Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Природные начала и бытие человека



Сущность современной

Эволюционной теории происхождения

Человека от животного предка

Одной из самых фундаментальных нерешенных проблем со­временного научного познания является постижение генезиса человека. Поскольку человек, представляя собой, часть жи­вой природы (биосферы), является космопланетарнымфено­меном, постольку традиционный подход к проблеме челове­ка в ключе рассуждений о взаимосвязи биологического и со­циального, подход к проблеме человека, понимаемого как «биосоциальный синтез», явно неадекватен современному состоянию дел в науке. Более перспективным является под­ход, рассматривающий человека как продукт длительной био­логической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте развитие нашей Вселенной после Большого взрыва, вместе с социокультурной эволюцией, с которыми связана его психическая эволюция.

Уже известно, что одним из процессов, придавших био­сфере неповторимый облик, является эволюция видов, со­провождающаяся гибелью одних, выживанием вторых и появ­лением новых(например, вымерли динозавры, сохранились кораллы, появились млекопитающие). В ходе эволюции ос­таются те организмы, которые своей жизнедеятельностью уве­личивают свободную химическую энергию в биосфере, то есть эволюция идет в определенном направлении.

В.И. Вернадский подчеркивал значимость высказывания американского геолога Д. Дана о том, что «в ходе геоло­гического времени наблюдается (скачками) усовершенство­вание — рост — центральной нервной системы (мозга), начи­ная от ракообразных и моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Раз, достигнутый уровень мозга (центральной не­рвной системы) в достигнутой эволюции идет уже не вспять, а только вперед». В таком ракурсе появление человека есть закономерный результат развития биосферы, функциониро­вания ее космопланетарных механизмов. В свете последнего положения и следует рассматривать проблему происхождения человека, относящуюся к числу важнейших вопросов миро­воззрения и науки.

Согласно современным научным данным, наиболее адек­ватной действительности является эволюционная теория про­исхождения человека от животного предка — гоминид.Эволю­цию мозга гоминид (в плейстоцене) следует считать весьма особым процессом, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, в связи с ее темпами: это был один из наиболее бурно протекающих процессов макроэволюции в истории по­звоночных, если не в истории животного мира вообще. Во-вторых, в связи с его феноменальным последствием, этот процесс привел к возникновению уникального в животном мире биосферы явления, каковым является человеческая психика. Так, речь идет о следующих связанных между собой свойствах психики:

1) оперирование образами и понятиями,содержание кото­рых свободно от ограничений пространства и времени и мо­жет относиться к воображаемым, никогда и нигде не существовавшим событиям;

2) познавательная способность,основанная на проник­новении в структуру мира и построении модели мира;

3) способность, как соблюдения существующих моральных нормповедения, так и разрушения и саморазрушения;

4) самопознание и рефлексия,проявляющиеся в спо­собности созерцать собственное существование и осознаватьсмерть.

Роль естественного отбора

И социальных факторов в эволюции

Человека как комплексном процессе

Антропосоциогенеза

Эволюция древних человекообразных обезьян была целиком обусловлена естественным отбором и осуществлялась путем биологического изменения целого комплекса телесных особенностей и в первую очередь мозга. Этот путь привел, в кон­це концов, к появлению первобытных людей, морфофизиологическое строение которых обусловило их способность изго­тавливать орудия труда. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем из­менения строения тела, а посредством создания новых орудий труда и искусственной среды обитания, защищавшей людей от неблагоприятных условий естественной среды.

Вначале, когда орудия труда и средства выживания человека были еще очень примитивны, естественный отбор продолжал действовать и вызывал существенное изменение строения тела древних людей, порождая новые их виды. Ко времени появле­ния кроманьонцев — ископаемых людей современного вида— ре­шающую роль стали играть не факторы биологической эволю­ции (наследственность, изменчивость и естественный отбор), а факторы социального развития (труд, речь, организация совме­стной жизни людей в стаде, потом и в собственно человеческом обществе и т.п.). В результате биологическая эволюция человекапо существу прекратилась. Вот почему современные люди так мало отличаются от ископаемых кроманьонцев.

Генетическое наследование морфофизиологических осо­бенностей, врожденных инстинктов и рефлекторного меха­низма деятельности у человека было дополнено социальной пе­редачей опыта предшествующих поколений новым поколениям в процессе их обучения с помощью членораздельной речи. На пер­вых шагах исторического развития людей, когда их речь была несовершенной, трудовые и другие навыки передавались боль ще показом, но ко времени появления кроманьонцев словес­ная передача опыта превратилась уже в устойчивую и важную форму обучения и воспитания молодежи. Со времен кромань­онцев природные факторы жизни людей все больше дополня­лись культурой — созданным ими самими миром орудий тру­да, жилищ, одежды, форм поведения, обычаев и т.п.

Созданные кроманьонцами каменные, костяные и рого­вые орудия труда значительно превосходили приспособления неандертальцев. Кроманьонцы изготавливали составные ору­дия, не только обкалывали, но и обтачивали каменные ору­дия. У них появилось искусство. На стенах их пещер обнару­жены рисунки животных и охотничьих сцен, вместе с оруди­ями труда найдены вырезанные кроманьонцами из кости фигурки животных и людей.

Современные исследования, в том числе и культурологи­ческие, в полной мере подтвердили решающую роль надбиологических факторов в формировании современного человека — Homo sapiens.

В социальной, культурной эволюции предков человека и самого Homo sapiens обычно выделяют следующие периоды. Палеолит — древний каменный век продолжительностью от 2—3 млн лет назад до 10 тысячелетия до н.э. За это время человеческий род продвинулся от вида Homo habilis («человек умелый») до кроманьонцев, т.е. до Homo sapiens («человек разумный»). Становящийся, формирующийся человек пользо­вался постепенно совершенствовавшимися каменными, де­ревянными, костяными орудиями, занимался охотой и со­бирательством. Неолит — новый каменный век (VIII—IIIты­сячелетия до н.э.). В эту эпоху осуществился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты) к произво­дящему (скотоводству, земледелию).Люди научились шлифо­вать и сверлить орудия из камня, делать глиняную посуду, овладели навыками прядения и ткачества. Бронзовый век исторический период, сменивший неолит (IV—I тысячелетие До н.э.). Характеризуется производством и использованием бронзы (сплавов меди с оловом, алюминием, бериллием, свинцом и другими металлами), бронзовых предметов и ору­дия. Это время распространения кочевого скотоводства и Поливного земледелия, письменности, рабовладельческих ци­вилизаций и государств.

 

 

82. Как современная наука определяет природу и сущность человека?

В современной науке обосновано достаточно убедительно положение о том, что природа человека носит космобиопсихо-социокультурный характер, что сознание человека отнюдь не является tabula rasa («чистой доской»). На основе анализа многолетних исследований по клиническому применению ЛСД как эмпирического основания холистского подхода к психике человека установлена принципиальная недопустимость ее ре­дукции к «эго», разуму и чувствам. Психика человека подоб­на пирамиде, причем доступна исследованию только верши­на, а «основание» теряется в глубинах Космоса. Такого рода методологическая установка в социобиологии, исследуя социальное поведение человека как проявление его приро­ды, принимает во внимание биологическую, генетическую сторону индивида. Вместе с тем следует различать понятия «природа» и «сущность» человека, последнее понятие являет­ся частью первого и придает ему незавершенный характер. В идеале каждый человеческий индивид представляет собой кон­кретную самоценность, которая в своих творческих возможностях бесконечна, ибо его сущность заключается в потенци­альной способности стать собственно человеком. Каждый человек — это динамичная микровселенная, представляющая собой неисчерпаемый континуум чистых возможностей. Од­нако его сущность открыта, незавершенна, динамична, по­этому конкретно-исторические условия существования обще­ства, противоречивость социального, научно-технического прогресса ограничивают возможности самореализации инди­вида. Нравственное отношение к человеку предполагает ви­дение в каждом конкретном человеке «образа бога» (ведь бог, согласно Л. Фейербаху, есть проекция человека на бесконеч­ность), т.е. потенциально бесконечного совершенства, что служит основой гуманистической составляющей культуры как противовеса крайнему техницизму и сциентизму.

 

Что свидетельствует

О сложности и многомерности

внутреннего мира человека?

Внутренний мир, или внутренний космос, человека имеет весьма сложную природу, он многомерен и по размерности того же порядка, что и размерность космоса со всеми проте­кающими внем процессами. Ведь природа человека по сво­ему характеру является космобиопсихосоциальной и пред­ставляет собой совокупность предельных возможностей и ог­раничений, вытекающих из различного рода социальных, культурных и прочих средств.

«Психокосмос», или внутренний мир, как исчерпывающий образ всех сфер человеческого сознания в их зависимости, по выражению психолога Р. фон Экартсберга, есть своего рода светящаяся сфера, в которой человек видит себя и мир. По­этому на протяжении всей истории человечества человеческим «психокосмосом» занимались шаманизм, магия, религия, ис­кусство, философия, психология и сейчас идут многочислен­ные обсуждения природы сознания, о которой не так уж мно­го известно.

О сложности и многомерности внутреннего мира человека свидетельствует то, что он включает в себя правополушарное и левополушарное сознание, воображение и грезы, мечтания и па­мять, медитацию и творческое мышление, сферы собственно сознания и бессознательного, интуицию и другие познаватель­ные процессы, не говоря уже о ценностях и психологических установках.

Бурное развитие науки поставило на повестку дня проблемы связи человеческой психики с глубинами космоса, т.е. «мик­рокосма» с «макрокосмом». И сразу появилось несколько кон­цепций, идей и гипотез, объясняющих эту связь:

• концепция человека как единства материального об­разования (биомашины) и неограниченного поля сознания, т е. концепция корпускулярно-волновой природы человека;

• концепция человека как «молекулы», содержащей в себе максимум информации о Вселенной;

• гипотезы о галактическом разуме, об определенных аналогиях характеристик физического вакуума и человеческого сознания и их возможных связях; о голографической природе Вселенной и сознания.

Представляет интерес вычленение рационального смысла гипотез о «жизни после смерти», о существовании в одном теле множества «душ» или личностей, а также выявление связи между субъективным, человеческим временем и объективным временем иерархически организованной Вселенной.

Не менее увлекательными являются интерпретации целого ряда психофизических феноменов — экстрасенсорное восприятие, те­лепатия, ясновидение или дальновидение, восприятие прошлых событий, недоступных обычному воспоминанию, предсказание будущих событий и т.д. В этом плане представляется плодотвор­ной идея коммуникации людей при помощи биосферы, связанной с космосом, что дает возможность научного объяснения це­лого ряда явлений внутреннего космоса человека.

 



Просмотров 935

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!