Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Современной науки. Инфляционные



Сценарии развития Вселенной

В современной космологии

Современная космология рассматривает в качестве одного из наиболее вероятных сценариев эволюции Вселенной, в рам­ках которого удается решить большинство космологических проблем, сценарий, включающий инфляционную стадию. Основная идея инфляционной теории состоит в том, что рас­ширение Вселенной и весь последующий ход ее эволюции рассматривается из состояния, когда вся материя была представ­лена только физическим вакуумом. Вакуум нашей Вселенной обладает вполне конкретными свойствами, определившими характер взаимодействий, специфику явлений, протекающих в нашем мире, размерность пространства, в котором мы жи­вем. Возможно, наша Вселенная — это лишь мини-Вселен­ная, обитаемый островок, на котором возникла жизнь наше­го типа. Инфляция (от латинского слова inflatio) означает «вздутие». Инфляционная стадия предполагает процесс взду­тия Вселенной. При этом вакуум той эпохи Вселенной — «лож­ный вакуум». Он отличается от истинного вакуума (считает­ся, что истинный вакуум — это состояние с наинизшей энергией) тем, что обладает огромной энергией. Квантовая природа наделяет «ложный вакуум» стремлением к гравита­ционному отталкиванию, обеспечивающему его раздувание. Этот «ложный» вакуум представляет собой симметричное, но энергетически невыгодное, нестабильное состояние, что на языке физики означает стремление его к распаду. Эволюция Вселенной предстает в контексте инфляционной теории как синергетический самоорганизующийся процесс. Если встать на точку зрения модели Вселенной как замкнутой системы, то процессы самоорганизации могут быть рассмотрены в ней как взаимодействие двух открытых подсистем — физического вакуума и всевозможных микрочастиц и квантов полей. Счита­ется, что в процессе расширения из вакуумного суперсимметричного состояния Вселенная разогрелась до Большого Взрыва. Дальнейший ход ее истории пролегал через критические точки -точки бифуркации, в которых происходили спонтанные нару­шения симметрии исходного вакуума. В эти моменты энергия из вакуума перекачивалась в энергию тех частиц и полей, кото­рые из вакуума же и рождались. Причем ход этой эволюции, выбор путей дальнейшего развития в моменты бифуркаций ока­зались именно такими, что в результате появилась жизнь наше­го типа.

Выделенность вакуума, его особая роль в космологических процессах возникновения и развития физического мира позво­ляет рассматривать его в качестве исходной абстракции в теоретической физике. Именно физический вакуум принимает не­посредственное участие в формировании и качественных и ко­личественных свойств физических объектов. Такие свойства, как спин, масса, заряд проявляются именно во взаимодействии с определенным вакуумным конденсатом вследствие перестройки вакуума в результате спонтанного нарушения его симметрии. Это вносит коррективы в представление об историзме физичес­ких объектов. Ибо любой физический объект со своими харак­теристиками рассматривается в современной теории как момент, элемент космологической эволюции Вселенной.

 

 

Антропный принцип

И диалектическая концепция

Взаимопревращения материи

И сознания

Попытка связать основные особенности того мира, в ко­тором мы живем, с самим фактом существования человека познающего этот мир, привела к формулированию принци­па, который вряд ли можно назвать строго физическим прин­ципом, но который, тем не менее, основывается на неоспо­римом факте существования человека в нашей Вселенной. Этот принцип был назван антропным.

Антропный принцип в физике впервые был сформулиро­ван в 1961 г. Д. Дикке, а в дальнейшем развит Б. Картером, которому и принадлежит сам термин «антропный принцип». Антропный принцип утверждает, что мир таков, каков он есть, потому, что в противном случае некому было бы спра­шивать о том, почему мир таков. Можно сказать, что наука со времен Коперника развивалась таким образом, что на­блюдателю-человеку в ней отводилась весьма скромная роль. Человек не занимал какого-либо привилегированного цент­рального положения в науке о Вселенной. Как бы без вни­мания оставался и тот факт, что необходимой предпосылкой . нашего существования являются специально благоприятные условия (температура, химический состав окружающей сре­ды и т.д.), возникновение которых оказалось возможным бла­годаря именно тонкой подстройке значений физических ве­личин во Вселенной. Некоторые ученые обратили внимание на ограниченность такого подхода, считая, что строение фи­зического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его в самом фундаментальном смысле. Наше положение в мире, если и не является центральным, то неизбежно является привилегированным. И можно заранее до наблюдений предсказать ряд астрофизических и других факторов по той причине, что-то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Основанием для таких предсказаний и служит антропный принцип, как принцип, отражающий невероят­но тонкую подстройку Вселенной.

Антропный принцип концентрирует внимание на следу­ющем обстоятельстве: свойства окружающего нас мира яви­лись результатом определенной согласованности соответству­ющих фундаментальных констант, интервал возможных зна­чений которых, обеспечивающий нам мир, пригодный для жизни, очень мал.

Корни его имеют начало в самих ранних этапах истории человеческой культуры. Однако «переоткрытие» антропного принципа современной космологией имеет важное значение в становлении нового постнеклассического типа научной ра­циональности. Существуют различные версии антропного принципа: слабый антропный принцип, сильный, финалистский антропный принцип, антропный принцип, включаю­щий соучастника-наблюдателя. Появляются и теологические нотки при обсуждении антропного принципа. Все это повли­яло на то, что многие физики-ученые с настороженностью относятся к этому принципу, рассматривая его как ненауч­ный. Однако положение резко меняется, если антропный принцип рассматривать в контексте синергетического само­организующегося процесса эволюции Вселенной. Здесь на первый план выдвигается идея о корреляции свойств наблю­дателя и свойств мира. То есть речь идет о вероятности того, что мир имеет наблюдаемые нами свойства. А это значит, что можно сравнивать вероятности оказаться в разных мирах с разными свойствами. Следовательно, антропный принцип по­лучает нетеологическое объяснение при условии существова­ния множества миров. Надо сказать, что инфляционные сце­нарии раздувания Вселенной содержат в себе результаты, пред­сказывающие разбиение Вселенной на неограниченно большое число мини-Вселенных — огромных областей, внутри которых реализуется свои типы физических вакуумов, размернос­тей пространства-времени, цепочек спонтанного нарушения симметрии. Так что вероятность возникновения из этого ог­ромного числа разных мини-Вселенных, которые подобны нашей, в которых возможна жизнь, подобная нашей, суще­ствует.

Современная физика с использованием антропного прин­ципа как бы расширяет границы своего традиционного рас­смотрения вопросов. Человек, рассматриваемый ранее лишь в качестве непосредственного потомка прогрессивной эво­люции жизни в биосферных условиях, предстает уже в ка­честве непосредственного продукта космологической эволю­ции Вселенной. И, как считают многие физики, трудности в построении единой теории поля могут быть связаны как раз с тем фактом, что такое свойство материи, присущее ей на всех уровнях организации, как отражение, и высшая форма его развития — сознание, остаются вне рамок исследования. Не окажется ли, что поставленная современной физикой за­дача принципиально неразрешима вне исследования тех фак­торов, которые привносит с собой в ход мирового процесса мыслящий дух? Иными словами, антропный принцип с методологической точки зрения является предвестником более глубокого диалектического понимания взаимопревращения ма­терии и сознания.

 

Раздел IV



Просмотров 930

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!