кодекс 1926 г. предоставил право супругам остаться при своих добрачных фамилиях. Точнее, это право было предоставлено еще в 1924 г. и закреплено в новом Кодексе. По Кодексу 1926 г. восстанавливался институт усыновления, что было особенно важно при существовании огромной массы беспризорных, порожденной гражданской войной. Успехи социалистического строительства создали возможность в октябре 1927 г. объявить о переводе фабрично-заводских рабочих с 8часового на 7часовой рабочий день без уменьшения заработной платы. В 1929 г. был осуществлен переход на 5дневную (для непрерывно действующих предприятий) и шестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю. Последний день такой недели являлся выходным. Уголовное законодательство откровенно подчеркивает классовый подход к преступнику. Система преступлений имела некоторое сходство с той, которая существовала в России до революции. Конечно, в ней отсутствовали преступления против церкви, стоявшие раньше на первом месте, зато следующие рода преступлений располагались примерно по традиционной схеме, т.е. наиболее тяжкими считались деяния, затрагивающие государственный или общественный интерес, а преступления против личности стояли ближе к концу Кодекса. Особенная часть Кодекса РСФСР открывается разделом о контрреволюционных преступлениях. Год спустя было издано общесоюзное специальное Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления). Оно предусматривало конкретные составы таких преступлений и среди них - вооруженное восстание, шпионаж, вредительство, диверсии и др. В ст. 8 говорилось об ответственности за террористический акт, под которым понималось убийство только "представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций", и притом только в контрреволюционных целях. Особо следует отметить ст. 10 - антисоветская пропаганда, - от применения которой впоследствии пострадали многие советские граждане. В уголовном праве отразились, конечно, и условия нэпа. Любопытна в этом отношении ст. 107 УК 1926 г. Она защищает покупателей от злонамеренных действий продавцов, а именно стараний завысить цены путем припрятывания товара или организации сговора продавцов для установления единых, естественно, завышенных цен. Такие действия стали рассматриваться как спекуляция, т.е. нарушение ст. 107 УК со всеми вытекающими отсюда последствиями; суды обычно назначали минимальное основное наказание, но зато полностью использовали дополнительное - конфискацию имущества, причем и она проводилась своеобразно: изымался лишь хлеб, который поступал на ссыпные пункты. Таким образом, давно известная продразверстка начала проводиться столь оригинальным путем. Преступления против личности традиционны: убийства, телесные повреждения, оскорбления и пр. Характерна трактовка квалифицирующих признаков умышленного убийства, обусловливающих применение наивысшей для этого состава меры наказания (10 лет лишения свободы со строгой изоляцией). Среди них на первом месте стоят низменные побуждения, главными из которых считаются корысть и ревность. Действительно, ревность как собственническое чувство резко противоречила социалистическому отношению к личности, приравниваясь ко всякой корысти 52. «Социалистическая реконструкция» народного хозяйства в СССР в 1930-1937гг. Экономические реформы Сталина и создание административно-командной системы управления народным хозяйством. Сущностью сталинской модернизации является ускоренное превращение Советского Союза из страны аграрной в страну индустриальную, обеспечение максимальной экономической независимости и упрочение обороноспособности СССР. Концепция форсированного развития социализма включала в себя индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Коллективизация (К) - производственное кооперирование крестьянских хозяйств. Ее проведение провозгласил XV съезд партии в 1927 г., правовой основой К являлся закон ≪Об общих началах землепользования и землеустройства≫ 1928 г., на основании которого колхозам предоставлялись налоговые и кредитные льготы, льготы по получению в пользование земель, кулаки, наоборот, ограничивались в правах аренды земли. Закон также определил, что право собственности на всю землю в составе Союза принадлежит СССР и создал правовую базу для учреждения общесоюзной централизованной системы управления сельским хозяйством. Проведение К предполагалось на основе принципов добровольности и постепенности, однако кризисхлебозаготовок 1927-1928 гг. подтолкнул власти на проведение принудительной ускоренной коллективизации. Данное решение было принято Пленумом ЦК Коммунистической партии в ноябре 1929 г. Для государственного управления процессом К и в целом сельскохозяйственным производством был создан Наркомзем СССР, в состав которого вошел Колхозцентр СССР. Процесс К сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества иих переселением, задачами которого было создание материальной базы колхозов, освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства. В задачи колхозного и земельного права входило укрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись ≪Примерный устав сельскохозяйственной артели≫ от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съезде колхозников. Фактически колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности. Курс на проведение индустриализации (И) был провозглашен на XIV съезде партии в 1925 г. И означала форсированное, максимально быстрое промышленное развитие страны. Основные черты и особенности И: -5-летние планы развития народного хозяйства; -использование только внутренних финансовых и трудовых ресурсов; -внедрение метода социалистического соревнования(стахановцы); -эмоциональный подъем, энтузиазм трудящихся, с одной стороны, с другой - усиление репрессий и снижение жизненного уровня населения. Влияние И обусловило развитие обязательственного права в системе хозяйственного права. Между государственными предприятиями стали широко использоваться хозяйственные договоры, в основном подряд и поставка. Проведение И требовало установления четкого и безоговорочного контроля государства над хозяйственными операциями, что в правовом плане означало всестороннее регулирование государством системы договоров. Выполнение договора увязывалось с выполнением плана, а потому жестко регламентировалось и контроли- ровалось. Государство издавало специальные постановления, обязывающие оформлять госзаказы и поставки письмен- ными договорами. СНК СССР ежегодно издавало постановления, регламентирующие порядок заключения договоров на год. Устанавливаются две формы договоров:генеральные договоры - заключаются между центральными органами двух государственных систем, например, между министерством и торговым ведомством; локальные договоры - заключаются между определенными поставщиками и покупателями на основе генеральных договоров. Позднее, в связи с усложнением хозяйственных отношений, данный порядок заменяется системой прямых договоров, которые вначале заключались на основе протокольных соглашений ведомств, которые позд- нее были заменены основными условиями поставок, утверждаемыми СНК СССР. Усиливается ответственность за неисполнение договора, постановления правительства предписы- вают устанавливать в договорах последствия их неисполнения: пеня, штраф, неустойка. На решение проблемы качества продукции была направлена инструкция Госарбитража 1939 г., регулировавшая порядок предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества и установившая высокие штрафы. Однако существовали и внедоговорные хозяйственные отношения по поставкам некоторых видов продукции, что подчеркивало приоритет административного регулирования над гражданско-правовым.
![]() |